Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Александр Чепуренко, Президент НИСИПП. Государство не может поддерживать всех

После долгого перерыва подготовлена новая программа государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Александр Чепуренко был одним из активных ее разработчиков.



- Александр Юльевич, расскажите, пожалуйста, о новой программе.


- Во-первых, надо отметить, что программа еще не принята. Мы представили ее заказчику, и думали, что программа направляется на согласования. Но, как выяснилось, после этого у заказчика проснулся фонтан фантазии, и он начал формулировать некие вводные, которых раньше не было. Они сильно изменяют наше представление о том, чего заказчик хочет. Так что работа как бы пошла на второй круг, причем пока не очень понятно, когда и чем это закончится.
В связи с этим я могу рассказать только о неких общих положениях программы, не вдаваясь в детали, поскольку они могут измениться.


- Хорошо. Какие же общие положения Вы можете сейчас представить?


- Скажем сразу: у нас была длительная пауза с подобными программами. Старая инфраструктура уже не работала, а новая еще не начинала работать. Сначала она создавалась, потом началась административная реформа. При этом все стало еще сложнее и непонятнее: вместе с ликвидацией МАПа был ликвидирован и соответствующий департамент. В итоге получилось, что за малый бизнес вообще никто не отвечает на федеральном уровне. Сейчас ясно, что такую ответственность берет на себя МЭРТ. Это – первое, что ясно. Второе, что ясно: министерство готовит сейчас четырехлетнюю программу поддержки не только малого, но и среднего предпринимательства. То есть делается попытка приблизить подходы к данному сектору экономики к тем, которые сложились во всем мире, где справедливо в одну группу относят малый и средний бизнес. Это тоже уже ясно.
Более-менее ясно, что общие объемы финансирования этой программы со стороны федерального центра составят порядка 17 – 18 миллиардов рублей за 4 года.


- А Вам не кажется, что малому и среднему бизнесу такой страны, как Россия, эта сумма, «як слону дробына»?


- Нет. Мне так не кажется. Во-первых, в любом случае, я надеюсь, как бы ни изменилась программа, неизменным останется базовый принцип: любые деньги под любые направления программы выделяются только на условиях, когда заинтересованная в их получении сторона предоставляет адекватное софинансирование.
Оно может поступать со стороны регионов, со стороны некоммерческого сектора. Увы, и то, и другое маловероятно: бюджеты регионов трещат по швам после того, что на них возложили в ходе социальной реформы, некоммерческий сектор после того, как сдулось большинство программ западной технической помощи, тоже не жирует. Остается одна возможность: частный бизнес или объединение частного бизнеса по тем или иным причинам окажется готовым софинансировать соответствующие мероприятия.
Таким образом, как бы ни мала была эта сумма, в реальности она будет еще меньше. Как мне представляется, в сложившихся условиях трудно будет найти тех субъектов, которые будут готовы стать партнерами федерального центра по реализации тех или иных программ. Это тоже более-менее ясно.
Все остальное ясно в гораздо меньшей степени.


- Почему?


- Дело в том, что министром экономического развития, ответственными сотрудниками этого министерства уже делаются определенные заявления о тех направлениях поддержки, которые будут развиваться в рамках этой программы. И не очень понятно, на чем эти заявления основаны.
Не очень понятно, почему, например, одна из форм поддержки – бизнес-инкубирование – заведомо признана приоритетной. В России нет серьезного опыта его развития, и не очень понятно, что будет дальше с теми предприятиями, которые через какое-то время должны бизнес-инкубаторы покидать. Почему же именно эта форма ставится во главу угла?


- Да, только что, 1 марта, на форуме по конкурентоспособности малого предпринимательства, организованном ОПОРой, министр Греф заявил об «адекватной задаче правительства» - формировании до 2007 года инфраструктуры поддержки малого бизнеса. И, в первую очередь, он имел в виду именно бизнес-инкубаторы.


- Об этом я и говорю.
Дело в том, что у министерства в тот момент, когда начиналась разработка программы, были, конечно, какие-то свои представления о проблеме. Разработчики сильно продвинулись вперед и, как им казалось, кое в чем смогли убедить министерство. Поэтому трудно понять заявления, которые остались на том уроне, на каком они существовали в министерстве прошлой осенью.


- Александр Юльевич, а сколько лет у нас вообще не было таких программ?


- Строго говоря, с 2001 года, поскольку в 2002-м году уже ничего не принималось. Просто пролонгировалась предыдущая программа.
В чем-то это можно понять: опыт реализации предыдущих программ не впечатлял. Деньги, правда, не очень большие, выделялись. Но как они расходовались, с какой эффективностью – это было совершенно непонятно. Поэтому в новой программе, по мнению разработчиков, должен обязательно присутствовать такой компонент, как мониторинг эффективности программы.
В большинстве предыдущих программ оценку эффективности программы часто подменяли оценкой развития сектора. Это не совсем правильно. Конечно, как говорилось раньше, «течет вода Амур-реки, куда велят большевики», но, тем не менее, на малый бизнес, помимо федеральных программ со скромными бюджетами в 200-300 миллионов рублей, воздействует еще масса факторов. Причем их совокупное воздействие многократно превосходит эти федеральные программы.
Поэтому не очень понятно, в какой мере изменение числа малых предприятий или численности занятых может говорить об эффективности данной конкретной программы. И мы предлагаем целый ряд технологий для того, чтобы сформулировать простые, легко проверяемые индикаторы результативности отдельных мероприятий. Мы можем предложить к этим индикаторам также достаточно простые методики просчета показателей, дающих возможность, во-первых, оценивать динамику положительной или отрицательной результативности тех или иных направлений программы, во-вторых, сравнивать их между собой.
Условно говоря, идея заключается в том, чтобы через год или два можно было сказать: у нас есть пять, шесть или семь основных направлений, по которым мы выделяем средства. Выясняется, что наиболее эффективно эти средства расходуются в рамках направления такого-то. Поэтому возникает предложение: на каких-то направлениях активность свернуть, а на данное направление бросить дополнительные ресурсы.
Возвращаясь к тому, много или мало выделяется средств, скажу: помимо того, что даже эта сумма не будет освоена, есть другое обстоятельство, которое надо учитывать. Не стоит и не может стоять перед государством задачи, если мы говорим о предпринимателях, а не о социально активных иждивенцах, поддержать весь сектор малого и среднего бизнеса.
В реальности в этом секторе, по данным статистики и экспертным оценкам, есть, примерно, 0,5-0,8% стартующих малых предприятий. Их надо поддержать.
Порядка 1-1,5% предприятий с натяжкой можно назвать инновационными. Их тоже, безусловно, надо поддержать.
Наконец, есть некоторая группа, которую достаточно трудно выделить, но, по экспертным оценкам, она тоже не превышает 5-8%, - активно растущие малые предприятия, которые вот-вот перейдут в категорию средних. Конечно, такие предприятия тоже надо поддерживать, чтобы этот процесс шел быстрее и интенсивнее.
В совокупности мы получаем, что теми или иными формами целенаправленной избирательной поддержки нужно охватить не более 10% субъектов малого предпринимательства.


- Но и 10% - это очень много фирм.


- Много, не уже не миллионы, а десятки тысяч.


- Совершенно верно.


- Конечно, никто не собирается бросать весь сектор в целом. Есть универсальное направление, облегчающее жизнь и всех прочих малых предприятий: это – дерегулирование. Продолжение работы по снижению административных барьеров, по оптимизации налогообложения. Эта форма будет в программе присутствовать. Она не стоит практически ничего: нужно разрабатывать нормативную базу, внедрять ее и проводить мониторинг, как она работает. И эти меры приносят облегчение всем и сразу.
Вот таковы самые общие принципы программы.



Беседовал Владимир Володин

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости