Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Светлана Кириллова, генеральный директор туристической фирмы «Компания Атриум». Работа у нас очень нервная

На страницах нашего сайта мы неоднократно рассказывали о различных видах бизнеса. Сегодня мы обращаемся к бизнесу туристическому. Его услугами пользуются сегодня многие, но многие ли знают, как работают и чем живут туристические агентства? Наш сегодняшний собеседник – генеральный директор туристической фирмы «Компания Атриум» Светлана Кириллова.


- Светлана Львовна, давно Вы занимаетесь туристическим бизнесом?


- С 97-го года.


- То есть это уже восемь лет. Как я знаю, в Вашей фирме работает не так много народа.


- Пять человек.


- То есть это - типичное малое предприятие.


- Да.


- Поскольку мы хотим познакомить наших читателей с туристическим бизнесом как таковым, на какие основные моменты в работе туристической фирмы Вы хотели бы обратить внимание. В чем вообще заключается работа туристической фирмы? Ведь, на самом деле, далеко не все, кто пользуется Вашими услугами, да, наверное, даже далеко не все предприниматели представляют, что это такое – работа турфирмы.


- У нас два направления работы: туроператорское и турагентское. Туроператорская деятельность заключается в том, что фирма сама полностью составляет пакет услуг и его продает. Продает как обычным клиентам, так и юридическим лицам, и другим агентствам.
Что касается турагентской деятельности, то тут мы выступаем посредниками между другими операторами и клиентами.
Отмечу, что оба направления нашей деятельности лицензируются, и у нас есть две лицензии.


- Последнее время у нас много говорят о трудностях получения лицензий. Сколько раз за свою деятельность Вы должны их получать? И это для Вас действительно такая тяжелая проблема?


- Для нас это – не тяжелая проблема. У нас уже вторая лицензия, поскольку у первой истек пятилетний срок действия. Единственное, что вызывает некоторые неудобства - подходит срок получать новую лицензию, а за это время происходят изменения в структуре нашей власти. Мы получали лицензию в комитете по физкультуре и спорту, потом в министерстве труда, а сейчас нас опять передали в другое ведомство, и мы должны получать лицензии в комитете по спорту и туризму. Но это – мелочи. Лицензию у нас получить несложно.
Трудности в основном технические. Сейчас лицензии получаются очень просто: ты записываешься на определенное время, приходишь и подаешь документы. После этого получаешь лицензию. И проблем с этим нет.
Конечно, как всякая лицензия это – длительный этап – два месяца.


- И, наверное, еще сбор каких-то бумаг.


- Разумеется. Но я знаю, что такое получить медицинскую лицензию...


- Об этом я тоже наслышан.


- Или строительную. По сравнению с этим получить нашу лицензию очень просто.


- Вы обеспечиваете своим клиентам некий «полный пакет», а что в него входит?


- В туристический пакет входит наземное обслуживание: проживание в отеле выбранной категории с питанием, доставка из аэропорта или с железнодорожного вокзала в отель и обратно. Обязательно входит билет, авиационный или железнодорожный, в зависимости от тура. Если тур автобусный, то дата представления автобусных услуг. Если страна визовая, то в пакет обязательно входит визовая поддержка (проще говоря – получение визы). Обязательно медицинское страхование – страховой полис прилагается к пакету.
А дальше идут дополнительные услуги. Это – предоставление чего-то сверх пакета, либо заранее объявленные экскурсионные программы.


- А часто просят у Вас какие-то услуги сверх пакета?


- Конечно, довольно часто. Если человек едет в Египет купаться и загорать, в пакет, как правило, входят проживание и питание, а экскурсионная программа не входит. И люди заказывают еще экскурсионную программу. Дополнительно можно заказать дайвинговскую страховку для тех, кто собирается заниматься там подводным плаванием. Она выдается дополнительно. Ведь страховой полис, входящий в турпакет – это медицинское страхование и страхование от несчастного случая. А все спортивные страховки: горнолыжная, дайвинговская – они, естественно, дороже, поскольку речь идет об экстремальных видах спорта.


- Количество клиентов в турфирмах растет постоянно или держится примерно на одном уровне? Может быть, оно уменьшается или целиком и полностью зависит от сезона?


- К сожалению, туристический бизнес очень трудно прогнозируемый и планируемый. Вот у нас совсем недавно была выставка «МИТ-2005» - одна из наших основных профессиональных выставок. Там было открыто сказано, что доход от турбизнеса уменьшается, и прибыль в агентствах тоже уменьшается.
Мне кажется, это зависит от увеличения количества фирм и от целого ряда всевозможных условий, не зависящих от нас: погодных, политических т.п.
Спрогнозировать это сложно, но поток клиентов уменьшается, это точно. А с увеличением количества фирм прибыль распределяется на большее количество участников. Хотя это, конечно, мое личное мнение.


- В какие страны Вы возите туристов?


- Мы операторы по Чехии, Венгрии, Франции и России.


- Давайте поговорим о России, поскольку о туризме внутри страны у нас куда меньше говорят, чем о поездках за рубеж.


- Сейчас как раз очень много фирм занимается этим видом туризма. И вообще сегодня политика государства направлена на развитие туризма в России. Сегодня в городах Золотого кольца реставрируются памятники, строятся новые гостиницы, реконструируются старые. Появляется много приличных частных гостиниц, где можно разместить туристов, уже избалованных сервисом зарубежных отелей.


- И много людей готово пользоваться Вашими услугами не за рубежом, а в самой России?


- Да, много. Последние года три – четыре потребность в турах по России стала возрастать.


- А какие города они предпочитают?


- Предпочтения напрямую зависят от возможностей тех или иных городов принять наших туристов на должном уровне. В основном предпочитают туры по Золотому кольцу: Владимир, Суздаль, Кострома, Плес, Ярославль, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Углич, Мышкин. Есть Великий Новгород. Надо сказать, что очень модное сейчас направление – Углич – Мышкин.


- Это пароходные туры?


- Нет, автобусные, однодневные, двухдневные и трехдневные. Такие недорогие туры пользуются очень большим спросом. Они достаточно дешевы, и возможность поехать в эти туры появилась у большего количества туристов.


- То есть по Золотому кольцу ваш автобус не объезжает все города сразу, а приезжает куда-то. Там клиенты смотрят,  ночуют и возвращаются к вечеру.


- Как правило, если тур двухдневный, в него входят два – три города. В пакет входит полная экскурсионная программа, ночлег и питание, а если однодневный, то один город с экскурсионной программой и посещением музеев без ночлега.

- И, как Вы говорите, такой тур довольно дешев.


- Конечно, эта дешевизна относительна: далеко не все, например, пенсионеры могут себе это позволить. Самая минимальная стоимость такой экскурсии в московских турфирмах сейчас 2 тысячи.


- За два дня?


- Да.


- Но это может себе позволить достаточно много людей.


- А однодневный тур стоит 500 рублей. Это – автобусное обслуживание и экскурсионная программа, без питания.


- По-моему, это – совсем неплохо.

Но теперь другой вопрос: какие на туристическом рынке существуют сложности?


- Чего-чего, а трудностей хватает.
На внутреннем рынке ощущается нехватка хороших гостиниц. Достаточно дороги автобусы, причем дорожают они постоянно и, с нашей точки зрения, не всегда оправданно.
Что касается зарубежного туризма, то там много своих проблем. Это - сложности с авиаперевозчиками. Я думаю, Вы тоже постоянно слышите: не полетели, не взлетели... Так что здесь есть свои сложности.
Возникают и другие проблемы, причем порою на пустом месте. Например, проблемы с визами: если пиковая дата (праздник), то процесс получения виз оказывается очень длительным. Достаточно сложными могут оказаться и отношения с партнерами, например в Турции или в Египте в пиковые даты при большом наплыве клиентов случаются перепродажи отелей, т.е. отель, чтобы не терпеть убытков продает заведомо большое количество номеров, чем имеет разным туристическим фирмам.


- Продажей отелей сразу нескольким клиентам занимаются зарубежные фирмы?


- Конечно. А отвечаем мы. Ведь что бы ни случилось, виноваты в глазах клиентов туристические фирмы. Самолет не взлетел, поезд отменили, продали отель сразу нескольким фирмам – во всем виноваты мы. Визу не дали или плохо обслужили в отеле – тоже наша вина.


- То есть вы всегда крайние.


- Да. В любом случае. Поэтому работа у нас очень нервная.


- У вас небольшая фирма. А не пытаются ли крупные турфирмы таких, как Вы, зажать, убрать с рынка?


- До последнего года такого не было. Они ведь живут за счет нас: гораздо проще работать с агентством, дающим тебе сразу несколько клиентов, чем с частными лицами. И ответственности меньше: с агентствами так не церемонятся, как с частными клиентами. И с клиентами разбираются сами агентства. Чем больше агентская сеть, тем лучше. Раньше вообще была политика развития агентской сети: чем больше ты привлек агентских фирм, тем легче тебе работать. Многие крупные туроператоры вообще не работали с частными лицами, только с агентствами.
Но в последнее время некоторые крупные турфимы изменили политику: с помощью демпинга идет выживание с рынка малых фирм. Агентства работают на комиссии, включенной в пакет, и когда крупные фирмы дают такую же скидку частным клиентам, то они ставят нас в очень сложное положение: что человек с улицы, что агентство, цена одна и та же.
Я считаю, что такая политика себя не оправдывает, но она есть. Некоторые фирмы хотят перевести агентский рынок в частный. К тому же существуют корпоративные клиенты, также получающие скидки.
До последнего времени этого не было, и все туроператоры и турагентства работали дружно.
Правда, практика показывает, что крупные фирмы, как правило, разваливаются на несколько мелких и начинают свое восхождение заново.


- Это часто бывает в самых различных видах бизнеса: в средних предприятиях кто-то из менеджеров, как правило, хочет стать самостоятельным.


- К сожалению, есть мнение, что туризмом заниматься очень легко, и поэтому возникает много новых фирм. Вначале они демпингуют, пытаясь занять свою нишу, затем большинство из них разоряется и уходит, а бреши от их деятельности остаются. Такая у нас жизнь.


Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости