Малому и среднему бизнесу нужно помочь пережить кризисные времена. Об этом заявляли руководители страны: и президент, и премьер. Затем на семинаре «Единой России» выступил Владислав Сурков, сказавший: «Собственники обычного жилья, скромных автомобилей, небольших компаний. Врачи, преподаватели и офицеры. Квалифицированные рабочие. Сельские специалисты. Государственные служащие. Офисные работники. Их настроения, пристрастия, тревоги и надежды определили лицо эпохи. Их интересы стали целью политики последних лет.
Поэтому основной задачей государства в период спада должно стать сохранение среднего класса. Защита среднего класса от идущей с Запада волны «оскудения» и растерянности. Замедление экономики требует от государства решительных шагов навстречу середняку. Спасти гегемона. Помочь среднему классу пережить следующий год без серьезного ущерба. Поддержать уровень занятости и потребления.
Нужно позаботиться о них. Россия – их страна. Медведев и Путин – их лидеры. И они их в обиду не дадут».
С просьбой высказать свое мнение по поводу того, как можно сегодня помочь малому и среднему бизнесу, мы обратились к Сергею Мигину и Николаю Смирнову.
- Как вы считаете, возможна ли действенная помощь малым предпринимателям? Вот после выступления Владислава Суркова «Единая Россия», например, кинула клич: «Спасем офисный планктон!»
Сергей Мигин – Тех, кто набрал многомиллиардные кредиты в долларах, уже поддержали. Теперь пришло время спасать тех, кто брал кредиты на холодильники, машины и мобильные телефоны.
– Да. И Герман Греф уже объявил, что Сбербанк рассмотрит возможность отказаться от требования немедленного погашения кредитов для тех, кто лишился работы.
И одновременно все заговорили о помощи малому бизнесу.
При этом «Деловая Россия», балансирующая сейчас между «Единой Россией» и «Правым делом» и представляющая интересы в основном среднего бизнеса, попросила льготы по налогам. Их правительство, вроде бы, согласно предоставить.
А официальный защитник малого бизнеса – «ОПОРА России» устами Сергея Борисова попросила дать малым предпринимателям денег. Надо сказать, что это – вполне резонная просьба: Абрамовичу денег дали, Дерипаске дали, а какому-нибудь ПБОЮЛу они сейчас нужны куда больше.
И тут подали голос независимые организации, представляющие малый бизнес. Они дружно заявили: не надо нам денег, дайте нормально работать: уберите административное давление, освободите нас от коррупционеров, отбирающих наши кровные средства. А выживем после этого мы самостоятельно.
Лидер «Всероссийского движения за честный рынок» Илья Николаевич Хандриков выступил со статьей по этому поводу, а сайт движения опубликовал ряд вопиющих фактов административного произвола. Например, в Орле предприниматель оспорил в суде несправедливое начисление налогов. После этого в близкой к местным властям газете появился материал, где он был назван злостным неплательщиком налогов. От сотрудничества с ним отказалась крупная фирма (кому приятно работать с человеком, которого компрометируют представители власти).
Я также помню историю, рассказанную директором липецкого Некоммерческого партнерства «Правовая защита мaлого предпринимательства «Единство» Татьяной Ртищевой (интервью с ней было опубликовано весной у нас на сайте): зам главы города Липецка обозвал представителей малого бизнеса неудачниками: «Кто не стал олигархами, - сказал он публично, - пополнили ряды неудачников». То есть основная часть населения – неудачники. Более того, чиновник заявил: если вы не выросли из коротких штанишек малого бизнеса, так готовьтесь к умиранию.
Между прочим, видимо, именно на этих людей сейчас будет возложена миссия помочь малому бизнесу.
Николай Смирнов – Не знаю, насколько мое мнение совпадет с мнением того же господина Хандрикова, но, поскольку речь в частности зашла об опоре власти на средний класс, то, я считаю, думать нужно отнюдь не о том, как точечно воздействовать на ситуацию при помощи льгот по возвращению кредитов и тому подобных мер. Выделение снабженческих средств, основанное непонятно на какой методике, не спасет. Думать надо, прежде всего, о том, как сохранить рабочие места для представителей того же среднего класса. Это было бы для него реальной поддержкой.
– По этому поводу уже выступил наш известный олигарх Олег Дерипаска, опубликовавший в «Ведомостях» статью, смысл которой примерно таков: граждане, о чем тут рассуждать – все уже придумано Рузвельтом, надо просто брать с него пример.
Николай Смирнов – Конечно, кейнсианская политика придумана давно.
Сергей Мигин – Но до сих пор не потеряла актуальности.
Николай Смирнов – Абсолютно верно. А что касается малого бизнеса, то давайте начнем с одного негативного явления. Когда наступает кризис, все активно начинают думать: где бы взять финансовые средства, как получить какую-то поддержку. Я считаю, что плохо, когда все сразу стремятся получить государственную помощь.
Вообще о госпомощи хорошо думать крупному бизнесу, известным группам специальных интересов, которые имеют реальные возможности такую помощь получить. Может быть, примерно в таком же положении оказываются официальные объединения среднего бизнеса, та же «Деловая Россия». Может быть, это каким-то образом касается и «ОПОРы России» как официального объединения малого бизнеса.
Вопрос, возникающий с наступлением кризиса у всех этих групп специальных интересов один: как бы взять у власти денег. И в этом лично я вижу негативную тенденцию.
Как бы я определил, что является реальной поддержкой малого бизнеса в период кризиса?
Сейчас ситуация такова, что необходимо принимать системные решения, необходимо преодолевать кризис, а не требовать для себя финансовой затычки. Сегодня уже ясно: необходимы конструктивные меры. И именно сейчас возможно принятие институциональных мер, направленных на развитие малого бизнеса. Об этом не только можно и нужно думать, но надо предлагать власти возможные решения: как системно поддержать малый бизнес.
Для этого существует вполне определенный набор шагов, взгляд на которые совпадает у многих экспертов и конструктивных деятелей, занимающихся проблемами поддержки малого бизнеса.
Во-первых, необходимо обеспечить защиту прав собственности. Сколько уже об этом говорили, а надежной защиты этих прав нет до сих пор.
Необходимо упорядочить сферу контроля и надзора, чтобы предпринимателей не мучили немыслимым количеством проверок. Об этом тоже очень много было сказано, в том числе и первыми лицами государства.
Необходимо обеспечить информационный доступ к принятию политических решений, чтобы тот же малый бизнес мог наблюдать за этим процессом, а лучше – принимать в нем посильное участие. И тогда эти решения, может быть, будут приниматься в интересах самих предпринимателей.
Необходимо, чтобы устанавливаемые правила были до некоторой степени гибкими, и можно было скорректировать некие негативные моменты.
Сергей Мигин - Соглашусь с Николаем: полагаю, пришло время отказаться от идеологии тришкиного кафтана, когда мы перебрасываем с места на место ограниченные финансовые ресурсы, временно закрывая наиболее уязвимые участки. В пожарном порядке идет растаскивание кусков из накопленного стабфонда. Кто пролоббировал свои интересы, получил больше, у кого нет таких лоббистских возможностей, может не получить ничего.
Примечательно, что в связи с помощью малому бизнесу мы говорим не о самом малом бизнесе, а об «ОПОРе России» - об официальном, где-то возможно даже забюрократизированном объединении, а не о конкретных предпринимателях.
- А как можно говорить о конкретных бизнесменах, если речь идет об отношениях государства и малого бизнеса?
Сергей Мигин – Именно поэтому эксперты, говоря о малом бизнесе, уже не первый год утверждают: финансовая поддержка не так нужна ему, как нормальные условия развития. Не трогайте малых предпринимателей, не курируйте их так усердно. У нас же часто получается, что различные уполномоченные органы, занимающиеся кураторством и, по идее, поддержкой малого бизнеса, среди самих предпринимателей именуются «органами по борьбе с малым бизнесом».
Так что ответ на вопрос «что делать» в принципе понятен: есть масса известных инструментов, была бы воля их применить.
В частности в рамках того проекта, который выполняется нашим институтом по диверсификации экономики, мы провели инвентаризацию этих инструментов: там не нужно выдумывать ничего нового – все инструменты специалистам знакомы. Эксперты говорят о них давно, и создается впечатление, что мы ходим по десятому кругу, доказывая очевидные вещи, что это необходимо и хорошо.
Просто нужна реальная политическая воля, чтобы такие полезные меры претворить в жизнь. Увы, судя по тому, что нам сегодня снова приходится об этом говорить, эта воля до сих пор не была убедительно продемонстрирована.
Окончание следует.
Беседовал Владимир Володин