Мы продолжаем беседу с Алексеем Шестоперовым о проблемах поддержки и развития малого бизнеса.
- Алексей, когда мы начинали разговор о поддержке малого бизнеса, Вы сразу хотели рассказать о некоем конкурсе, проводимом для регионов. Что же это такое?
- Видите ли, еще одним направлением оценки в рамках нашего проекта выступил конкурс, который уже четыре года организует Минэкономразвития. Цель данного конкурса - поддержка мероприятий по развитию малого предпринимательства, осуществляющихся в регионах. Регионы подают заявки с перечнем и обоснованием своих мероприятий, а министерство с помощью привлеченных экспертов эти заявки оценивает и принимает решения о выделении субсидий региональным бюджетам. И регионы тратят средства, полученные в качестве субсидий, на проведение заявленных мероприятий.
- Есть ли какие-то четко определенные критерии оценки предлагаемых мероприятий?
- Надо сказать, что система очень проста: выделяется десять приоритетных направлений, которые Минэкономразвития поддерживает вне зависимости от того, как подготовлена заявка. А к ним уже добавляются вещи, интересующие данный конкретный регион. Рассмотрено будет все, так что, может быть, будет принято решение о поддержке и сугубо региональных мероприятий.
Что же касается десяти приоритетных направлений, то они закреплены в конкурсной документации, поскольку МЭР поддерживает их в первоочередном порядке. Это все, что связано с непосредственной финансовой поддержкой малых предприятий: выделение субсидий, компенсация процентных ставок по кредитам, компенсация за участие в образовательных мероприятиях, семинарах, выставочно-ярмарочной деятельности. Здесь же и компенсация затрат малых предприятий на экспортную деятельность: на получение различных разрешений, сертификатов качества при продаже за рубеж каких-то товаров.
Второе направление - финансовая поддержка инфраструктуры развития малого бизнеса. Это - не прямая поддержка малых предприятий, а поддержка различных организаций, оказывающих им финансовые услуги. Среди таких организаций я назвал бы гарантийные фонды. Они создаются в регионах на выделяемые Минэкономразвития деньги, чтобы оказывать малым предприятиям услугу по поручительству по кредитам. Здесь же стоит назвать фонды прямых инвестиций, фонды венчурных инвестиций - организации, занимающиеся прямой поддержкой предпринимательства.
Третьим направлением, которое поддерживает федеральное министерство, нужно назвать имущественную поддержку предприятий. Ее эффективными формами являются создание бизнес-инкубаторов и технопарков.
Выделяются и другие направления.
Что касается нашего проекта, в рамках него мы попытались оценить прохождение этого конкурса не только с содержательной, но и с процедурной точки зрения. Понятно, что все перечисленные направления могут сыграть важную роль в развитии малых предприятий, испытывающих необходимость и в финансовой, и в некой имущественной поддержке. Это не подлежит сомнению. Поэтому важно было также оценить ход работы, процедуры, формы. Как раз здесь существует ряд проблем, на которые нужно обратить внимание.
- Каких именно?
- Сам конкурс проводится уже четыре года, но до сих пор не установлены четкие сроки его проведения в одно и то же время. Каждый год принимается новое решение на этот счет. Он уже проводился и в апреле, и в сентябре. И такие сложности не позволяют в полной мере реализовывать мероприятия, на поддержку которых сам конкурс и направлен. Регионы подают заявки, которые оцениваются экспертами. Но потом из-за задержек с процедурами (а четких сроков, например, оценки заявок нет) срываются все возможные сроки. Так в 2008-м году конкурс был объявлен в апреле, но результаты рассмотрения заявок были объявлены только в сентябре. Поэтому на выделение средств бюджетом и реализацию мероприятий остается очень мало времени, и не все успевают сделать то, что запланировано в заявке.
- Извините, Алексей, но лично я этого не могу понять. Как должно быть составлено положение о конкурсе, чтобы в итоге победитель не имел возможности освоить выделенные ему деньги?
- Проблема, конечно, достаточно интересна. А связана она, в первую очередь, с самим характером бюджетного процесса в России: у нас однолетний бюджет, реализация основной части которого до сих пор приходилась именно на последние месяцы. Какие-то мероприятия, которые целесообразно реализовать в текущем году, откладываются на его вторую половину, а то и на последний квартал, когда средства, наконец, появляются. Будем надеяться, что в дальнейшем эта практика изменится. В этом отношении есть надежды, связанные с принятием трехлетнего бюджета.
Пока же конкурс ждет денег, а когда они появляются, остается один - два месяца на проведение запланированных мероприятий. А они, как правило, комплексные, требующие большего времени: нельзя, например, за месяц с ходу построить бизнес-инкубатор или технопарк. И, как следствие, многие заявленные мероприятия не реализуются.
Я могу привести пример с Московской областью. Они несколько лет подряд участвовали в конкурсе, и подавали в частности заявку на создание венчурного фонда. Эта заявка долго рассматривалась, решение было принято не сразу, деньги поступили в самом конце года, когда фонд просто уже не успевали создать. А когда он был все же создан, никто не подал заявок - интереса к данному институту проявлено не было. Основной причиной этого было отсутствие времени на подготовку к работе. В итоге фонд оказался созданным лишь на бумаге: средства, которые были заложены на его нормальное функционирование, не успели ни оформить, ни тем более освоить.
Так что проблема позднего подведения конкурсных итогов - вполне серьезная проблема. Мы можем заявлять большое количество мероприятий, нужных, хорошо простроенных, направленных на поддержку малого предпринимательства. Но если процедуры выделения средств на реализацию этих мероприятий будут достаточно сложными и зависящими зачастую от решения конкретных лиц, их политической воли, а четкого регламента не будет, то любые, самые лучшие, инициативы могут остаться нереализованными.
- И каков выход из этой ситуации?
- Понятно, что необходима более жесткая регламентация. Если взять тот же конкурс, то необходимо более жестко регламентировать его ход, более четко должны быть прописаны сроки прохождения всех его процедур, четко обозначена ответственность за их своевременное выполнение. И конкурс, учитывая сложности с бюджетным процессом, необходимо проводить заранее, в самом начале года: январе - феврале. Тогда будет время для реализации заявленных мероприятий.
И понятно, что правила игры нужно разъяснять регионам, делая их более прозрачными. Скажем честно, до сих пор часть регионов вообще не подает никаких заявок.
- Может быть, они не доверяют условиям конкурса или его организаторам?
- Может быть. А, может быть, просто не хотят в это ввязываться, учитывая, что сроки принятия решений могут оказаться слишком затянутыми, и у них не будет ресурсов, чтобы освоить выделенные в конце года средства.
При этом нужно отметить, что само малое предпринимательство финансируется у нас по остаточному принципу. Оно не является приоритетом. В этой связи средства федеральных структур могли бы стать хорошим подспорьем для регионов, и часть субъектов федерации проявляет к этому интерес. А кто-то, исходя из печального опыта прохождения конкурсных процедур, уже не хочет связываться. Так что пора менять условия.
Беседовал Владимир Володин