Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Михаил Вирин, Генеральный директор фирмы АМО. Кому нужна новая налоговая амнистия?

В июле на Конгрессе национального бизнеса депутаты «Единой России» выступили с инициативой новой налоговой амнистии. На сей раз она касается уже не физических, а юридических лиц. Как заявил первый зампред комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Груздев, являющийся одним из авторов этой идеи, 1 января 2008 года закончилась налоговая амнистия для физических лиц, пора теперь амнистировать лиц юридических.
С просьбой прокомментировать это предложение мы обратились к Генеральному директору фирмы АМО, доценту юрфака Университета МИФИ Михаилу Вирину.


- Михаил Михайлович, депутаты и бизнесмены (иногда это – одни и те же люди) предлагают амнистия для юридических лиц, напоминая, что только недавно была амнистия для физических лиц…

- Но она же провалилась.

- Да, и сейчас этот провал объясняется тем, что бизнесмена, заявившего о своих попадающих под амнистию доходах в качестве лица физического, можно было тут же преследовать в качестве руководителя лица юридического.
Правда, даже сейчас директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, давая экспертное заключение для журналистов, утверждал: «Учитывая мировой опыт, я, честно говоря, не вижу смысла в амнистии юридических лиц». Тем более что предложенный законопроект, по его мнению, содержит немало норм, которые дают возможность налоговикам его развернуть. Так, если во время налоговой проверки выяснится, что на момент проведения амнистии у налогоплательщика было больше имущества, чем он задекларировал, как минимум на 1 млн рублей, то действие амнистии на него не распространяется. А если будет доказано, что имущество скрыто неумышленно, участнику декларационной кампании придется заплатить штраф в размере двойной стоимости сокрытых денежных средств. То есть предложенный проект опять содержит целый ряд норм, дающих налоговикам возможность начать преследование претендентов на амнистию.
А идеологи амнистии утверждают, что все юрлица ходят под дамокловым мечом налоговиков, и надо бы этот меч как-то отцепить с конского волоса, на котором он привязан. Только, как это сделать, никто не знает.

- Вообще-то, эта идея лично мне кажется несколько странной. Ведь речь фактически идет о том, что налоговики должны расписаться в своем бессилии. Получается, что они не могут ничего собрать, а потому казну надо пополнят таким вот образом. Владимир Груздев открыто напирает на то, что «бюджет получит в 10 и более раз больше денег, чем при амнистии физических лиц».
При этом амнистия должна распространиться на нарушения, допущенные до 1 января 2007 года, в отношении уплаты НДС, налога на прибыль, НДПИ и других. Исключение составят единый социальный налог и налог на доходы физлиц. Есть и еще одно ограничение: на списание неуплаченных налогов не смогут рассчитывать предприниматели, чьи правонарушения уже выявлены. Как специально уточнил тот же Груздев, на экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского законопроект не распространяется.
То есть амнистия заранее задумывается не для всех налогов и не для всех предпринимателей. Может быть, в данном случае преследуются чьи-то личные интересы, как в Италии, где премьер Берлускони проталкивает законы, касающиеся лично его? Может быть у нас известные бизнесмены и депутаты занимаются тем же? Мне это не совсем понятно.
Понимаете, легализация теневых доходов – отнюдь не наше российское изобретение. В США с 1982 по 1997 год около 40 штатов провели 60 налоговых амнистий. Но это, как правило, были амнистии сразу для физических и юридических лиц. Они проходили тоже без потрясающих успехов, но грамотно и логично. Здесь я особой логики не вижу.

- Ну, вот: человеку, который и бизнесмен с многолетним стажем, и юрист, занимающийся гражданским правом, это не совсем понятно. А что делать тому, кто не имеет юридического образования и многолетнего опыта ведения бизнеса?

- Давайте выскажем несколько очевидных истин. Дело в том, что бизнес в последние годы ведет себя намного аккуратней, чем раньше. Ведь было время, когда налоги толком никто вообще не платил. Теперь такого уже давно нет в помине, и с каждым годом налогов платится все больше и больше.
- Но мы ведь понимаем: сейчас все платится нормально, но при желании можно найти недоимку в прошлом, начислить штрафы и пени. Мало тогда никому не покажется.
- Во-первых, сразу оговоримся: сейчас никто не устраивает проверок более, чем на три года назад. Например, налоговики навалились на МТС и инкриминируют компании миллиардные недоимки. Но речь, все равно, идет о 2006 – 2007 годах, то есть о самом последнем времени. Так что мне непонятно, в чем состоят объективные предпосылки, которые должны подтолкнуть к такому решению. Нельзя же объявлять сегодня амнистию тем, кто совершил нарушение только вчера вечером.
Лично мне кажется, что эта идея провалится. К тому же есть еще вопрос: что у нас такое происходит, что нужно срочно решать эту проблему? Разве что кто-то из серьезных лоббистов почувствовал, что над ним сгущаются тучи.
Мне кажется, что малый бизнес на это предложение не отреагирует. Затрепетали, видимо, акулы отечественного бизнеса. А малый бизнес, помимо всего прочего, не имеет той «подушки безопасности», откуда можно было бы достать 15% без последствий для своего дела.
Я не верил в успех предыдущей амнистии, не верю и в эту. Времена шальных денег для подавляющего большинства предпринимателей давно закончились. Малый и средний бизнес ведут упорную борьбу за существование, им это не нужно.
И потом амнистия предполагает, что закончился некий этап в нашей жизни, когда грехи прошлого надо простить. А что закончилось у нас?


Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости