Директор департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития и торговли России (МЭРТ) Андрей Шаров не скрывает своей радости от того, как развивается российский малый бизнес. При этом ни "теневая" сторона малых предприятий, ни их "торговый перекос", ни способность предпринимателей уходить от налогов его не пугают. Ведь правительство твердо намерено менять кнуты на пряники. Подробности - в интервью МК.
О.: Последние пять лет в нашей стране число малых предприятий стабильно растет. Ежегодный прирост составляет 5%. 2007 год стал прорывным. Только за 9 месяцев этот показатель увеличился вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 100 тыс. компаний. 100 тыс. компаний. Это говорит о том, что малый бизнес состоялся, а граждане умеют и хотят вести бизнес в России.
В.: Москвичей, конечно, интересует столичное предпринимательство. Как наш малый бизнес смотрится с высоты федеральных властей?
О.: По сравнению с другими регионами в Москве малый бизнес развивается особенно бурно. Показатели численности, структуры полностью соответствуют европейским.
В.: Вы сказали "по сравнению с другими регионами". Это означает, что Москва - лидер российского предпринимательства? Как столица сумела обогнать другие российские города и регионы?
О.: С одной стороны, так сложилось исторически. Москва - это торговая, предпринимательская столица России. Здесь собраны самые активные, образованные, мобильные кадры.
С другой стороны, в некоторых регионах вообще не существует такой темы, как малый бизнес. Власти на местах не видят или не хотят видеть предпринимателей. А московское правительство объявило развитие малого бизнеса одной из своих приоритетных задач. И производство, и торговля, и инновации - любой проект может рассчитывать на помощь московских властей. Здесь разработаны действительно уникальные программы развития и поддержки малого бизнеса. Результат не заставляет себя ждать. Московское предпринимательство развивается с очень высокой положительной динамикой.
В.: Создается впечатление, что российский малый бизнес - это сплошная торговля: оптовая, розничная, мелкооптовая.
О.: Да, у нашего предпринимательства наблюдается торговый перекос. Поэтому правительство намерено к 2020 году в два раза увеличить долю малого бизнеса, занятого в сфере услуг, в 5 раз - малого предпринимательства, оказывающего социальные услуги (здравоохранение, образование, социальное обеспечение), в 5 раз - инновационного малого бизнеса, в 3-4 раза - малого бизнеса в сфере ЖКХ.
В.: Каким образом будет сокращаться "торговая доля"?
О.: Никто и ничего сокращать не будет. Сокращение торговли произойдет естественным путем - в конкурентной борьбе. И это объективная ситуация. Малый бизнес не сможет в полной мере конкурировать с крупными торговыми сетями. Если говорить о крупных городах, то здесь наиболее актуальными станут магазины «шаговой доступности». Что же касается небольших городов с населением до 100 тыс. человек, сел, деревень, то здесь малый бизнес будет по-прежнему преобладать. Правительство будет его защищать и поддерживать. Мы уже обсуждаем такую тему, как введение ограничений для торговых сетей в маленьких городах. И решили использовать опыт ряда европейских стран, в которых торговым сетям запрещено располагаться в городах с населением менее 30 тыс. человек.
В.: Малый бизнес обеспечивает серьезную занятость населения, постоянно создает новые рабочие места. Почему правительство не предусмотрит каких-то налоговых поощрений тем малым предприятиям, которые обеспечивают население работой?
О.: Чем хорош малый бизнес, так это своей способностью создавать рабочие места. Причем очень и очень быстро. Наша задача - помочь развитию бизнеса. Так как это напрямую отразится на его способности обеспечивать занятость населения. Сегодня одна точка продажи, завтра - вторая, а послезавтра их уже десять. Но создать десять точек продаж предприниматель не сможет, если не получит кредит.
Поэтому я лично против каких-то льготных налоговых схем. Русский человек всегда найдет способ вывернуть льготы под себя. Значит, придется проверять, насколько льготы соответствуют действительности, работает ли какое-то определенное число людей на предприятии или нет. Дополнительные проверки, администрирование - все это только развитие бюрократии.
При этом налоговая льгота не учитывает индивидуальной специфики. Она будет направлена на поощрение малых фирм при создании дополнительных рабочих мест. А в некоторых сферах дополнительные места как раз и не нужны. Например, я посещал одну российскую фабрику. Так там девушки конфеты и шоколадки заворачивали вручную. Я спрашиваю: зачем вы это делаете? А мне отвечают: так дешевле. Это пример избыточной, искусственной занятости. На мой взгляд, наиболее эффективная помощь - это прямое финансирование, субсидии. Субсидии на покупку оборудования, станков и т.д. Необходимо предприятию дополнительное оборудование - государство помогает ему, оплачивая частичную стоимость покупки.
В.: Как сильно увяз наш малый бизнес в "тени"?
О.: Во всех странах есть малые предприятия, которые находятся в "тени" бизнеса. И мы в данном случае не исключение. Другое дело, что, по оценкам социологических исследований, "теневой" бизнес в нашей стране сократился до 30%. И тут огромную роль сыграла выгодная система налогообложения, "упрощенка". Понятно, что все из "тени" не выйдут. Но все равно будем продолжать создавать такие условия, чтобы малым предприятиям было выгодно и удобно вести "белый" бизнес.
В.: Что делать рядовому предпринимателю в 2008 году? Каким образом он может получить помощь властей, где и как искать поддержку?
О.: С нового года вводятся новые критерии для малого бизнеса. И если фирма подпадает под понятие микро-, малое или среднее предприятие, она имеет право рассчитывать на поддержку. Просто нужно подать заявление, и все. Особая помощь будет оказана предприятиям, задействованным в таких важных секторах, как ЖКХ, социальные услуги, здравоохранение, образование, инновационные проекты.
В 2008 году начнет работать специальный портал малого предпринимательства, где будет сконцентрирована вся информация о федеральной, региональной и муниципальной системах поддержки малого бизнеса. Причем можно будет не просто получить информацию, но и скачать необходимые документы и даже составить предварительную заявку на получение поддержки. В дальнейшем у нас есть планы создать портал федеральной "горячей линии" для предпринимателей.
В.: Можно ли говорить о том, что государство вступило в диалог с малым бизнесом?
О.: Я бы сказал, что государство вплотную занялось поддержкой и развитием конкурентоспособного отечественного предпринимательства. Другое дело, что поддержка малого бизнеса - это не разовая кампания, это долгий процесс, на десятилетия.
ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Московский комсомолец"