Мы продолжаем знакомить читателей с российскими объединениями предпринимателей. Сегодня наш собеседник – исполнительный директор некоммерческого партнерства «РосБренд» Алексей Валентинович Поповичев.
- Алексей Валентинович, содружество «РосБренд» - что это такое?
- «РусБренд» - это некоммерческое партнерство, объединяющее крупнейших производителей товаров массового спроса, в том числе и пищевой продукции.
- То есть речь идет о производителях и продуктов, и других товаров.
- Да. На сегодняшний день в «РосБренд» входит более пятидесяти компаний-производителей. Информация о них представлена на нашем сайте.
- Сразу скажем: только среди компаний, чьи представители вошли в состав руководства содружеством, – «Вимм-Билль-Данн», «Хенкель», «Нестле», «Проктэр энд Гэмбл», «Марс», «Найк», «Данон» и другие.
- Цели нашей организации заявлены открыто. Это – формирование прозрачных взаимоотношений между бизнесом и государством, развитие рыночных отношений, прежде всего, добросовестной конкуренции. И еще одна важная для нас задача – продвижение и популяризация брендов как товаров, двигающих потребительский рынок вперед.
В рамках этой деятельности у нас работают четыре комитета: по работе с потребителями, по торговле, по СМИ и рекламе, а также по защите интеллектуальной собственности. По этим четырем основным направлениям (и по целому ряду других) мы ведем нашу работу.
Особо мне хотелось бы подчеркнуть, что объединяем мы крупнейших и добросовестных производителей, являющихся лидерами российского рынка по разным направлениям от пищевой промышленности до производства спортивных товаров. Поэтому все вопросы, которыми мы занимаемся, и наши подходы к ним носят индустриальный характер: мы фактически выражаем коллективное мнение индустрии по ключевым вопросам развития, в том числе экономического.
- Алексей Валентинович, есть вопрос, который в последние годы дебатируется с завидным постоянством. Мы очень хотим вступить в ВТО, хотя многие эксперты считают такой шаг достаточно рискованным.
Два года назад я беседовал с руководителем крупного исследовательского проекта, проводившегося в России под эгидой ЕС. Звали его Пьер Дыбман, был он гражданином Франции, и на вопрос, что ждет Россию после вступления в ВТО, абсолютно честно высказал свое мнение: ваш рынок рухнет, зато вы окажетесь встроенными в рамки цивилизованной торговли.
Вы представляете как раз тех самых производителей, которые, по мнению европейского эксперта, должны рухнуть после вступления России в ВТО. Более того, это – крупные производители, имеющие свои бренды. Как вы относитесь к таким предсказаниям? Вы верите в то, что российский бизнес после принятия правил ВТО сможет устоять?
- В состав «РосБренда» входят самые разные компании, в том числе и международные корпорации. И, честно говоря, решение о вступлении в ВТО должно подниматься на государственном и политическом уровне. Если руководство страны считает, что Россия должна быть в ВТО, мы не должны ни в коей мере оказывать влияние на это.
- Но защищать себя вы должны?
- Да. Но когда речь заходит о таком стратегическом для страны вопросе, как вступление в ВТО, то это, честно говоря, в компетенцию нашей организации не входит. Мы занимаемся не политическими, а индустриальными вопросами, которые непосредственно связаны с интересами производителей. А политические и макроэкономические решения, по нашему мнению, - прерогатива государства.
Поэтому «РосБренд» не формулировал свою позицию по поводу вступления России в ВТО.
Другое дело, когда речь заходит о таких вопросах, как, например, сертификация продуктов на наличие в них генетически модифицированных объектов. Здесь мы придерживаемся принципа гармонизации российских стандартов в этой области с Европой. Европа на сегодняшний момент является нашим крупнейшим торговым партнером, и гармонизация подходов, в том числе в области специальной продукции, скорее позитивно скажется на развитии бизнеса и кооперации. Ведь соответствие российских и европейских стандартов позволит как европейцам торговать у нас спокойно, так, что очень важно, облегчит выход отечественных товаров на европейский рынок.
Это нам кажется очень важным моментом, и мы полностью поддержали позицию законодателей, а также некоторых регулирующих органов (например, Роспотребнадзора) о необходимости введения европейской нормы маркировки в отношении ГМО – информация о наличии ГМО наносится в случае превышения уровня 0,9% от ингредиента.
Нам кажется, и здесь мы опираемся на европейский опыт, это позволит абсолютно четко контролировать ситуацию на рынке, абсолютно достоверно информировать потребителей и снимет избыточный административный контроль и давление на производителя. Принятие этой нормы полностью отвечает интересам государства, общества и производителей, которые сегодня работают на российском рынке.
- У меня такой вопрос: у нас время от времени возникают скандалы как раз с брендами. Есть некие господа, которые стараются либо нелегально отобрать чужой бренд, либо законодательно закрепить его за собой. И то, и другое у них неоднократно получалось. Причем в итоге они стремились продать этот бренд его фактическому владельцу.
- Эта ситуация года три – четыре назад проявлялась особенно остро. У нас есть несколько моментов в области защиты интеллектуальной собственности, которые и сегодня не могут не беспокоить владельцев брендов.
Это – достаточно высокий уровень контрафактной продукции, хотя мы можем честно сказать, что среди потребительских товаров число подделок за последние годы существенно снизилось. И происходит это благодаря активности правообладателей, выступающих в защиту своих брендов. Поменялось и законодательство в этой области. Значительно активизировалась работа правоохранительных органов, прежде всего, конечно, Федеральной таможенной службы.
Есть и другая проблема, связанная с юридической защитой товарных знаков. Конечно, наша страна с 91-го года вынуждена была пройти тот путь, который она прошла: помните, в Советском Союзе всем владело государство. Потом менялось законодательство. Существуют проблемы с советскими товарными знаками, сохраняющимися до сих пор. Ведь товары многие предприятия выпускали, а знаки оказались зарегистрированы отдельными пользователями. Поэтому часто возникают конфликты в этой области.
Было, как его называют, «интеллектуальное пиратство», когда товарные знаки известных международных компаний кем-то регистрировались. Причем, надо сказать, что эта регистрация проводилась в рамках российского законодательства.
Но мы видим, что в последнее время острота этой проблемы снижается, то есть находится противоядие от подобных вещей, скандальные ситуации тем или иным путем разрешаются. Мне кажется, что в этой области мы не стоим на месте, а поступательно развиваемся. И то, что государство в последние годы стало уделять большее внимание защите интеллектуальной собственности, и товарных знаков, и авторских прав – это хороший знак. Ведь экономика, и об этом сейчас говорят все, включая президента страны, должна стать экономикой знаний, а не оставаться энергетической и сырьевой.
- Алексей Валентинович, как я понимаю, вы сталкиваетесь с проблемой сертификации, лицензирования…
- Да, И если вернуться к проблеме ГМО...
- Я думаю, что это вопрос шире, чем проблема с ГМО. У нас ведь сертифицируется все, что угодно.
- Вы, наверное, помните, что три года назад был принят закон о техническом регулировании.
- Помню. Весной его поправили.
- Да, поправили. К сожалению, он сильно пробуксовывал. И мы очень надеемся, что после внесения поправок он начнет воплощаться в жизнь быстрее. Это важно. Это будет способствовать наведению порядка в этой области, потому что система ГОСТов во многом пришла к нам из Советского Союза. Многие ГОСТы устарели, требуется реорганизация в этой области. И мы надеемся, что сейчас ее темпы ускорятся. Тем более, что многие производители активно выступили в поддержку реформы технического регулирования, приняли достаточно активное участие в разработке технических регламентов, в том числе отраслевых. Некоторые из этих регламентов сейчас выносятся в Государственную Думу, и мне кажется, что этот процесс требует большего внимания со стороны наших законодателей и правительства. А индустрия готова его поддерживать, считая это движением в правильном направлении.
Окончание следует
Беседовал Владимир Володин