Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Алексей Шестоперов, руководитель направления «малый бизнес» НИСИПП: Готовим новый московский закон. Часть вторая

Мы продолжаем беседу с Алексеем Шестоперовым о работе над проектом московского закона о поддержке малого и среднего бизнеса.


- Алексей, мы с Вами говорим о столице. И, с одной стороны, известно, что здесь малый бизнес в Москве находится в лучшем положении, чем во многих других российских регионах. Но, с другой стороны, не секрет, что в столице все зарегулировано так, как многим другим регионам и не снилось.

- Во-первых, по моему мнению, необходимо признать, что Москва является лидером среди регионов России по уровню развития малого предпринимательства. По многим показателям она даже приближается к передовым в экономическом отношении странам, к странам, отличающимся высоким уровнем развития малого предпринимательства. Я сказал «приближается», хотя понятно, что до них Москве еще очень далеко. Эксперты утверждают, что наша столица по уровню развития предпринимательства сопоставима с такими городами Восточной Европы, как Варшава или Прага, то есть со столицами стран с переходной экономикой.
А если опять же сравнивать Москву с другими российскими регионам, то нужно сказать, что в 2006-м году на Москву пришлось около 20% всех малых предприятий, и юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей.

- Это притом, что население столицы – 10% от населения страны.

- Да. И численность занятых на малых предприятиях города Москвы составляет около двух миллионов человек, а это тоже примерно 20% от числа занятых по всем предприятиям России. Причем это – официальные данные по занятым в малом бизнесе, фиксируемые Федеральной службой государственной статистики. Понятно, что здесь не учитываются самозанятые граждане, индивидуальные предприниматели…

- «Теневики», официально считающиеся безработными.

- Да, и «теневики» тоже. Поэтому цифры могут быть еще больше. Так что показатель по Москве очень велик.

- Здесь, по-моему, необходимо уточнить: такое количество малых предприятий и такое число занятых на них людей - это заслуга Московского Правительства, или речь идет о том, что москвичи вопреки деятельности местных чиновников рвутся в малый бизнес. Сейчас ведь представители власти и оппозиции трактуют ситуацию с противоположных точек зрения. Или речь идет и о том, и о другом.

- Я бы сказал, что здесь и то, и другое. Более того, я считаю, что нужно дать позитивную оценку деятельности органов столичной власти, отвечающих за поддержку малого предпринимательства. За последние 16 лет, прошедших с начала бурного развития предпринимательства в России, в Москве было реализовано несколько программ поддержки малого предпринимательства. И можно смело сказать, что Москва была одним из первых регионов, который начал вплотную заниматься поддержкой малого бизнеса. И то, что мы сейчас в столице имеем, - это результат многолетней деятельности Правительства Москвы. Деятельности, сопровождавшей всю историю становления рыночной экономики в городе.

- Алексей, а каковы основные направления в вашей работе над проектом?

- Если говорить о том, по каким направлениям будет вестись наша работа, я хотел назвать бы следующие моменты. Мы должны подготовить предложения по совершенствованию правового регулирования предпринимательской деятельности. Что необходимо проанализировать в итоговом документе проекта? Скажу сразу, что направления работы я буду называть не в приоритетном порядке.
Это – контрольно-разрешительная деятельность, устранение административных барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства на территории города. И здесь как один из результатов мы должны подготовить целый ряд нормативно-правовых актов, ужесточающих ответственность должностных лиц, которые создают какие-либо административные барьеры для представителей малого и среднего бизнеса.
Вторым компонентом выступает роль предпринимательских объединений на территории города. В этой связи могут быть приняты дополнительные акты, в частности введена общественная экспертиза принимаемых органами власти решений, которой и должны будут заниматься предпринимательские объединения. Они будут направлять свои заключения в соответствующие органы, где они должны рассматриваться и приниматься к сведению при редактировании прошедших экспертизу проектов.
Кроме того, нельзя пройти мимо налоговой составляющей. Мы должны оценивать арбитражную практику, в части тех решений, которые принимаются арбитражными судами города Москвы и Центрального федерального округа. Также нас интересует применение специальных режимов налогообложения. В результате анализа будут предложены какие-то идеи по оптимизации, как в области арбитражной практики, так и в связи с различными налоговыми льготами.
Наконец, есть такая существенная проблема, как защита личности и прав собственности. Она напрямую связана с таким отрицательным явлением как рейдерство. О нем сейчас все активно говорят, поскольку рейдерство с крупных предпринимателей постепенно переключается на средний и малый бизнес. Пришла пора, как я считаю, заложить некие нормативные основы противодействия этому явлению. Именно в нормативно-правовых актах города. Чтобы существовали в московском законодательстве какие-то нормы, которые защищали бы малый и средний бизнес от недружественных поглощений.
И в качестве, я бы сказал, дополнительного направления надо поставить вопрос о социальных гарантиях для работников малых предприятий. Сегодня они, к сожалению, не чувствуют себя защищенными. В целом это связано со спецификой деятельности малых предприятий, прежде всего, тем, что часть этой деятельности находится в тени. Предприятия пытаются получить прибыль, максимизировать доходы, и это отражается на тех работниках, которые на этих предприятиях работают. Какие-то меры по обеспечению социальной защищенности будут использованы Департаментом поддержки предпринимательства в его деятельности, но наша задача – подготовить рекомендации по совершенствованию нормативной базы, которая необходимой для защиты прав граждан, работающих на малых и средних предприятиях.


Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости