Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Юрий Лужков: Малый бизнес во многом обеспечивает жизнедеятельность финансовой системы столицы. Интервью газете Московский комсомолец от 3.09 2007 г.

20 лет назад мэр Москвы Юрий Лужков стоял у истоков зарождения малого бизнеса столицы. Сейчас класс малых собственников уверенно набирает в Москве обороты. О прошлом и будущем малого предпринимательства, о том, что делал и делает город для развития этого направления экономики Юрий ЛУЖКОВ рассказал в интервью “МБ”.


— В этом году исполняется двадцать лет с момента начала развития малого бизнеса в Москве. На ваш взгляд, что удалось за это время сделать, а над чем еще предстоит поработать?

— С уверенностью могу сказать, что малый бизнес стал неотъемлемой и очень важной частью городской экономики. В Москве сегодня работает более 200 тысяч малых предприятий и более 100 тысяч индивидуальных предпринимателей. В этой сфере экономики города занято более 2,3 миллиона москвичей.
Это то, что относится к социальным аспектам, а если говорить о финансовых показателях, то тут следует отметить, что 30 процентов городского бюджета Москвы формирует малый бизнес. Особо хочу сказать, что именно малый бизнес во многом обеспечивает жизнедеятельность финансовой системы столицы. Основной оборот “живого” рубля приходится на потребительскую сферу, где главным субъектом выступает малый производитель, предприниматель сферы обслуживания и торговли.
Я говорю все это не для самоуспокоения. Вы правы, работы в сфере малого предпринимательства непочатый край. Необходимо постоянно реагировать на вызовы времени. Перспективы вступления России в ВТО диктуют повышенные требования к конкурентоспособности товаров и услуг малого бизнеса Москвы. Особое значение приобретает создание условий для развития малого бизнеса в инновационной сфере.
Однако вопрос развития малого и среднего бизнеса невозможно решить только в рамках городской программы. Необходимы меры общефедеральной поддержки этой сферы экономики. Навскидку назову несколько самых острых проблем. Считайте.
Неэффективная система налогообложения и учета, требующая радикального упрощения и сокращения величины налогов. Это раз.
Действующая система контроля за деятельностью малых предприятий и бюрократические барьеры, препятствующие развитию малого бизнеса. Два.
Практика государственных регулирующих процедур в отношении субъектов малого предпринимательства и таможенное регулирование. Три.
Решение только этих трех проблем позволит нам совершить качественный и количественный скачок в развитии малого бизнеса. А ведь малый бизнес — это основа основ экономики любого развитого государства.
Москва, которая занимает лидирующее положение в стране по уровню развития малого бизнеса, доказала правильность и эффективность такой позиции. При этом очевидно, что потенциал малого предпринимательства далеко не исчерпан.
Считаю, что было бы правильно придать вопросу развития малого бизнеса статус национального проекта.

— Если сравнивать малый бизнес столицы и России в целом с подобным сегментом предпринимательства в других странах мира, то какую оценку вы поставили бы отечественным малым предприятиям? Опыт какой страны оказался для нас наиболее приемлем и чему мир может поучиться у нас?

— В развитых странах более 80 процентов всех зарегистрированных предприятий являются малыми. На этих предприятиях занято до 70 процентов трудоспособного населения, а их доля в валовом национальном продукте достигает 60 процентов.
Это так, на секундочку, в качестве иллюстрации тезиса о необходимости статуса национального проекта для малого бизнеса. Малое предпринимательство — наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни государств с рыночной системой хозяйствования.
Пока в России не будет достигнут уровень развития малого бизнеса, близкий к вышеприведенному, наша страна не сможет приблизиться к социально-экономическим показателям развитых стран во всех сферах жизнедеятельности, включая медицину, образование, сельское хозяйство и обеспечение населения достойным жильем.
В Москве сегодня на одну тысячу жителей приходится около 21 малого предприятия. Эта цифра соответствует показателям таких крупнейших мировых мегаполисов, как Нью-Йорк, Лондон, Париж и Мехико. Однако если брать средний показатель по стране, то на тысячу жителей России придется чуть менее 8 малых предприятий.
Такая вот “средняя температура по больнице” получается.
Я уверен, что необходимо разработать общегосударственную программу развития малого бизнеса. Разработка и реализация такой программы будет способствовать росту общественного благосостояния, поддержанию занятости, обеспечению социально-политической стабильности в обществе, укреплению национальной безопасности и экономической мощи страны.
Что касается обмена опытом, то опыт, конечно, дело хорошее. Мы учились у японцев, которые имеют отдельный пакет законов по малому предпринимательству. Сотрудничали с Евросоюзом, создавая в Москве консультационно-информационные агентства. Мы участвовали в программе “Европартенариат”, которая много полезного дала нам для развития межрегиональных и международных связей.
Мы всегда готовы к восприятию чужого опыта и советов, но вдумчиво, с учетом менталитета наших граждан и рыночных реалий.

— Юрий Михайлович, как вы справедливо отметили, малый и средний бизнес во многих государствах — основа экономики. А что представляет из себя малый бизнес в России и Москве?

— За всю Россию я говорить не могу. А про роль и значимость малого бизнеса для социальной и финансовой сферы Москвы я уже говорил. И цифры привел красноречивые.
Могу только добавить, что правительство Москвы всегда уделяло и будет уделять самое пристальное внимание развитию малого бизнеса как основному фактору формирования среднего класса. Средний класс — это гарант экономического роста, построения гражданского общества и обеспечения политической и социальной стабильности в стране.

— Судя по приведенным вами цифрам, Москва в вопросах развития малого бизнеса намного опережает сегодня средние показатели по России. На что в первую очередь обратить внимание другим регионам для развития у них малого предпринимательства?

— На информационную поддержку. Все начинается с информации. К примеру, мы создали в Москве интернет-систему информационного обеспечения малого предпринимательства. Данная система не имеет аналогов в России.
Система включает в себя более 40 интернет-ресурсов, которые охватывают все основные направления предпринимательской деятельности — от создания и регистрации малого предприятия до ведения и развития бизнеса, разработки бизнес-плана, профессионального тестирования персонала, бухгалтерского и налогового учета и охраны труда.
В нашей системе дистанционного бизнес-образования приняли участие 48 000 пользователей из 2000 городов и населенных пунктов России, из 60 стран, включая все страны СНГ.
Еще несколько советов. Необходимо развивать программы поддержки начинающих предпринимателей. Найти возможность выдавать на конкурсной основе гранты на создание собственного бизнеса. Осваивать институт микрокредитования. Выстраивать отношения и заключать соглашения с банками, лизинговыми компаниями и страховщиками, в которых разработана стандартная система оценки рисков сделок с субъектами малого предпринимательства.

— В свое время вы сказали, что единственный способ определить границы возможного — выйти в невозможное. Что из ранее невозможного для малого бизнеса в Москве сегодня стало возможным?

— Самое главное на сегодняшний день — это участие для малого бизнеса в размещении государственного городского заказа.
Ранее эта сфера была доступна только для крупного бизнеса. Сегодня, по действующей редакции закона о госзакупках, малый бизнес обязан получать от 10 до 20 процентов государственного заказа Москвы — а это десятки миллиардов рублей.
Кроме госзаказа в таких социально ориентированных направлениях, как ЖКХ, благоустройство и капитальный ремонт жилого фонда, малый бизнес получил доступ к серьезным экономическим ресурсам. Теперь малый бизнес может воспользоваться возможностями созданных в городе Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса Москвы и Московского венчурного фонда (с участием денег бюджета Российской Федерации).
Теперь деньги предприниматель может получить там, где и положено в нормальной экономике, — в банке под бизнес-план, а не под залог собственной квартиры. Речь идет не о десятках или сотнях тысяч, как ранее, а о миллионах рублей. В городе также действует программа обеспечения малого бизнеса нежилыми помещениями.
Не старыми подвалами с лягушками, а новой современной недвижимостью, построенной на принципах софинансирования.
А в ближайшее время станет возможным то, ради чего любой бизнес существует, — развиться из малого бизнеса в средний, при этом в течение двух лет сохраняя все положенное (в том числе и господдержку) по своему предыдущему статусу. Такую возможность дает новый Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства”. Сейчас город приводит свою нормативную базу в соответствие с этим законом, чтобы с 1 января 2008 года строить развитие малого бизнеса по новому законодательству.
Отмечу, что многое из того, что прописано в этом законе, уже реализовано в столице. Значит, курс на реформы в этой сфере оказался верным.

— Поддержка социальной сферы всегда была в Москве приоритетом номер один. Каковы рецепты привлечения в этот сектор малых предпринимателей?

— Привлечь малый бизнес в социальную сферу можно тем же способом, как и любой другой бизнес в любую другую сферу. Дать ему там заработать.
Приоритетными направлениями являются бытовое обслуживание, услуги населению и магазины шаговой доступности. То есть те сектора, где малый бизнес во всем цивилизованном мире существовал всегда. А для привлечения малого бизнеса в эти сферы необходимо обеспечить приемлемый уровень нагрузки на предприятия.
Сохранить им льготы по арендной плате, что сделано в Москве до 2008 года включительно и будет, по всей видимости, сохраняться дальше. Сегодня в Москве предприятия бытового обслуживания, которые оказывают необходимые населению услуги, платят арендную плату по минимальной ставке — на уровне затрат города на поддержание помещения в нормальном состоянии.
Также необходимо обеспечить малые предприятия поставками недорогих ресурсов с помощью централизованных систем логистики, централизованного и эффективно управляемого оптового звена. Эту задачу способен централизовано решить только город. И конечно, нужна поддержка развития франчайзинга, который делает выход на рынок доступнее и позволяет держать планку качества услуг населению.

— Вы упомянули магазины шаговой доступности. Выгодна ли эта форма работы для представителей малого бизнеса, так как по столичным законам такие торговые точки предполагают обслуживание по соцкарте москвича со скидками? Предусмотрены ли какие-то преференции для представителей малого бизнеса, открывших магазины шаговой доступности?

— Преференции, конечно же, предусмотрены. Без этого город не имел бы права требовать от участников программы предоставления скидок по социальной карте москвича, выполнения дополнительных требований по ассортименту, да и невыгодно это было бы малому бизнесу — нести потери на социальных программах. Любой бизнес должен зарабатывать.
Сегодня город предоставляет рассрочку оплаты за право заключения договора аренды — при условии запрета на изменение целевого назначения земельного участка. Если объект включен в городскую или окружную адресную программу строительства и реконструкции, то Департамент поддержки и развития малого предпринимательства по представлению префектур компенсирует участникам программы затраты на разработку исходно-разрешительной и проектно-сметной документации.
Помимо этого устанавливается льготная ставка арендной платы, условием которой является наличие договора социального заказа между префектурой, районной управой и предприятием. Совместно с Московским фондом подготовки кадров за счет средств городского бюджета проводится обучение предпринимателей, создающих объекты потребительского рынка и услуг в шаговой доступности.
Но и это еще не все. Сейчас город с участием заинтересованных организаций — Департамента поддержки и развития малого предпринимательства, Департамента земельных ресурсов, Департамента потребительского рынка и услуг, префектур, Москомархитектуры, Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству — разрабатывает набор дополнительных мер, который позволит расширить число льгот и преференций для социально ориентированного бизнеса.

— До последнего времени понятие “рейдерство” на деле было знакомо только представителям крупного бизнеса. Сегодня с этим явлением все чаще приходится сталкиваться малому и среднему предпринимателю. Как городские власти противостоят несанкционированным захватам?

— На сегодняшний день назрела необходимость принятия специальной статьи Уголовного кодекса по борьбе с рейдерством. Дело в том, что применяемые сегодня в таких случаях статьи о мошенничестве, связанном с поддельными документами, и самоуправстве имеют совершенно иные санкции. В случае с рейдерством захватываемому предприятию наносится колоссальный экономический ущерб, останавливается производство, люди остаются без зарплаты, а ответственность за эти последствия никто по существу не несет.
Фактически рейдеры недосягаемы для уголовного законодательства по причине отсутствия доказательной базы. Необходимо провести четкую границу между добросовестными и недобросовестными поглощениями. Определить понятие “недружественный захват предприятия” и ввести его в юридический оборот. На сегодняшний день такое понятие формально отсутствует.
Целесообразно создать общегосударственный реестр акционеров и центральный национальный депозитарий публичных акционерных обществ, с тем чтобы эффективнее защищать права собственников. Необходимо определить права административных и правоохранительных органов на выдачу реестра или выписки из него.
Кроме того, рейдерству способствует коррупция чиновников и правоохранительных органов, которая существенно облегчает деятельность захватчиков: ведь на каждом документе должна стоять подпись некоего должностного лица. В связи со всеми этими обстоятельствами необходима широкая общественная дискуссия, чтобы в итоге выработать поправки в административное и уголовное законодательство, ужесточающее наказания для организаторов недружественных захватов и в принципе пресекающее возможности для этого.
Что касается Москвы, то Управление правительства Москвы по экономической безопасности создало аналитический центр по противодействию рейдерству. Это позволяет на ранней стадии выявлять возможные рейдерские нападения на те или иные объекты, в том числе и на малый бизнес.

— Вы стояли у истоков столичного кооперативного движения и малого предпринимательства. Каким главным бизнес-секретом вы готовы поделиться с теми, кто только постигает азы малого бизнеса?

— Не тратьте время и силу попусту, не бойтесь никаких проблем, думайте и вкалывайте, обязательно добивайтесь хоть малого, но положительного результата и все время повышайте себе планку. И тогда, я уверен, все задуманное получится.


ИВАН СКРИПАЛЕВ

Московский комсомолец от 3.09 2007 г.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости