Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Николай Смирнов, руководитель направления НИСИПП. Россия принимает соотечественников. Часть первая

Среди проектов, выполняемых НИСИППом есть и такие, что не имеют прямого отношения к проблемам предпринимательства. Об одном из них – мониторингом государственной программы по содействию возвращению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом мы беседуем с руководителем проекта Николаем Смирновым


- Николай, почему НИСИПП занялся проблемой миграции?

- Этим проектом мы занимаемся вместе с Институтом демографии, миграции и регионального развития, и основным координатором проекта является НИСИПП. Причем мы занимаемся этим проектом уже не первый год.
В 2007 году мы разработали методику мониторинга Государственной программы и теперь эту разработку реализуем.

- То есть у вас второй год идет мониторинг программы по возвращению в РФ соотечественников?

- Да, причем это скорее условно говорится: возвращение. Среди соотечественников есть и люди, никогда на территории нынешней Российской Федерации не проживавшие. Это могут быть люди, родившиеся уже на территории других республик СССР.

- Понятно: это могут быть дети тех, кого когда-то сослали в тот же Казахстан, или тех военнослужащих, которые служили за пределами России и там остались, строителей «строек коммунизма» и так далее.
Их должно быть очень много. Они родились там, но вполне могут в России считаться соотечественниками. Тем более, что в новых государствах они считаются русскими.


- Да. И у многих из них есть российские паспорта. Хотя у многих таких паспортов нет. Многие имеют гражданство тех стран, на территории которых они оказались в момент распада СССР. Но среди соотечественников оказываются и жители европейских стран, например, Германии.
Конечно, основной поток идет из Казахстана, Узбекистана и Украины, но, повторюсь, в Калининградской области нам довелось беседовать с человеком, приехавшим из Германии.

- То есть речь идет о возвращении самых, можно сказать, широких масс.

- Вот здесь давайте остановимся: программа имеет свои ограничители. В ней можно отметить две функции.
Во-первых, это – программа, нацеленная на уменьшение дефицита рабочей силы в целом ряде российских регионов. Так что мы (Российское государство) привлекаем соотечественников, руководствуясь списком профессий, который присутствует в региональных программах и размещается в информационных источниках.
Вторая функция – решение демографических проблем ряда регионов. Здесь соотечественники необходимы для смягчения демографического спада.
Это – функции, непосредственно прописанные в программе. Но мы можем отметить и третью функцию - политическую: привлекая соотечественников в Россию, государство как бы выполняет обязательства по их защите, предоставляя им все права граждан Российской Федерации.

- А много соотечественников готовы вернуться в Россию на предлагаемых условиях?

- Готовы воспользоваться этой программой очень многие соотечественники. Сейчас их количество составляет примерно 40 тысяч человек – тех, кто хочет в ближайшее время участвовать в Госпрограмме. При этом около 15 тысяч человек подали заявления, которые на текущий момент находятся на стадии рассмотрения. В настоящее время в Россию переехало уже около 4,5 тысяч непосредственных участников Госпрограммы и где-то около 5 тысяч членов их семей. Итого более 9,5 тысяч человек.

- Это за два года?

- Можно считать, за 2008-й год, поскольку в 2007-м году люди приехали сюда только в декабре, и число их было очень незначительно.

-А сколько людей вообще имеют право воспользоваться этой госпрограммой? В теории.

- В теории речь идет о сотнях тысяч человек, которые потенциально могли бы приехать в Россию. Это – данные, согласующиеся одновременно с возможностями российских работодателей, готовых принять соотечественников (по крайней мере, год назад было именно так), и потенциалом зарубежных стран, из которых возможно возвращение соотечественников.

- А воспользоваться такой возможностью, как я понимаю, готово примерно 10% от общего числа потенциальных переселенцев. И приехало из них тоже около 10% - ведь считаем мы во всех случаях самих возможных участников программ.
Тогда встает резонный вопрос: почему при наличии госпрограммы и сотен тысяч (а я думаю, миллионов) людей, имеющих право этой программой воспользоваться, все сводится к переселению в итоге 1 – 2% от этого числа людей? Что мешает быстро перевезти сюда хотя бы те 10% соотечественников, которые этого хотят?


- При выполнении программы, действительно, выявился ряд проблем, мешающих переезду соотечественников в Россию. Первая из них – соотечественник должен представлять себе ту ситуацию, с которой он столкнется в России. Это – проблема занятости: число востребованных профессий в принимающих регионах ограничено, и каждый регион ждет людей только указанных профессий. Поэтому по каждому конкретному адресу должны приезжать люди, имеющие профессии, указанные в соответствующих списках.
Конечно, возможны ситуации, когда регион идет на привлечение дополнительного количества соотечественников, позволяя им в заявке писать в графе профессия «самозанятость» и приезжать на свой страх и риск.

- Проще говоря, приехавший обещает заняться, условно говоря, каким-то бизнесом, открыть свое дело?

- В широком смысле слова, да: это может быть и бизнесмен, и практикующий врач – человек, который сам себя обеспечивает работой.

- А просто врачи у нас не нужны?

- Еще как нужны, причем во многих регионах. Проблема в том, что многие соотечественники, желающие перебраться в Россию, указывают в анкетах профессии, совсем не подходящие под потребности региона.
Но это – не самая большая проблема. Действительно значимая проблема для переселенцев, как и для остальных граждан России – проблема жилья.
Приезжающий к нам из-за границы соотечественник – это не зажиточный господин, готовый немедленно купить дорогую квартиру или еще более дорогой коттедж. У него, как правило, денег хватает на обеспечение себя и своей семьи в течение ближайших месяцев, не более. И бюджет его весьма ограничен.
Да, в государственной программе предусмотрен механизм компенсации: он получает через некоторое время после приезда подъемные, компенсируют ему и транспортные расходы. В случае, если он не находит сразу работу, ему платят пособие по безработице, правда, сами понимаете, какое. И еще ему компенсируют расходы, связанные с оформлением статусных документов (пошлин за оформление гражданства).
Кроме этого существует достаточное количество альтернатив, позволяющих соотечественнику как-то обеспечить себя жильем: есть центры временного размещения, общежития. Приезжающий человек, договаривающийся предварительно с работодателем, заранее знает, что он получит место в общежитии.

- Но центр временного размещения – то же общежитие.

- Нет, он лучше, поскольку все твои соседи – такие же переселенцы, как и ты. Они находятся в тех же условиях и понимают, что к чему. Но проблемы есть везде, в том числе и в организации таких центров. Например, в Калининградской области центр временного размещения перестал выполнять свои функции, превратившись в постоянное место жительства
соотечественников, приехавших туда первыми.

- Как это произошло?

- Первые переселенцы получили возможность разместиться, платя за жилье минимальную цену. Они стали жить дружно и хорошо. Уезжать из этого центра не хочет никто.
Они самоорганизовались и с помощью местных СМИ добились от областной администрации увеличения срока своего пребывания в центре с оговоренных заранее шести месяцев до двух лет. И чего они сумеют добиться в дальнейшем, мы пока не знаем. Но центр именно «временного» размещения свои функции выполнять перестал. Надеемся, что хотя бы это явление – временное.

Окончание следует.


Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости