Мы продолжаем беседу с Алексеем Сушкевичем
- Такого рода дел у нас очень много. И, действительно, крупные и средние участники рынка имеют возможность для препятствования деятельности более мелких компаний, занимающих меньшую долю на рынке. У них появляются возможности вытеснять такие компании с рынка или не допускать их выхода на какой-то конкретный рынок какого-то субъекта федерации.
Такого рода практика пресекается антимонопольными органами. Подобные действия со стороны той или иной крупной компании квалифицируются как злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.
Сегодня за такое злоупотребление введено очень серьезное наказание в виде оборотного штрафа. И это делает борьбу со злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке достаточно эффективной.
Приведу очень простой пример. В Российской Федерации есть много компаний, оказывающих услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом. Они владеют своим подвижным составом и перевозят грузы по договору с их владельцами. Но среди компаний, оказывающих эти услуги, есть одна, которая владеет еще и железнодорожными путями.
- Она называется Российские железные дороги».
- Да. И владение железнодорожными путями обеспечивает ей то самое доминирующее положение на рынке перевозки грузов железнодорожным транспортом. Она может вытеснить с этого рынка любую другую компанию и может любую компанию на этот рынок не допустить. А может и на время отстранить кого-то от оказания такого рода услуг. И, к сожалению, практика такого рода с Российскими железными дорогами существует. И мы регулярно, каждый год рассматриваем по нескольку дел по конкретным заявлениям и пресекаем такого рода практику РЖД.
Это и есть наша работа: мы даем возможность малым перевозчикам выйти на рынок со своими услугами, заработать на этом рынке, обеспечиваем им доступ к инфраструктуре железнодорожного транспорта.
- Хорошо. Но, понимаете, РЖД на виду, то, что они делают совсем несложно отследить. А вот есть у нас в столице, например, замечательная компания, которая называется МГТС.
- Наслышан.
- Я понимаю, что Вы о ее подвигах наслышаны.
- Вы имеете в виду ее новые тарифы?
- Да Бог с ними, с тарифами: об этом уже все высказались. У меня другой пример: после введения для всех участников рыка телефонной связи принципа «платит звонящий» москвичам каждый месяц стали приходить счета на оплату «внутризоновых соединений». То есть МГТС просит вас заплатить за звонки, которые вы якобы сделали с городского телефона на мобильные.
- По-моему, это называется «межзоновые соединения». Приходили ко мне домой такие счета, причем за тысячу рублей, хотя раньше мы платили, по-моему, 125 рублей.
- Вот видите: тысяча рублей – это уже серьезно. Мне такие счета приходят на гораздо меньшие суммы, но и у моих, и у ваших счетов есть одна интересная особенность: в них не указаны полностью номера мобильных телефонов, на которые ты вроде как звонил. Стоят первые цифры номера, а дальше – косые крестики.
При этом, если прислали счет меньше, чем на 70 рублей, то с МГТС лучше не связываться – расшифровка номеров стоит как раз 70 рублей.
- Об этих проделках нам, конечно же, известно. Но дело в том, что у МГТС есть мощный отраслевой регулятор, представленный министерством связи. И надо честно сказать: повлиять на политику МГТС можно, только достигнув глобального соглашения с министерством связи по правилам установления тарифов, в частности для различных групп потребителей. Это – тот процесс, в который мы сейчас вовлечены. И, действительно, такого рода глупости должны быть удалены из всех тарифных уложений министерства связи, которое пока позволяет проделывать такие вещи.
- Хорошо. Еще один штрих к работе наших связистов. Сейчас в Москве по почтовым ящикам раскладываются бумажки, сообщающие, что в целях борьбы с монополизмом на рынке междугородней связи, чуть ли не по решению вашего ведомства...
- Так, это интересно.
- В столице срочно начинает работать второй оператор международной и междугородней связи.
- А вот здесь я должен сказать, что это как раз очень правильно. Это – итог нашей работы, более того - очень значительный итог нашей работы: у москвичей появилась возможность самостоятельного выбора оператора для того, чтобы позвонить по межгороду. Они теперь могут позвонить через МТТ...
- Фактически – через то же самое МГТС.
- И пусть это будет МГТС. Но еще ведь есть «Ростелеком» и, по-моему, кто-то еще. Или в Москве пока только два оператора?
- Пока их два. Но дело даже не в том, двое их или трое, и не в том, что в извещениях МТТ аккуратно поставлено на первое место. Дело в том, что никому толком не объяснили, что к чему. И я знаю, как сейчас мучаются многие пожилые люди, которые так до конца и не поняли, что же произошло. Они с большим трудом кое-как пытаются понять, что надо набирать, и тут же сталкиваются с новыми сложностями. Впечатление зачастую такое, что «восьмерку» отключили: слишком часто бывают заняты номера и МТТ, и «Ростелеком». И ситуация у этой достаточно большой группы граждан складывается аховая.
- Понимаете, действительно, мы можем в данном случае столкнуться с тем, что есть целый ряд потребителей, которые просто не понимают смысла этой услуги.
- Конечно.
- Но это – не причина для отмены услуги. Это причина для того, чтобы проводить какую-то разъяснительную работу. Надо, чтобы люди научились пользоваться междугородней телефонной связью в новых условиях.
- Разумеется. Но почему так происходит: ввели и не разъяснили? Между прочим, то же МТТ должно зарабатывать деньги именно на тех междугородних звонках, которые оказались в какой-то мере заблокированы. Просто не по-человечески все сделано.
- Это беда людей, которые работали и работают в крупном монополистическом бизнесе и которые в сфере своей деятельности не привыкли общаться с клиентами. А вообще, если делать по-хорошему, то представители МГТС должны обстоятельно разъяснить, пусть в форме еще одного извещения своим пользователям смысл этой, как я считаю, очень хорошей и очень полезной услуги. Разъяснить так, чтобы их поняли до конца и правильно. Чтобы каждый пожилой человек точно знал, что у него теперь появилась возможность выбора оператора междугородней связи. И чтобы каждый человек мог запросто этой возможностью воспользоваться, не испытывая никаких затруднений.
Ведь теперь, если человек хочет из Москвы куда-то позвонить, он сможет воспользоваться различными тарифами, которые ему предлагают компании-конкуренты.
- Вот о тарифах широкой публике пока что вообще ничего не известно.
- Ну, это называется «войдите на сайт и посмотрите».
- Да, бабушка лет восьмидесяти должна срочно обучиться обращению с компьютером, с интернетом, зайти на сайт МТТ и «Ростелекома», провести простейшее маркетинговое исследование…
- Владимир Борисович, у меня неожиданно возник такой вопрос: у нас осталась еще междугородняя связь через оператора? Я лично не пользовался ей уже очень много лет. Но, если осталась, может быть, бабушкам воспользоваться ею?
Помните: набираешь 08, и на том конце провода отзывается телефонистка. А потом через полчаса, а то и через час тебя соединяют.
- Увы, по-моему, эти времена прошли. Это – наша давняя история, как в старых революционных фильмах: «Барышня, Смольный, пожалуйста». Сейчас везде стоят автоматы.
- А, может быть, и жаль. Может быть, стоило оставить на всякий случай и таких «барышень».
- Да, как в вычислительных центрах на всякий случай держат про запас счеты: вдруг вся техника выйдет из строя.
Окончание следует.
Беседовал Владимир Володин
Но что же можно сделать, когда нарушение правил конкуренции не связано напрямую с действиями органов власти?