Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Владимир Колесников, сотрудник Оклендского университета, Окленд, Новая Зеландия. Деловая жизнь страны хоббитов и эльфов. Часть вторая

- Владимир, по-моему, Ваша жена принимала участие в создании маленькой фирмы, занимавшейся доставкой куда-то завтраков.

- Во-первых, фирма была очень маленькая.
Наши знакомые, приехавшие сюда, как и мы, из Мозамбика, пока с устройством на работу у них было неясно, организовали маленький бизнес. В этом бизнесе принимала участие моя жена.
Было это так: моя жена и наша знакомая купили бизнес, заплатив за него 24 тысячи местных долларов, поскольку этот бизнес считался очень приличным. Он работали два дня в неделю, если говорить о времени, когда товар развозился по точкам, плюс к этому какое-то время на получение и сортировку товара. В общем, трех рабочих дней им хватало.
Имели они на этом бизнесе около 500 новозеландских долларов в неделю. Этого на жизнь хватает: за квартиру мы, например, платили 250 долларов, на еду в неделю 100 долларов – более чем достаточно. Но накоплений никаких не сделаешь. Ну, там отложишь сотню-другую, глядишь: к концу года будут деньги на отпуск.

- Развозили они готовые завтраки?

- Это здесь называется «ланч»: упаковки с кукурузными хлопьями, которые я, например, терпеть не могу, какой-то сомнительный шоколад… В общем, все что, что новозеландцы любят, а мы к этому не привыкли.
Эти упаковки выкладываются в офисах разных фирм, приходит человек, бросает долларовую монетку и берет себе ланч. Для работников фирм это удобно: можно поесть прямо в офисе, причем ту пищу, которая тебе нравится. Конечно, купить все это в магазине – чуть дешевле. Но это надо куда-то идти, а то и ехать, покупать. А в кафе рядом такой же набор уже стоит дороже центов на 20-30, и туда тоже надо идти, А здесь все на рабочем месте.
Самое неприятное, что монетки честно бросают не всегда. Бывает, что и не бросают. Они, правда, говорят: мы сейчас не бросили, но потом заплатим, мы все помним. Но, когда задолжали за неделю три-четыре доллара, они этого уже не помнят. В принципе не хотели украсть, но так получилось. Причем бывали и довольно крупные недостачи. Жена со своей знакомой обращались к офис-менеджерам, те возмещали недостающие суммы. Но лучше от этого не становилось: очередной менеджер объяснял им, что уже устал с этим разбираться. Если работники забывают платить, то почему он должен следить за ними. Не хотят бросать деньги, пусть идут в кафе и покупают это же, но дороже.
В итоге женщины просто устали. Продали они свой бизнес, правда, несколько дешевле, тысяч за 20, но за два года работы он уже окупился, принеся им несколько большую сумму, чем была ими заплачена. Конечно, никаких миллионных прибылей не было, да и не могло быть, но они жили на доходы от бизнеса, а потом смогли спокойно его продать. Это как раз вполне нормальный для Новой Зеландии порядок вещей.

- Но извиняюсь, как же они так выкладывали свои завтраки, что люди, если хотели, может взять их, не заплатив? Неужели нельзя было как-то это изменить?

- Здесь так принято: в различных офисах, которые заказывают такой ланч, есть специальные боксы, куда складывают привезенные комплексные завтраки. И никаких замков не предусмотрено.
В таком виде упаковки с ланчем стоят неделю. Эта крохотная фирма обслуживала 80 офисов: раз в неделю они объезжали за день 40 мест, забирали деньги и выкладывали новый товар. А если народ ел мало, в такой офис приезжали раз в две недели. Но бывали и случаи, когда их просили: привезите больше, особенно того, того и этого.
А желающие работать больше могли купить и 140 мест. Тогда получилось бы четыре дня развозки. А, на самом деле, они были бы всю неделю заняты, потому что надо гораздо больше товара получить и больше сортировать. Но тогда можно заработать, примерно так, как зарабатывает школьный учитель.
Но ты не учитель, ты никто, ты, грубо говоря, филиппинец, ты ездишь на своей машине и работаешь, естественно, со всеми издержками. Вот так здесь живут. И бизнесом здесь называют все.

- А каким бизнесом занимался Ваш сын?

- Никита занимался очень распространенным здесь «травяным» бизнесом. Надо сказать, что травяной бизнес в Новой Зеландии очень распространен: трава здесь вся подстрижена. Ездят машины типа маленьких тракторов и косят.
Дело в том, что по местным законам, если вовремя не покосил траву, с вас возьмут штраф. Вся трава на вашем участке не должна вырастать выше, по-моему, тридцати сантиметров. Как только она вырастает выше, появляются фискалы и меряют ее. Намеряют, тридцать три сантиметра – плати штраф. Поэтому люди нанимают косильщиков, которые приходят раз в две недели и косят траву.
И вот мой сын Никита создал фирму, которая этим занималась.

- Тоже маленькая фирма?

- Да, конечно.

- Дорого это обошлось?

- Он организовал фирму, оформил и закупил для нее оборудование, заплатив за все про все 7 тысяч долларов. Основные деньги ушли, разумеется, на покупку техники.
Но работал он не слишком долго и свою фирму уже продал, поскольку нет времени этим заниматься.

- Почему?

- Он у меня студент. А травяной бизнес связан исключительно с погодой. Когда идет дождь, траву косить нельзя. А когда светит солнышко, у моего студента идут занятия. В итоге он либо пропускает занятия, либо не может нормально работать. И некоторые клиенты начали отказываться от его услуг. Здесь таким бизнесом занимаются китайцы, которые работают бесперебойно целыми семьями, кому нужно связываться с фирмой, если к тебе не приезжают по первому звонку.
В итоге мой Никита выбрал учебу, хотя для Новой Зеландии это не характерно. Здесь немногие предпочитают учебу работе. Во-первых, здесь очень жесткие требования к студентам. Я в свое время окончил в Москве институт с красным дипломом, а в Новой Зеландии моего уровня, как я понимаю, только и хватило бы, чтобы просто как-то учиться. Поэтому понятно, кому стоит выбирать учебу. А человек идущий в какой-то бизнес, может достаточно быстро сделать какую-никакую карьеру: младший продавец, старший продавец, менеджер.
К тому же, скажем честно, законы Новой Зеландии рассчитаны на то, чтобы поддерживать бедных за счет богатых. Новозеландских Абрамовичей нет: здесь прогрессивная ставка налогов, рассчитанная так, чтобы человек, который много (по здешним понятиям) зарабатывает, кормил бы парочку-троечку безработных (это – как минимум).

- А бизнес свой Никита продал тоже дешевле, чем он ему стоил?

- Нет, за те же 7 тысяч. И работает по вечерам в университете. Я хотел бы честно сказать: Новая Зеландия – страна бедная, здесь почти ничего нет, кроме чистого воздуха. Недавно американцы опубликовали, что НЗ находится на 4 месте в мире среди стран, где лучше всего жить. Но это всё зависит от взгляда на ситуацию.
Вроде бы все новозеландцы живут неплохо. Но по нашим московским меркам - они просто бедняки. Надевают на себя рейтузы, в которых наши люди сдавали нормы ГТО в 30-х годах прошлого века. Если они станут покупать то, что носят даже средние москвичи, то им просто не хватит никаких денег. Но это им и в голову не придёт. С другой стороны, это очень хорошо. Кем бы ты ни был, ты всегда выглядишь как остальные. Например, мойщик окон одевается ничуть не хуже моего коллеги профессора. Точнее. профессор надевает, может быть чуть более чистую рубашку, чем мойщик. Добавлю: наш мойщик окон приезжает в университет на новой «Мазде 6». А мой профессор - на электричке. Но это не потому, что у профессора денег нет. У моего профессора есть и «Мерседес» и даже новый «Крайслер 300». Просто ему чуждо всё это: он делает то, что удобно. Если рейтузы удобнее брюк, то профессор вполне может их надеть, по крайней мере, в день, когда у него нет лекций.
Новая Зеландия – это особый стиль жизни, без излишеств и роскоши. И бизнес здесь – для того, чтобы кормить семью, а не становиться миллиардером. Поэтому он в основном такой маленький.


Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости