Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Владимир Колесников, сотрудник Оклендского университета, Окленд, Новая Зеландия. Деловая жизнь страны хоббитов и эльфов. Часть первая

- Так как же живут новозеландцы?

- В Новой Зеландии, если вспомнить, чему нас учили по теории марксизма-ленинизма, социализм и идет она к коммунизму.
Здесь практически нет инфляции. Повышаются, конечно, кое-какие цены: на бензин. Так они везде растут, поскольку нефть дорожает. А так - я плачу с 2002-го года за свой телефон 42 новозеландских доллара в месяц (это очень немного), и тариф этот не меняется.
Но здесь, например, нет промышленности…

- Но они же поставляли нам масло, мясо – значит, что-то должно быть.

- Что-то, конечно, есть, но в нашем понимании это – не промышленность. Одно дело, ты едешь в Детройт, другое – сюда. Какая промышленность? Конечно, масло и мясо производят: куда девать коров с овцами. Более того, считается, что здешние продукты – самые экологически чистые в мире. Поэтому здесь разводят овец в бесконечном количестве на душу населения, хотя самое дорогое мясо - местная баранина.

- Как это? Если овец так много, почему мясо самое дорогое?

- А здесь отечественные продукты всегда стоят дороже: они своих производителей поддерживают.
Если ты импортируешь баранину из Австралии, килограмм будет стоить 10 долларов. А килограмм новозеландской баранины – 15 долларов.

- Так кто же ее станет покупать за цену в полтора раза большую?

- Купят. Она считается выше качеством. И новозеландцы, в отличие от нас,
берут свое, новозеландское. А то, что сделано, допустим, в Китае, они опасаются покупать.
Это покупают такие, как я, потому что сделанное в Китае гораздо дешевле. А новозеландец китайский товар так просто не купит: они смотрят, если на рынке китайцы торгуют, то они опасаются что-то покупать. Такие здесь заморочки.

- И китайские продукты они есть не хотят?

- Никто не хочет. У них в этом отношении очень сильны патриотические чувства.
Я покупаю, исходя из цены. Если вещь в два раза дешевле: чем может повредить китайский чеснок советскому человеку? Да ничем. Новозеландец меня не поймет никогда.

- Они считают, что новозеландскому человеку китайский чеснок повредить может?

- Они считают, что может.
Жизнь здесь не то, чтобы дорогая, но заставляет вспомнить, как мы жили при советской власти. Правда, это идеальный вариант советской власти: продукты есть, все есть, но денег, которые ты получаешь, все уходили. И здесь не так важно, получаешь ты 100 рублей в месяц или 2500 долларов, которые я получаю сейчас: они все также уходят.
Здесь страна, которая в какой-то момент стабилизировалась, и государство старается забирать все то, что люди получают.

- А можно задать такой вопрос: как живут в Новой Зеландии люди, занимающиеся бизнесом?

- По-моему, в России и здесь разные понятия о бизнесе. Здесь – это когда все работают, уходя в отпуск на три недели в году. Здесь куда лучше и престижнее быть профессором в университете.

- Но ты, например, не считаешь, что, работая в том же университете по грантам, тоже занимаешься бизнесом?

- Может быть. Но я занимаюсь в лаборатории исследованиями. У меня есть должность, и мне платят деньги. Хотя это работа и по гранту министерства сельского хозяйства.

- А человеку, который хочет открыть свой бизнес, дают в Новой Зеландии какие-то льготы? Это как-то поощряется?

- Во-первых, ты можешь просто взять в банке кредит, на любую разумную сумму, на 25 лет. Когда ты придешь в банк со сведениями о своих доходах, другими необходимыми документами, тебе рассчитают, какая сумма для тебя оптимальна. При этом существует заранее известное условие: в течение 25 лет кредит должен быть погашен, но из твоих месячных доходов нельзя вычитать более 30%.
Есть еще одна форма поддержки начинающих бизнесменов. Если ты в течение года был безработным, а теперь хочешь открыть свое дело, то можешь рассчитывать на безвозмездную помощь в сумме до 20 тысяч новозеландских долларов. Это здесь называется «самоустройство на работу» и очень приветствуется, поскольку все безработные получают пособие от государства, ничего ему не давая взамен.
Когда человек решает начать свой бизнес, он приходит в соответствующий орган и объясняет, что не хочет больше сидеть на шее у государства, а собирается сам себе создать рабочее место. И ему рассчитывают, исходя из суммы пособия и ряда других цифр, ту сумму, на которую он имеет право в качестве безвозмездной помощи. Затем он должен посетить специальные занятия, на которых учат основам бизнеса, и может начинать работать. Правда, за полученные деньги надо будет отчитываться: никто просто так 20 тысяч тебе не подарит. Есть специальные законы, где говорится, на какие именно нужды можно этот безвозвратный кредит использовать, например, на покупку оборудования.
Но, с другой стороны, мне кажется, что бизнес в Новой Зеландии не дает возможности стать богатым человеком: им можно заниматься, причем в самых разных областях, но деньги будут только на жизнь. Грубо говоря, ты каждый год сможешь откладывать сумму, которой хватит на то, чтобы неплохо провести отпуск. Разумеется, при этом будет купленный в кредит дом, будут машины и так далее. Но это здесь – нормальное явление, доступное всем.
Я читал на вашем сайте рассказ Виктора Шпирта о бизнесе в США. В новой Зеландии все куда скромнее, мельче. Хотя и то, что он обрисовал, тоже не говорит о лёгком и быстром богатстве в Штатах.
И, конечно, и здесь, и в США есть один общий закон: надо хорошо владеть английским языком. Или быть китайцем.

- Почему китайцем?

- Потому что китайцы здесь бизнес делают так: приходишь в китайский магазинчик, а там нет никого, кто говорил бы по-английски. Ручки сложат и улыбаются тебе, как китайская фарфоровая игрушка. Это – бизнес у них для своих: в китайские магазины ходят китайцы. И это тоже прибыльно, поскольку китайцев в Новой Зеландии сейчас очень много: они приезжают, и каждый привозит за собой небольшую деревеньку родственников и знакомых. Новозеландцы их пока не любят, поскольку приехавшие китайцы не ассимилируются, живут в своих чайна-таунах, а на все остальное им наплевать.
Но ситуация, безусловно, будет меняться: в приехавших семьях растут дети, которые уже прекрасно говорят по-английски, учатся в местных школах, затем – в университетах и становятся новозеландцами. А старшее поколение, конечно, новозеландцами не станет никогда. Они вяжут китайские чепчики, делают китайские босоножки, и рано утром, когда нормальные новозеландцы еще спят, уже бегут на работу.
Между прочим, китайцы покупают здесь самые дорогие машины: у них в Китае хорошие иномарки очень дороги, а, приехав сюда, они видят, что могут относительно дешево купить «Мерседес». И покупают, как только накопят денег (времени много это не занимает).
И здешний китайский бизнес – яркий пример бизнеса по-новозеландски: это малый бизнес, который способен прокормить самого бизнесмена и его семью. И это я хорошо понял на примере членов моей собственной семьи, поскольку в разное время бизнесом занимались сначала моя жена, а затем мой сын.

- Но об этом мы поговорим во второй части нашей беседы.


Окончание следует.

Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости