- Федор Юрьевич, Вы в свое время были исполнительным директором такой известной интернет-фирмы, как «SpyLOG». Вы там работали с самого начала?
- Нет. Я пришел туда года через полтора после ее создания. И пришел именно заниматься исследованиями. Я организовал там новый отдел, основным видом деятельности которого они стали.
- То есть Вы уже давно, независимо от того, где работаете, занимаетесь исследованиями в области Интернета?
- Да. Я этим занимался и до «SpyLOG».
- А где?
- Какое-то время я занимался этим самостоятельно, затем работал в компании, занимавшейся веб-дизайном (обычная такая компания, делающая людям сайты), и там занимался, кроме всего прочего, исследованиями. Так что где-то года с 1999-го я занимаюсь в разных вариантах исследованиями Интернета.
- А какое же у Вас образование, что Вас так интересуют исследования?
- Когда-то я учился в институте Тонких химических технологий, но начал занимался версткой и в какой-то момент решил, что у меня недостаточно знаний. Я поступил в полиграфический институт на факультет общей полиграфии. Но к тому моменту, когда я его окончил, верстка уже была в прошлом. Так что пришлось получать еще и социологическое образование.
- Итак, Вы пришли в «SpyLOG », в фирму, о которой знали практически все, кто заходил в интернет, поскольку везде стояли «SpyLOG» счетчики.
- Это не совсем правда: компания была известна среди тех, кто Интернетом занимался профессионально, среди тех, например, кто делал сайты. Мы проводили исследования: Ваше впечатление о такой популярности «SpyLOG» обманчиво.
- А спайлоговские счетчики были одними из первых в российском интернете?
- Нет. Они, на самом деле, были последними. Первыми российскими счетчиками были, кажется, рамблеровские счетчики, Рамблер ТОП-100, Одновременно появился счетчик Infoart. Кроме того, существовало и активно использовалось в Рунете большое количество западных счетчиков (собственно, они есть и сейчас, но в русскоязычном интернете не используются). Уже был создан счетчик Топ.Мейл. Незадолго до SpyLOGа появилась несколько странная структура, которая так и называлась «Статистика», и еще несколько похожих сервисов. И только после этого появился «Спайлог».
Это был очень поздний инструмент. Он появился в 2000-м году, когда все остальные уже работали. После «Спайлога» появился только «Ракс» Германа Клименко. И я не говорю о западных системах, некоторые из которых появились гораздо позже.
- Тем не менее, «SpyLOG » стал, как бы Вы это ни отрицали, популярен и известен.
- Да.
- Как он смог занять столь видное место в Рунете?
- Почему он стал популярен и известен? Да потому, что как инструмент статистики «SpyLOG» и тогда был, и сегодня остается самым серьезным из того, что есть на рынке. Он изначально был задуман не просто как измеритель, а именно как инструмент статистики. И он таким оказался: что хотели, то и сделали. А поскольку конкурентов у него в этом смысле не было, он и стал самым популярным.
- А сегодня есть уже другие счетчики, созданные как инструмент статистики?
- Да, есть, Во-первых, многие пользуются сервисом Live Internet, хотя как инструмент статистики он менее удобен, чем «SpyLOG». Но их возможности сопоставимы, просто интерфейс Live Internet менее удобен для аналитика. Плюс к этому есть stat24.ru – польский счетчик, который с год назад вышел на российский рынок. Вышел на рынок он, кстати, очень неудачно: это такой же платный сервис, как и «Спайлог», а платный счетчик сейчас особой популярности уже не получит, да кроме того они не стали предлагать в России наиболее интересных своих сервисов, которые, безусловно, пользовались бы популярностью.
Есть еще и какое-то количество лог-анализаторов, но они были давно. Лог-анализатор – вещь вообще не простая: он требует от аналитика серьезной подготовки. К тому же он требует определенных технических ресурсов: для анализа среднего сайта с посещаемостью 4 – 6 тысяч человек в сутки необходим процессор «Р-4» и гигабайты оперативной памяти. Правда, сегодня многие персоналки имеют такую мощность, но речь идет о компьютере, который непрерывно работает сервером и непрерывно что-то считает – его надежность должна много быть выше, чем у персоналки.
- Вы знаете, у меня впечатление, что счетчик стал модой: человек делает себе некий сайт и хочет, чтобы сразу стоял счетчик, чтобы сайт входил в какой-нибудь топ-лист. Пусть к нему приходит один человек в день.
- Счетчик, может быть, и стал модой, но остался необходимостью. Дело в том, что в интернете у нас нет никакой системы взаимодействия с посетителями. И это серьезная проблема, которую необходимо решать. А другого решения, кроме использования счетчика или лог-анализатора, у нее нет.
На сайтах делаются попытки проведения опросов, есть еще какие-то вещи, но фактически с тем безликим бизнесом, который называется Интернетом, мы никак иначе не можем взаимодействовать, если не установить счетчик. Правда, это то, что касается бизнеса.
- А его в интернете многое касается?
- Сегодня в нашей стране существует миллион сайтов. Как утверждает исследовательская компания «J’Son & Partners», коммерческих сайтов, примерно четверть из них. Я, правда, считаю, что это – завышенная оценка, но, тем не менее, опираться приходится на нее. Есть также большое количество домашних страниц, некоммерческих сайтов, созданных не для извлечения прибыли, а просто так.
- Просто так ничего не создается. Многие сайты создаются для пиара.
- Нет, я говорю не об этом. Есть много сайтов, созданных для зарабатывания денег, для пиара и так далее. Их много разных, но мы зовем коммерческими их всех. В их основе лежит некая коммерческая коммуникация.
А есть большое количество сайтов, сделанных «просто так». Они могут быть сделаны просто, чтобы попробовать. Они могут быть сделаны для чего-то другого: вот мы ездили на масленицу в Подмосковье, в чудесное место – на Бакшеевскую масленицу. И у Бакшеевской масленицы есть сайт. Зачем он нужен? Чтобы выкладывать туда фотографии. Больше ни для чего.
- Но это ведь реклама.
- Нет, это не реклама. Это место, куда посетители масленицы складывают свои фотографии.
А еще я могу сделать сайт своей любимой кошки, куда буду вывешивать ее фотографии. И мне будет просто интересно, что происходит на этом сайте. И если тут я ставлю счетчик, то это – дань моде.
- Как и сайт любимой кошки.
- Нет. Сайт любимой кошки – это не дань моде, это сложнее. Вот во времена Пушкина дамы вели альбомы, в которые писали стихи, пожелания, эпиграммы их друзья и знакомые, включая того же Пушкина.
- Как сказано в «Онегине»:
«Поэт армейский / Здесь подмахнул стишок злодейский».
- Точно. Это – дань моде? В какой-то степени – да. Но существует это очень давно, начиная с наскальных рисунков и заканчивая современными домашними интернет-страницами. Это – форма общения.
- И все же об аналитической работе. В том же «SpyLOG» проводились исследования, показывавшие, что должны сделать хозяева того или иного сайта, чтобы к ним приходило больше посетителей, чтобы их сайтом больше интересовались.
- Ну, это маленький кусочек, просто исследования. Статистики много, цифр много. Можно делать очень интересные вещи. Фактически то, чем первое время занимался я, а потом ко мне присоединился Борис Овчинников, было попыткой создать методологию проведения социологических, маркетинговых, политических исследований на основе цифр, собираемых счетчиком на большом количестве сайтов.
И методологию эту мы создали: как методологию анализа статистики отдельного сайта, так и методологию анализа статистики множества сайтов. Честно говоря, когда я пришел в «SpyLOG», у меня уже был значительный кусок этой методологии. А сейчас ею пользуются очень многие.
- Федор, как-то я слышал от Вас фразу о том, что Вы чуть ли ввели первые платные сервисы…
- Нет, это какая-то ошибка. Даже платные сервисы «SpyLOG» вводил не я.
Наверное, мы были первыми, кто сумел получать деньги за исследования в интернете на базе статистики. Но к этому моменту платные сервисы существовали уже года два. И деньги за исследования мы собирали с большим трудом: оказалось, что рынок к таким исследованиям не готов. Он и сейчас к ним не готов.
-Не готов к социологическим исследованиям?
- Не к социологическим, а к исследованиям на базе данных счетчиков, на базе информации, полученной в Рунете. Есть некоторое количество компаний, которые эту информацию собирают, но, насколько я понимаю, прибыль от продажи некоторых результатов исследований не окупает затраты на исследовательскую работу. Или окупает, но в ноль. И ажиотажного спроса на подобные исследования нет.
- Почему так?
- Потому что интернет сегодня – это около 15% населения России. Это люди, рассматривающие интернет как основной источник информации и основное средство коммуникации, и пользуются они Интернетом не реже раза в неделю (в среднем 2-3). То есть всего около 17 миллионов человек (15% взрослого населения).
И эти люди, как поле для исследований представляют безусловный интерес для крупных компаний, имеющих значительные исследовательские бюджеты, компаний, которые не просто собирают данные и складывают их в стопочку на полке в шкафу, но умеют их использовать. Правда, с использованием у нас большие проблемы. Я консультирую немало людей, общаюсь с разными компаниями, смотрю, что происходит. И вижу довольно печальные вещи: очень часто отделами маркетинга или продаж собираются разные полезные цифры (большая компания, занимающаяся продажами, легко может собрать большое количество цифр), но компания не анализирует их, а просто складирует. У компании (е сотрудников и руководства) нет опыта работы с данными.
У нас в стране, грубо говоря, нет достаточного количества подготовленных людей, которые умели бы анализировать данные. Не умеют не просто получать какие-то одни цифры из других цифр (это несложная задача), но не умеют грамотно поставить исследовательскую задачу и на ее основе получить адекватные результаты. Таких людей очень мало, и спрос на исследования поэтому очень не велик.
- Но даже в советское время у нас крупные предприятия занимались анализом…
- Экономическим, не маркетинговым. Они анализировали продажи, но не анализировали спрос. И в итоге у нас нет маркетологов, да и экономический анализ у нас не слишком хорошо развит. И в этом проблема подобных исследований вообще.
- Давайте, на этом мы завершим первую часть нашей беседы.
Беседовал Владимир Володин