- Иван Александрович, в статье в журнале «Власть» за июль этого года, написанной Вами вместе с еще двумя авторами, говориться: «Занесенный якобы перелетными птицами птичий грипп привел к падежу в России более 12 тыс. домашних птиц. Профилактически у нас в стране должен быть уничтожен еще как минимум 1 млн. птиц». Приводя мнение о том, что «истерия» в России в связи с птичьим гриппом - одна из форм борьбы с развитием отечественного птицеводства», Вы далее пишете: «Надо понимать, что против России будут бороться. К этому можно лишь добавить то, что уничтожение сотен тысяч голов российской домашней птицы удивительным образом последовало за подписанием российско-американского межправительственного соглашения об увеличении квот на поставку мясной продукции (в основном мяса птицы) из США (которые почему-то птичий грипп совершенно не затронул) в Россию в 2005-2009 гг». Действительно ли Вы считаете, что американские поставщики мяса птицы, действуя через некоторых российских чиновников, стремятся нанести урон нашим производителям, являющимся их прямыми конкурентами? Если это так, то что можно сделать, чтобы защитить отечественного производителя?
- Грустная история с явно раздутой СМИ и некоторыми заинтересованными западными участниками рынка угрозой эпидемии птичьего гриппа имела, на наш взгляд, позитивное завершение. Благодаря своевременно принятым профилактическим мерам, в стране резко повысился уровень защиты птицефабрик от проникновения вируса. Разработана и внедряется отечественная вакцина против этого заболевания.
Что же касается американских поставщиков домашней птицы, то их позиция понятна. Им совсем не хочется терять позиции на рынке, ёмкость которого составляет около одного миллиарда долларов в год. К тому же на российском и других направлениях их экспансии в последние годы существенно укрепились позиции их конкурентов из числа стран Латинской Америки.
Между тем, из-за птичьего гриппа и раздутой вокруг него истерии в СМИ, потребление мяса птицы во многих странах сократилось. Не только «Тайсон фудс», но и другие американские экспортёры мяса птицы переживают в настоящее время не самые лучшие времена.
Выход американцы видят в снижении издержек производства, но немаловажным инструментом давления на импортёров остаются цены. В самих США, как известно, потребляется не более 60% производимых в результате переработки тушки птицы куриных окорочков, так что реализовывать остальные 40% можно практически по любой цене, лишь бы купили.
Нельзя забывать и о том, что американцы, в силу своего доминирующего положения на рынке куриного мяса, привыкли считать свои национальные стандарты качества и безопасности международными, и просто не терпят никакой критики в свой адрес. Между тем, что касается ветеринарии, речь идёт не о каких-то экстравагантных действиях российских властей, а лишь о грамотном использовании административного ресурса государства во благо отечественных производителей и потребителей.
И, тем не менее, мы исходим из предпосылки, что укрепление позиций отечественного Агропрома в конечном счёте не противоречит, а скорее, соответствует интересам наших иностранных партнёров. Совет США по экспорту домашней птицы и яиц первым ещё несколько лет назад наглядно продемонстрировал готовность вкладывать средства американских компаний в программу возрождения российского птицепрома. По его стопам в последние годы идут инвесторы из стран Европы, которые выражают реальную готовность участвовать в восстановлении российских животноводческих комплексов, перерабатывающих предприятий.
- Вы являетесь Председателем Комиссии по агропромышленному комплексу Совета РСГШ по конкурентоспособности и отраслевым стратегиям. У нас о РСПП знают все, но далеко не все, даже предприниматели, представляют себе, чем занимаются комиссии этого Союза. Чем занимается Ваша комиссия?
- В плане лоббирования интересов аграрного сектора мы отстали от наших торговых партнёров на долгие годы. Не секрет, что во многих развитых странах аграрное лобби – самое влиятельное. Необходимо также понимать, что бороться в одиночку с транснациональными корпорациями, которые к тому же опираются на солидную финансовую поддержку многих государств, никакому российскому агрохолдингу не по силам. К примеру, оборот продаж компании «Тайсон фудс» в 2005 году превысил 26 млрд долл, а даже у нашего «Русагро» - 840 млн долл.
Так что первоочередная задача Комиссии по агропромышленному комплексу при РСПП – сформировать цивилизованное аграрное лобби в России и донести его позицию до органов законодательной и исполнительной власти, а также до наших иностранных партнёров и потенциальных инвесторов.
Исходя из этих установок, в Комиссии получили представительство практически все значимые отраслевые союзы, ассоциации, многие достаточно крупные агрохолдинги, а также сельхозакадемия и Институт США и Канады.
На первом этапе Комиссии необходимо будет определить систему приоритетов, которые лягут в основу её деятельности на предстоящий период. В их числе: участие в разработке концепции развития отечественного АПК, подготовка предложений по укреплению продовольственной безопасности страны, повышению конкурентоспособности продукции отечественного Агропрома и массированному выходу на внешние рынки, защите отечественных сельхозпроизводителей от недобросовестной конкуренции, формированию более благоприятных условий для инвестирования отечественного и иностранного капитала в российский АПК.
Комиссия не собирается подвергать сомнению приоритеты, обозначенные в нацпроекте, но намерена готовить рекомендации для его периодической корректировки и на случай продления срока его действия, с тем, чтобы поставленные задачи решались быстрее и эффективнее. В частности, на встрече с Президентом России мы уже предлагали включить в нацпроект новое направление – племенное птицеводство и животноводство.
Комиссия планирует принимать самое активное участие в процессе подготовки целого ряда федеральных законов, таких как законы о сельском хозяйстве, о продовольственной безопасности, об ипотеке земель сельскохозяйственного назначения, об организации деятельности розничных рынков и другие. Особое внимание будет уделено разработке концепции государственной поддержки развития крупных агропромышленных структур холдингового типа, предусмотренной национальным проектом «Развитие АПК».
В числе самых актуальных задач для Комиссии будет стоять вопрос и оценка того, с чем же реально предстоит столкнуться российским сельхозпроизводителям после присоединении к ВТО. Необходимо также поучаствовать в разработке рекомендаций по компенсации потерь сельхозпроизводителей в связи с ростом цен на энергоносители и повышением тарифов структурных монополий. Значительное внимание будет уделяться вопросам кооперации, земельной ипотеки. Комиссия будет активно работать в плане выстраивания системы социального партнёрства, нацеленной на преодоление бедности на селе.
- Одна из больных проблем развития предпринимательства в России - развитие малого бизнеса, чей вклад в экономику страны сегодня в разы меньше, чем в развитых государствах. Как Вы считаете, что нужно делать (государственным органам, хотя бы в лице Минэкономразития, являющегося профильным министерством по данной проблеме, таким общественным организациям, как РСПП) для более динамичного развития малого бизнеса в России?
- По нашему глубокому убеждению, на среднесрочную перспективу, а может быть и более длительный срок, основную погоду в зерновом хозяйстве, товарном животноводстве и птицеводстве России, как впрочем и в других развитых странах, будут делать крупные агрохолдинги.
Но и у малого бизнеса есть своя, и притом очень заметная, ниша. Личное подсобное хозяйство ведут 16 миллионов семей, при этом 1 миллион 200 тысяч человек занято в крестьянских (фермерских) хозяйствах. В малых формах хозяйствования производится 93% картофеля, 80% овощей, 51% мяса и 55% молока. Игнорировать такой сектор просто нельзя, напротив, ему нужно всячески помогать.
Национальный проект «Развитие АПК» уже много сделал в плане формирования стимулов для развития малого бизнеса, особенно в части льготного кредитования. Проблема лишь в том, чтобы обеспечить
равнодоступность мер государственной поддержки для всех категорий сельхозтоваропроизводителей.
Я убежден, что сейчас самое отсталое хозяйство на селе – инфраструктура. Даже крупным агрохолдингам, не говоря уже о малом бизнесе, не по плечу затраты на строительство подъездных дорог, энергетических объектов, газопроводов, водопроводов и т.д. Если они будут вынуждены взять эти немалые расходы на себя, это приведёт к повышению отпускных цен на сельхозпродукцию. В условиях присоединения к ВТО это неминуемо будет означать поражение в конкурентной борьбе с импортом. И если государство хочет действительно помочь малым предприятиям, оно должно, прежде всего, позаботиться об увеличении инвестиций в инфраструктуру.
Переключать на регионы ответственность за развитие этого сектора было бы неправильно, учитывая, что половина из них – дотационные. В связи с этим выход видится в том, чтобы в бюджете Инвестфонда порядка 20% средств выделялось на финансирование первоочередных объектов инфраструктуры аграрного сектора.
Вторая важнейшая задача – обеспечить малым предприятиям доступ на рынки сбыта и возможность переработки выращенной продукции. Особое значение в этом плане должно придаваться поощрению заготовительной и сбытовой кооперации.
Комиссия намерена также заняться подготовкой предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность малого бизнеса, в первую очередь - налогового.
- Как я знаю, Вы активно сотрудничаете с Минсельхозом РФ, с губернатором Ростовской области В.Ф. Чубом. Как они, по вашему мнению, способствуют развитию предпринимательства, в том числе - бизнесу Вашей группы компаний?
- Решение о формировании Комиссии стало возможным только благодаря поддержке со стороны руководства РСПП и Минсельхоза России. Руководство Минсельхоза и лично министр Гордеев много сделали для привлечения внимания правительства страны к нуждам агрохолдингов. Вообще, Алексей Васильевич – один из инициаторов национального проекта «Развитие АПК». Он также активно поддерживает идею сохранения продовольственной безопасности страны, выступает за необходимость регулирования импорта животноводческой и птицеводческой продукции. К сожалению, многие полезные начинания Минсельхоза пока не нашли должной поддержки со стороны других профильных ведомств.
Что касается конкретно компании «Оптифуд», то администрация Ростовской области проявляет крайнюю заинтересованность во всех проектах компании. Нам, как компании, не нужны какие-то особые условия или привилегии. Достаточно того, что в Ростовской области созданы и поддерживаются благоприятные условия для инвестирования капитала в агропромышленный сектор.
Возникающие проблемы мы решаем, в случае необходимости, напрямую с губернатором области Чубом и министром сельского хозяйства и продовольствия Василенко. Кстати, министры Гордеев и Василенко, а также губернатор Чуб принимали участие в церемонии торжественного открытия нового птицеперерабатывающего комплекса компании «Оптифуд» в 2005 г.
Интервью подготовил Владимир Володин