Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Иван Оболенцев, руководитель группы компаний «Оптифуд», председатель Комиссии по агропромышленному комплексу Совета РСПП. Крупные холдинги в агропромышленном бизнесе наиболее эффективны. Часть первая

Так получилось, что мы до сих пор ни разу не беседовали с представителями агропромышленного бизнеса, с предпринимателями, занимающимися производством и продажей мяса, овощей, фруктов, иной сельхозпродукции. Сегодня мы можем восполнить этот пробел: на наши вопросы отвечает Иван Александрович Оболенцев, генеральный директор группы компаний «Оптифуд» - крупного агрохолдинга, одного из ведущих поставщиков мяса птицы на российский рынок.

- Иван Александрович, «Оптифуд» работает на рынке с 1998 года. Начало Вашей работы пришлось на очень сложное время. Тем не менее, за 8 лет «Оптифуд» пробился в первую тройку продавцов мяса птицы на российском рынке. Как Вы считаете, что Вам помогло добиться такого результата?

- Успеху «Оптифуд» на рынке способствовал правильный выбор стратегии развития компании. Грамотная политика по привлечению высококвалифицированных кадров позволила в короткие сроки создать работоспособный коллектив, численность которого к настоящему времени превысила 1000 человек.
Начинали мы с импорта американского мяса птицы пароходными партиями, что под силу лишь небольшому числу наших конкурентов. В дальнейшем продвигались в направлении диверсификации – расширили географию и ассортимент поставок мяса и мясопродуктов на российский рынок за счёт свинины, говядины и субпродуктов, приступили к завозу бананов, тропических фруктов, замороженных фруктовых и овощных смесей из стран Латинской Америки, Африки и Европы. Организовали филиалы в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону, расширили дилерскую сеть в регионах, наладили устойчивые связи с сетевыми магазинами. На рынок выпущена продукция под собственными узнаваемыми брендами «Куроедов» и «Кураж». Прочная деловая репутация «Оптифуд» обеспечила нам выход на крупнейшие коммерческие банки России.
Вырученные от торговых операций средства вкладывались в развитие собственного производства и переработки мяса птицы. В составе компании были образованы также подразделения по предоставлению услуг нашим клиентам – логистических, юридических и информационных.
Другое наше конкурентное преимущество – ориентация на качество и санитарную безопасность поставляемых на российский рынок продуктов питания. Нашими партнёрами за рубежом являются зарекомендовавшие себя в качестве лидеров мирового продовольственного рынка компании США, стран Евросоюза, Бразилии, Эквадора, Египта.
Результат известен. Выручка компании в 2005 году превысила 330 миллионов долларов и по важнейшим финансовым показателям «Оптифуд» входит в рейтинг 200 крупнейших частных компаний России, публикуемый журналом Forbes (российское издание), а также в рейтинги журналов «Эксперт» и «Финанс».
Но это только промежуточный этап. Компания нацелена на дальнейшее развитие в направлении организации крупного агрохолдинга – наиболее эффективной в настоящее время модели хозяйствования в российском Агропроме.

- В нашей прессе довольно долго муссировался вопрос о том, что квоты на импорт зарубежной мясной продукции - явление вредное. Как Вы смотрите на это утверждение, учитывая, что «Оптифуд» поставляет мясо из-за рубежа по квотам.

- «Оптифуд» как раз относится к числу компаний, которые первыми подняли, в том числе и в отечественных СМИ, вопрос о необходимости введения квот на все виды мяса. Анализ изменений в мясной отрасли за последние годы доказывает правоту и своевременность этого шага. Именно введение импортных квот дало толчок возрождению отечественной мясной отрасли. С 1998 года птицеводческие предприятия России более чем удвоили объем производства мяса птицы (в 1997 году - 630 тысяч тонн, в 2006 году, по прогнозам - 1,55 миллиона тонн). Определённый прогресс достигнут и в свиноводстве. И даже в отношении мяса крупного рогатого скота в самое последнее время наметились позитивные сдвиги.
Разумеется квоты – не единственный метод для оказания эффективной поддержки отечественным производителям. Особенно действенными они оказываются в сочетании с инструментами, предложенными приоритетным национальным проектом «Развитие АПК».
Как видно из статистических данных, предложение отечественного товара растёт, по мясу птицы, например, на 15-18% в год. К сожалению, спрос на все виды мяса в стране расширяется менее высокими темпами. А по мясу птицы в последнее время даже отмечалось временное сокращение спроса из-за опасений, связанных с распространением птичьего гриппа. Между тем, предложенная в 2003 году модель защиты мясного сектора средствами внешнеторгового регулирования подвергается постоянной эрозии. Первым шагом в этом направлении явилось подписание с США межправительственного соглашения об увеличении квот на поставку всех видов мясной продукции в Россию в 2005-2009 годах. Результат налицо: импорт продовольствия в РФ, даже несмотря на наличие квот и рост собственного производства, продолжает расширяться. Так, в прошлом году наша страна ввезла импортной сельхозпродукции и продтоваров на 16,3 млрд. долл., что составляет 17,5% всего импорта. При этом за прошедший год импорт по этой товарной группе вырос на 27%.
Новую подножку отечественному Агропрому ставят договорённости, достигнутые по результатам двухсторонних переговоров с США по условиям присоединения России к ВТО. Предварительный их анализ даёт основания для вывода, что хотя американцы похоже вынуждены были согласиться с требованием российской стороны сохранить возможность продления квотирования на период после 2009 года, продление может быть произведено только с оглядкой на условия упомянутого двустороннего соглашения с США от 2005 года. Другими словами - с сохранением действующих по этому соглашению преференций для американской стороны. Дополнительные проблемы для отечественного Агропрома связаны с ожидаемым низким уровнем господдержки производителей и экспортёров, понижением общего уровня тарифной защиты мясной отрасли и ослаблением ветеринарного контроля за безопасностью ввозимого в Россию из США продовольствия.

- «Оптифуд» не только поставляет импортную продукцию, но и является практически единоличным акционером (98% акций) ОАО «Птицефабрика «Надежда» в Ростовской области, специализирующейся на выращивании бройлеров. Там в прошлом году был запущен оборудованный по последнему слову техники цех убоя, разделки и переработки бройлеров. Считаете ли Вы, что крупные продавцы мяса птицы должны обязательно заниматься его производством? Или речь идет о диверсификации бизнеса? Вообще, каково Ваше мнение о необходимости замены импортного мяса отечественным, за что ратуют некоторые политики, чиновники и бизнесмены?

- Вопрос о полном отказе от импорта мы никогда не ставили – в ближайшие годы это попросту нереально. Другой вопрос, что руководство нашей компании раньше многих других осознало, что делать ставку на расширение импорта в наше время не дальновидно. Мы убеждены в том, что в течение ближайших лет всё большую часть предложения продовольственных товаров на внутреннем рынке будут формировать национальные производители. Это остро необходимо как в интересах обеспечения национальной продовольственной безопасности страны, так и для сохранения здоровья нации.
Действуя в этом направлении, «Оптифуд» ещё в 2002 году приобрел акции птицефабрики в Ростовской области и приступил к реализации программы организации на её базе современного птицекомплекса «Надежда». В прошлом году введен в строй современный цех убоя, разделки и переработки бройлеров плановой производительностью 4 500 голов в час. В настоящее время полным ходом осуществляется реконструкция птицефабрик «Старостаничная» и «Задонская». До конца 2007 на указанные цели планируется затратить почти 1300 млн.рублей. В итоге выпуск готовой продукции на птицефабриках «Оптифуд» возрастёт до 70 000 тонн в год, а в перспективе – до 100 000 тонн в год.
Разумеется «Оптифуд» - не единственный агрохолдинг, активно осваивающий российский рынок. Российские инвесторы ввели в строй за последние годы целый ряд крупных сельхозобъектов европейского уровня. Среди них – оборудованные по последнему слову техники птицефермы и свинофермы, молокозаводы и перерабатывающие предприятия.
Понятно, что по мере вхождения новых производственных компаний на рынок конкуренция между сельхозтоваропроизводителями будет обостряться, однако свобода для манёвра пока остаётся, как в связи с ожидаемым расширением потребления, так и вследствие импортозамещения. К примеру, в Ростовской области в 2005 году было произведено 28 тысяч тонн мяса птицы, что составляет лишь половину от объема потребления. Оставшаяся часть потребности рынка пока что заполняется производителями других регионов и импортной продукцией. Между тем, в том числе при нашем участии, регион в ближайшие годы в принципе сможет обеспечивать свои потребности по мясу птицы самостоятельно.


Окончание следует.

Интервью подготовил Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости