Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Виктор Харченко, заместитель директора АНО ИКЦ «Бизнес – Тезаурус». Малый бизнес: как защитить свои права

- Виктор, у Вас опять новый проект. Речь, как я слышал, идет о разрешении споров между государством и малым бизнесом с привлечением третьей стороны.

- Да, нам хотелось бы оценить влияние судебной реформы на субъекты малого предпринимательства. Дело в том, что в этом году заканчивается программа судебной реформы, начавшаяся еще в 2002-м году и рассчитанная до 2006-го года. Более того, сейчас разрабатывается программа на 2007 – 2011 годы.
При этом когда в 2002-м году был объявлен старт программы, то тогдашний председатель Арбитражного суда сказал, что цель этой реформы – в том числе и сделать институты правосудия более доступными для малого и среднего бизнеса. И вот у нас есть идея: провести исследование, в рамках которого оценить степень доступности института правосудия для субъектов малого предпринимательства. То есть, повлияла ли эта реформа только на более эффективное взаимодействие государства с крупным бизнесом, или она все же повлекла за собой и более эффективное взаимодействие государства и малого бизнеса. Насколько малый бизнес вовлечен в это взаимодействие.

- Как я знаю, Вы ведете речь не только о судебных разбирательствах, но и о внесудебных формах, в частности о разрешении споров с помощью неких посредников, специально для этого избранных.

- Да, в рамках проекта предполагается оценить и классифицировать виды урегулирования конфликтов, возникающих между субъектами малого предпринимательства и различными сторонами. Здесь речь может идти как об органах государственной власти, так и о субъектах крупного бизнеса, а также и о малом и о среднем бизнесе. И под эту классификацию, разумеется, попадет и урегулирование данных конфликтов друг с другом посредством действий, каких-нибудь саморегулируемых организаций, посредством досудебного обжалования в органе власти, регулирующем определенную сферу, и так далее.

- То есть это – проект работы, которая только начнется?

- Это – идея, которую мы сейчас оформили в осмысленные предложения и проект, по которому может в ближайшее время начаться работа.

- Но Вы говорили, что есть работы, которые уже начаты.

- Да. В 2002-м году был проект, точного полного название которого я сейчас не помню, но суть можно определить, как «спрос на право». В рамках этого проекта мы опрашивали в основном представителей открытых акционерных обществ. Им задавались различные вопросы на знание или незнание ими возможностей защиты их интересов в судах. Также вопросы были на знание тех или иных отраслей законодательства, как то закон об акционерных обществах, закон о несостоятельности и банкротстве, знакомство с международными стандартами финансовой отчетности и так далее. Из полученных ответов делались определенные выводы. В рамках этого исследования, например, был сделан вывод о том, что чем бизнес меньше, чем он менее финансово устойчив, тем он менее обращается в суды. Это происходит потому, что издержки превосходят выгоды. И крупные ОАО подают на мелкие в суды, поскольку они интересны им как объекты взимания, скажем, долгов.
Мы провели, как я считаю, очень хорошее исследование, получили хорошие результаты. Теперь мы хотим посмотреть, каким образом результаты этого исследования можно распространить и на малый бизнес. То есть проанализировать арбитражную практику, посмотреть, насколько стало больше дел с участием малого бизнеса, по сравнению с предыдущими годами.

- Вопрос такой: а правовая подготовленность представителей малого бизнеса в ходе этого исследования оценивалась? Стало ясно, что они сами знают?

- Еще раз отмечу: там не был выделен отдельно круг малого бизнеса. Делались оценки правовой оснащенности информационными системами. И мне неизвестно, чтобы такие замеры проводились специально для малого бизнеса.
Хотя существует множество исследований относительно малого бизнеса, и мы также проводили одно, касающееся взаимоотношений малого бизнеса с судами: обращались ли они в суды или не обращались, если обращались, то по какой тематике. Зачастую ответы на эти вопросы скудны до безобразия, и поэтому они часто не включались в итоговый аналитический материал. То есть вопрос задавался, но ответы не обрабатывались.

- А вообще представители бизнеса юридически более-менее подкованы или не очень?

- Естественно подкованы. В рамках исследования, о котором я говорил, порядка 90% организаций, работающих в финансовом секторе, были отмечены как юридически подкованные, активно использующие услуги собственных юристов, привлекающие сторонние компании: юридические фирмы, адвокатские конторы. И в отношении всех юридических лиц можно сказать, что уровень достаточно высокий.

- То есть сейчас на мякине наших предпринимателей не проведешь, как это было в самом начале отечественного капитализма.

- Да.

- А это – все, что у Вас сейчас в работе, или есть что-то еще?

- Во всяком случае, все, о чем стоило бы сейчас говорить. Наши исследования сейчас направлены на изучение государственного регулирования малого бизнеса, и нам важно посмотреть в работе, насколько изменилась (уменьшилась, увеличилась) в ходе реформы доступность института правосудия для малого бизнеса. Вот эти исследования нам и предстоит провести.


Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости