Мы продолжаем беседу с Григорием Нехорошевым.
- Григорий Иванович, Вы достаточно много писали о связи со скинхедами представителей рекламного бизнеса, пиар-агентство, занимающихся проведением предвыборных компаний и так далее. Как используют радикальных националистов на этом рынке?
- Анатолий Тишин, заместитель Лимонова в партии нацболов как-то рассказал мне, что несколько лет назад представитель скинхедовской группировки «Объединенная бригада 88» предлагал всего за 200-300 долларов своих людей для провоцирования серьезных беспорядков во время шествия оппозиции. Национал-большевики довольно быстро сумели тогда выяснить, что скинов к ним направил представитель некоего московского пиар-агентства. Что самое печальное – агентство это работает в том числе и по заказам некоторых структур кремлевской администрации.
- И привлечение скинхедов к пиар-акциям – отнюдь не единичные случаи?
- Увы, да. Для проведения акций так называемого «черного пиара» их привлекали неоднократно.
Например, в конце 2001-го года уже упоминавшийся нами кумир скинхедов рок-музыкант Паук неожиданно провел пресс-конференцию, на которой объявил о создании некоего комитета по защите чести и достоинства тогдашнего главы администрации президента Александра Волошина. Так вот, я абсолютно точно знаю, что вся эта акция была организована одной известной финансово-экономической структурой, боровшейся в тот момент с Александром Стальевичем. Сам же Паук за неплохо сыгранную в этой постановке роль получил тысячу долларов.
- Учитывая тогдашнюю должность Волошина, это – негусто.
- Услуги скинхедов всегда стоили довольно дешево.
Лет пять назад журналист Анатолий Челноков, готовя статью о националистах, спросил тогдашнего лидера движения «Русский проект – Великая Россия», может ли он организовать серьезный погром. «Это будет стоить вам 300 долларов», - ответил тот. И хотя году примерно в 200-м расценки на услуги скинхедов возросли, звезды шоу-бизнеса стоят во много раз больше.
Чаще всего скинхедов используют в Петербурге, поскольку, как сказал мне глава питерского Законодательного собрания Вадим Тюльпанов, «это очень свободолюбивый, а потому и политизированный город».
Так во время губернаторской предвыборной компании скинхеды провели шумную акцию в поддержку оппонентки тогдашнего полпреда президента в Северо-западном федеральном округе и будущего губернатора Валентины Матвиенко Анны Марковой. Местное телевидение почти весь день крутило этот сюжет, крупным планом демонстрируя плакат «Полпредство – в отстой, скинхеды – в бой». При этом местные журналисты и политики в один голос уверяли меня, что, на самом деле, демонстрация – черный пиар против самой Марковой, заказанный и проплаченный агентством, работавшим на предвыборный штаб Матвиенко. И рассчитана акция была на наиболее активную часть избирателей – пожилых людей, имеющих вполне определенное мнение о фашизме.
Рассказывали мне и еще об одной громкой пиар-акции с участием скинхедов – демонстрации у офиса лесоперерабатывающей компании «Илим-Палп» на улице Марата, прямо в центре Петербурга.
В то время между «Илим-Палп» и «Базовым элементом» Олега Дерипаски шла ожесточенная борьба за Котласский целлюлозно-бумажный комбинат. Скинхеды митинговали против владельца «Илим-Палп» Захара Смушкевича, и в ряде местных печатных изданий прозрачно намекалось, что состоялась эта акция не без участия Дерипаски. В центральных же газетах та же информация появилась на правах рекламы, и специалисты, узнав, какое именно агентство эти рекламные материалы предоставило, сделали вывод, что скинхедов использовали не против Смушкевича, а как раз против Дерипаски.
- А как смотрят на все это представители власти того же Петербурга?
- Мне довелось беседовать по этому поводу с председателем Законодательного собрания города Вадимом Тюльпановым, и он сказал: «Если жаловаться на плохую погоду, то это глупо совершенно. Так же и жаловаться на черный пиар, который, я считаю, всегда был, есть и будет. Как плохая погода».
- Увы, но он ведь прав. И люди, занимающиеся таким пиаром, не думают ни о чем, кроме своего бизнеса и своей прибыли.
- Да, и этому есть прекрасный пример. Один питерский писатель работал в предвыборном штабе Валентины Матвиенко и вместе со своей подругой сочинял о «дорогой Валентине Ивановне» стишки от имени народа. По окончании выборов, получив причитающийся гонорар, он от своего имени провел семинар, посвященный опасности наступления тоталитаризма и призвал уходить в подполье. Рассказывавший мне эту историю питерский интеллигент отнюдь не осуждал персонажа своего рассказа: в предвыборной компании тот участвовал за деньги, а вот семинар провел как писатель. По мнению моего знакомого, это надо разделять.
- Григорий Иванович, а как долго, по-вашему, может еще процветать бизнес, построенный среди прочего на национальной розни?
- Мы уже говорили о том, как сегодня фирмы, продающие ботинки «Доктор Мартинс», перепозиционируют свой товар для широкой публики, никакого отношения к национализму не имеющей.
Между прочим, мне известно, что и скинхеды сейчас решили отказаться от ношения традиционного «прикида». Так что продавцы должны волей-неволей искать других покупателей и по-другому рекламировать свой товар. Тем более, что, например, в Москве людей, считающих себя скинхедами, 5-7 тысяч, а «модников», детей из малообеспеченных семей, которые скинхедами не являются, но готовы носить те же вещи, на порядок больше. И ориентироваться на скинхедов уже совсем не нужно – рынок и без них достаточно велик.
- То есть скинхеды были хороши, пока покупали, но бизнес можно делать на ком угодно. Перестали скинхеды покупать свои «прикиды», продавцы найдут других покупателей. Им идеи не важны.
- Думаю, что большинство бизнесменов – не идейные люди. Но, например, те, кто связан с музыкой, пусть и не идейные люди, но свой сегмент рынка будут держать: он специфический и прибыльный. И торговля записями скинхедовских групп будет продолжаться. Просто происходит уход в подполье.
- Тем более, что на этом рынке крутятся миллионы и миллионы долларов, и от таких денег не откажешься, если ты занимаешься бизнесом.
- Да, от таких денег не откажешься. По подсчетам специалистов, к которым я обращался, музыкальный бизнес в этом сегменте только по Москве составляет 5-6 миллионов долларов в год. На «прикидах», конечно, порядок цифр был куда больший. Теперь эти деньги будут добываться из других социальных групп. Сейчас реклама ботинок «Доктор Мартинс» идет уже в элитарны журналах, например, в приложении к «Эксперту». И этот бизнес, будет продолжаться, очистившись от «скинхедовщины».
Разумеется, останутся некоторые принципиальные бизнесмены-националисты. Но вообще речь в основном идет о бизнесменах, у которых отсутствуют морально-нравственные нормы. У нас не существует социальных институтов, влияющих на мораль бизнеса, как в развитых странах. И некому публично сказать, что нельзя строить бизнес на ксенофобии.
Беседовал Владимир Володин