Есть вещи, о которых говорить в бизнес-сообществе не принято. Помните ли вы, уважаемые читатели, как кто-либо из известных предпринимателей открыто признавался, что использует для развития своего бизнеса рекламу, основанную на элементах ксенофобии и расизма? Я не припомню. И тем не менее такая реклама есть. Как есть люди, ведущие свой бизнес с учетом националистических и экстремистских настроений потенциальных покупателей.
Журналист Григорий Нехорошев занимался исследованием подобных явлений. Он них и наша беседа.
- Григорий Иванович, Вы, как журналист, изучали такой странный вид бизнеса, как бизнес на национальной розни. Бизнес на всеми осуждаемых вещах.
- Да. Я бы сказал даже, что у нас в России существует бизнес на ксенофобии, на наиболее резкой форме национализма. Так я изучал бизнес, связанный с движением скинхедов.
В свое время был журнал «Деловая хроника», главным редактором которого был Михаил Бергер. И он очень любил все явления рассматривать через призму бизнеса, денег и так далее.
А в то время случился погром в Царицыно.
- Странный это был погром…
- Да. Погром был странный. Я не скажу, что выяснил, будто он произошел в рамках каких-то торговых разборок, но обвинены в погроме были скинхеды. И, разбирая этот случай, мы решили заняться вопросом: на что же они живут и действуют. Ведь это – не такая уж маленькая группа людей.
- Причем в случае с Царицынским рынком речь шла о специально привезенной из Подмосковья довольно большой группе людей. И, судя по всему, их действия были хорошо оплачены.
- Знаете, их «хорошо оплачены» – деньги небольшие.
Но дело в том, что человек, который этот погром возглавлял, был в свое время издателем журнала «Русский хозяин». И редакция этого журнала, и книжный магазин этого журнала находились совсем недалеко от Царицина, в глубине рынка у станции метро «Теплый стан». Правда, через неделю после погром магазин исчез: издатель «Русского хозяина» был задержан, а затем осужден.
- Но было понятно, что он имеет отношение к торговой сети?
- Да. Обратим внимание на то, что продавалось в этом книжном магазине. Там продавали: книги экстремистского содержания вплоть до «Mein Kampf» Гитлера и достаточно много аудиокассет с записями различных скинхедовских групп.
Причем, что касается «Mein Kampf», то в свое время в Прибалтике эту книгу выпустили такими тиражами, что изданная в Эстонии и в Латвии книга продается до сих пор.
Во времена царицынского погрома в Москве существовало достаточно таких торговых точек. Лично я побывал в пяти магазинах, где продавались так называемые «прикиды» - это куртки «бомберсы», ботинки «Доктор Мартинс». Эти магазины были вполне легальными, хотя там же из-под полы торговали аудиокассетами.
Причем, что касается музыки, то все было поставлено на достаточно традиционную бизнес-основу. Выходила долгое время газета под названием «Московский демократ», которую издавал ведущий музыкант, связанный со скинхедами, - Паук. Эта газета была специально смешно сделана и, на самом деле, при таком названии была скинхедовской.
- Паук ведь был лидером какой-то рок-группы.
- Паук был лидером группы «Коррозия металла».
Но все же о бизнесе. Сейчас, в связи с тем, что со скинхедами стали бороться, их лидеры как бы растворились. Но я, готовясь к нашему разговору, пару дней назад зашел в музыкальный магазинчик у станции метро «Тульская» и посмотрел: там, как и прежде, можно свободно купить кассеты группы «Коловрат», того же Паука, «Секиры Перуна».
- Владельцев магазинчика тоже вполне можно понять: в свое время они набрали товар, а сейчас аудиокассеты – вчерашний день. Например, на Горбушке их практически уже не найти, разве что попасть на распродажу остатков. И все, что осталось, нужно просто скинуть. Эпоха кассет ушла, и торговцы оказались в ножницах между бизнесом и идеологией.
- Эпоха кассет ушла. Но, понимаете, дело в том, что основные потребители такой продукции – люди небогатые. И они даже сегодня слушают именно кассеты.
Но посмотрите и на другую сторону вопроса: если все эти кассеты продаются до сих пор, как много их должны были выпустить в свое время. В то время, когда это продавалось на Горбушке.
- Да, на Горбушке я это в свое время тоже видел.
- Сейчас на Горбушке это уже не продается: опасно, и прибыль не та. Это мне говорили люди, знающи данный рынок. А в каких-то незаметных магазинчиках, в общем потоке, все это продается и сегодня.
А в газете «Московский демократ» тогда были рецензии на эти кассеты, на компакт-диски, объявления о концертах, о том, где они проходят и так далее.
Я, например, столкнулся с интересным явлением: есть и сегодня такой бизнесмен, два-три года назад очень близко связанный со скинхедами, в том числе с Пауком. Он устраивал в своем ночном клубе «Швайн» (не знаю, существует ли он сейчас) концерты Паука. Такой Андрей Лычаков. Он баллотировался на прошлых выборах в депутаты Мосгордумы и делал резкие антикавказские заявления: если вы меня изберете, я окружу зенитными пулеметами капотненский нефтяной завод, поскольку «черные» его иначе точно взорвут (баллотировался он в Кузьминках).
Но его лозунги не столь важны. По базе данных московского бизнеса у него несколько фирм. И в газетах, которые он спонсировал, были объявления о джинсах «Вестленд».
Я думаю, ему или его друзьям принадлежат магазины джинсовой одежды «Вестленд», которые тогда только начались и существуют до сих пор. В этих объявлениях говорилось, что джинсы «Вестленд» начали в 30-х годах выпускать белые парни из Чикаго, которые, одевая их, громили местных «цунариков» (есть такое слово).
Я заходил в магазины «Вестленд». Там никаких националистических листовок не было – обычные буклеты. Единственно что – один из магазинов расположен у метро «Тульская», а это – скинхедовское место, там есть ночной клуб, где выступали такого рода группы.
Я послал их рекламное объявление своим американским друзьям, и они выяснили, что никакой фирмы «Вестленд» в Чикаго не существует. Понятно, что эти джинсы, скорее всего, - какая-то местная продукция, а бизнесмены вполне сознательно выбрали определенную группу потребителей и начали раскручивать свой товар таким образом.
Что еще в этих газетах? В них были рекламные объявления оружейных магазинов и магазинов, продающих охотничьи ножи.
- Ну, понятно: они работают на вполне определенный сегмент покупающей публики. И преподносят свой товар под тем соусом, который этим покупателям близок и понятен. Джинсы – не фирменные, зато идеологически близкие.
- Да. Вполне грамотно построенная реклама.
То же самое касается так называемых «прикидов». И здесь, как я понимаю, - самый большой торговый оборот бизнеса, услугами которого пользуются скинхеды. Ведь ботинки «Гриндерс», куртки – «бомберсы» стоят достаточно прилично.
Причем ботинки «Доктор Мартинс» я покупал в Лондоне в 1990-м году, и там они шли совсем под другим брендом, они не связаны там ни с какими неформальными движениями. В Англии этот товар считается полу ортопедической обувью: у них специальное водоотталкивающее покрытие, и вообще есть легенда, что их придумали с ортопедическими целями, а потом стали продавать просто как обувь для всех.
Другое дело, что у нас была выбрана определенная группа, под которую и делалась реклама.
Между прочим, сейчас журнал «Вещь» опубликовал большую статью о ботинках «Доктор Мартинс», где не было ни слова сказано о скинхедах или национализме. Говорится лишь о связи этой обуви с разными рок-группами. То есть идет перепозиционирование товара под иные клиентские группы.
- Видимо, важен бизнес, а не идеология.
- Конечно. Точно также строятся отношения скинхедов и некоторых пиар-агентств.
- Но об этом уже во второй части нашей беседы.
Окончание следует
Беседовал Владимир Володин