Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Михаил Вирин, Генеральный директор фирмы АМО. Строительный рынок необходимо реформировать. Часть первая

Проблемы строительного рынка на слуху, увы, постоянно. Чем больше говориться с самых высоких трибун о доступности жилья, чем дальше продвигается соответствующий национальный проект, тем яснее становится, что проблем с жилищным строительством сегодня не меньше, а, может быть, и больше, чем лет двадцать назад. Своим видением этих проблем мы и попросили поделиться Михаила Вирина, бизнесмена, знающего предмет не понаслышке.

- Михаил Михайлович, строительный бизнес, особенно столичный, всегда вызывал повышенный интерес у людей, прямо к нему не относящихся: жилье нужно всем. Но в последнее время о нем только и пишут, вернее не столько о нем, сколько о сопутствующих ему проблемах и скандалах. То речь идет об обманутых соинвесторах, то о еженедельном подорожании квартир, то в Бутово разгорелось чуть ли не народное восстание, поскольку столичные власти, действуя в интересах строителей, начали выселение граждан, проживающих в предназначенных под снос домах, не предложив им нормальной компенсации.
Я знаю, Ваша фирма в последнее время пыталась что-то построить, и Вам эта тема близка.

- Я не хотел бы рассказывать о нашей строительной истории, тем более, что она еще не окончена, и никаких скандалов, подобных бутовскому у нас не было и нет.
И хотелось бы мне сразу оговориться: я знаком лишь с некоторыми проблемами строительства в столице, а эти проблемы могут быть характерны далеко не для всех регионов страны. Хотя бы потому, что далеко не все регионы пережили строительный бум, подобный московскому, и далеко не везде есть такие, как в столице. Прежде всего, проблемы со строительными площадками.
Вот с этой-то проблемы, наверное, стоит начать. Иметь жилье в столице было престижно всегда. При советской власти речь шла о жизни в городе, где в магазинах в свободной продаже были колбаса, мясо и масло. Поэтому люди стремились всеми правдами и неправдами попасть в Москву, рассчитывая оказаться чуть ли не в стране чудес.
Сегодня ситуация иная - далеко не все люди, покупающие столичные квартиры, в них живут: колбаса есть и в Смоленске, и в Сургуте, и в Твери. Но столица тянет по-прежнему, причем целый ряд предпринимателей, менеджеров крупных компаний, работающих в провинции, покупает себе московские квартиры по самым разным причинам: престижа, надежды когда-нибудь все же сюда перебраться, наконец, возможности вложить деньги во что-то высокодоходное – московские квартиры дорожают быстрее, чем что-либо иное.

- Например, известный нам обоим предприниматель из Сургута Владимир Трофимович Самборский, неоднократно выступавший на нашем сайте по вопросам развития малого и среднего бизнеса, купил большую квартиру в Москве. Хотя, как я понимаю, жить и работать продолжает в основном в Сургуте.

- Да, так и создается спрос. Так и формируется рынок. И когда мы ужасаемся, что, судя по последним сводкам с рынка, опубликованным не так давно в ряде центральных газет, квадратный метр нового жилья в Москве стоит, в среднем три с половиной тысячи долларов, то именно вложение денег (в большой степени – нефтяных и газовых) в жилье определяет эту цифру. Если бы большие деньги не давили на строительный рынок, ситуация была бы иной.
Еще один важный момент – столица не резиновая. В погоне за сверхприбылями строительный комплекс Москвы сумел уничтожить исторический облик города, но безумный спрос требует строить и строить. А строить уже практически негде. И когда Юрий Михайлович Лужков заговорил об объединении Москвы и области, очень многие специалисты сразу сказали: Москва борется за подмосковную землю, чтобы удовлетворить интересы строительного комплекса.
С другой стороны, дефицит строительных площадок (как и любой другой дефицит) способствует повышению уровня коррупции. Возьмем последний скандальный пример – Бутово: здесь можно построить не слишком престижные дома, часть квартир продать, в часть переселить жителей московских пятиэтажек, или признанных аварийными старых домов в центре города. А уже на месте выселенных домов в центре можно строить элитное жилье.

- Михаил Михайлович, можно ведь обратить внимание и на то, что признание аварийными домов в центре столицы, также часто вызывает протесты. Жители этих домов, как правило, являющиеся владельцами своих квартир, уверяют, что поступают с ними не только несправедливо, но и незаконно.

- Конечно. Ведь для строительных фирм главное – получить участок под застройку с наименьшими затратами. Что окажется дешевле: честно найти действительно аварийный дом в центре, честно его расселить, учитывая рыночную стоимость квартир в этом доме, или дать необходимые взятки и больше не думать ни о чем? Понятно, что взятки, как бы они ни были велики, окажутся меньше.
Но, если взятки кому-то даются, то любой чиновник, причастный к вопросам землеотвода или строительства, захочет иметь свой кусок пирога.

- Недавно в прессе появились сведения, что себестоимость квадратного метра жилья в Москве (имеется в виду обычное, а не элитное жилье) составляет около 700 долларов. Еще 300 долларов стоит подключение к инженерным сетям, 400 долларов берет город за право строить на его земле, и столько же уходит на взятки и откаты.

- Да. И вы можете взять, например, двадцатиэтажный дом, прикинуть общий метраж, умножить на 400, и получить вполне фантастическую сумму, идущую на взятки и откаты в одном стандартном случае. Но скажем честно: пока не будет выстроен нормальный рынок жилья, любой другой недвижимости, пока право собственности человека на свой дом, свою квартиру, свои три сотки земли не станет незыблемым, ничего не изменится.
В свое время Карл Маркс уверял, что нет такого преступления, на которое не пошел бы капитал из-за прибыли в тысячу процентов. В строительном бизнесе прибыль, конечно, не тысяча процентов, но достаточно велика, чтобы на некоторые незаконные действия как сами бизнесмены, так и связанные с ними чиновники, шли регулярно.
Между прочим, в три с половиной тысячи долларов за квадратный метр заложены и тысяча триста долларов прибыли инвесторов, и 100 долларов прибыли риэлторов, и 200 долларов прибыли субподрядчиков – есть из-за чего бороться.

Окончание следует.

Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости