Виктор Васильевич Юнак, член-корреспондент РАЕН, автор нескольких романов и сборника стихов тринадцать лет занимается издательским бизнесом. Весной 1993 года, уйдя из редакции газеты «Дайджест-Куранты», он организовал свое первое издательство «Славия», издававшее газету «Славяне».
Сегодня мы беседуем с Виктором Юнаком о его бизнесе.
Сразу же оговоримся: участники беседы работали вместе и в газете «Дайджест-Куранты», и в газете «Славяне», а потому обращаются друг к другу на «ты».
- Первое свое издательство ты создал в 93-м году. Оно называлось «Славия», мы там вместе работали. Но кончилось это тогда ничем.
- Печально это тогда кончилось.
- Ну, первый блин оказался комом, тем более, по-моему, все тогда делалось на заемные деньги.
- Увы, да.
- Но ты на этом ведь не остановился. Ты пошел дальше, и, как оказалось, впереди была удача.
- Да, я пошел дальше.
Был, конечно, тяжелый период, когда, скажем прямо, приходилось плохо. Но, тем не менее, у меня душа ни к чему больше не лежала. Правда, попытались мы как-то раз туризмом заняться, даже лицензия у нас до сих пор есть. Но, поскольку небольшой туристической фирме сейчас еще сложнее прожить, чем небольшому издательству, я решил возобновить издательскую деятельность.
Тем более, что мне было сделано предложение через одного из знакомых начать издавать журнал, который сегодня называется «Мир и безопасность», а тогда назывался «Мы и безопасность».
Я в данном случае приглашался как наемный главный редактор, но поставил условие, что приду со своей командой. Естественно, это было воспринято с удовольствием, поскольку не надо было ломать голову, где искать работников. Выпускаем мы журнал с апреля 95-го года.
История его появления тоже была довольно интересна. У учредителей журнала был свой бизнес-клуб. Так называемое «внедренческое предприятие бизнес-клуб». Они, покуда люди не умели считать деньги, «внедрялись». Когда все считать деньги научились, им некуда стало «внедряться», и они решили заняться другим бизнесом. И вот у одного из соучредителей журнала родилась идея. Они ранней весной 95-го поехали в Волгоград, где у этого человека украли хорошую кожаную куртку. И после этого он решил создать журнал о безопасности.
С тех пор и начал выходить этот наш журнал. Моя команда приступила к работе, но тут у наших учредителей начались проблемы: как я говорил, им сложно стало «внедряться». Они пытались заниматься и политтехнологиями, что им тоже удавалось, пока люди не считали деньги. Но в итоге получилось так, что они два или три месяца не платили моим людям зарплату. Естественно, сотрудники приходили с вопросами ко мне (а я тоже зарплату не получал, как и они) – когда деньги будут. Я ходил к учредителям, спрашивал: «Где деньги, Зин?». Они отвечали: «А вы не заработали».
Тогда я выложил раскладку: сколько мы заработали денег на рекламе, сколько получилось на подписке, сколько на рознице. Против этих цифр они не могли ничего сказать.
- Но денег не давали?
- Нет, денег не давали.
Тогда мы на собрании команды решили сделать, как говорится, финт ушами: у меня на бумаге уже была зарегистрирована фирма, и мы решили этот журнал под нее перерегистрировать.
Я, естественно, поставил в известность учредителей. Более того, я даже тому учредителю, у которого куртку украли, полгода платил зарплату. Но я поставил перед ними условие: либо вы отдаете журнал мне на откуп, либо я просто буду его издавать без вас (контакты все уже были налажены). И они мне сказали: ты выкупи у нас журнал. Я в ответ: вот сейчас разбегусь и выкуплю.
В итоге журнал мы перерегистрировали, и первого июля 2006 года нам будет ровно 10 лет.
- То есть вы с учредителями работали около года всего?
- В общем, да.
Потом нам, разумеется, пришлось перерегистрироваться из ЗАО в ООО, но команда осталась та же. И я считаю, что нашей фирме 10 лет.
Естественно, нужно было развиваться. Те же учредители, спасибо им за это, свели нас с одной государственной структурой – Центром развития дополнительного образования при министерстве образования. И директор центра подхватил идею того же нашего соучредителя издавать журнал. Мы зарегистрировали на двоих - Центр развития и фирма «Витязь» - журнал «Внешкольник».
Так что пошло развитие в нужном направлении. И уже потом наше издательство самостоятельно зарегистрировало журнал «Русский бильярд». И мы какое-то время его выпускали.
Правда, там изначально были сложности. Возможно, я сделал глупость, не зарегистрировав журнал с самого начала, а, явившись в федерацию бильярдного спорта, предложил им войти в долю под обещание, что они будут не только давать в журнал материалы, но и привлекать спонсоров и рекламодателей, из тех, которые спонсируют федерацию. Но, к сожалению, накладки с их стороны происходили регулярно. Некоторые фирмы, с которыми договаривались мы, не нравились федерации.
Доходило до смешного: меня просили вернуть деньги за рекламу, иначе у меня должны были быть неприятности. Естественно, я деньги вернул. Рекламодателем была фирма, продававшая бильярдные столы, минуя федерацию. Работала она напрямую с испанцами. Столы были высшего качества. Глава фирмы прекрасно знал всех в федерации, и его все прекрасно знали. Но что-то там не сложилось: не делился, видимо.
Я поехал в фирму. Руководитель ее – человек моего возраста, и мы сразу стали на «ты». Я ему все объяснил. Он похихикал и сказал: «Деньги я обратно возьму, но отложу в стол. Если в течение недели вопрос не разрешится, то ладно. Но, я думаю, он разрешится, и эти деньги – твои».
И, действительно, через три дня мне звонят из федерации: «Поезжай, возьми у него деньги и давай рекламу». Оказывается, из Международного Олимпийского комитета позвонили в наш Олимпийский комитет, а те – в федерацию. Сказали, что так нельзя.
- Ох уж этот бизнес по-российски.
- Да. В итоге пришлось журнал «Русский бильярд» из-за подобного рода трений закрыть. Я не мог его раскрутить. К тому же в дело ввязался известный всей стране Леонид Якубович. Он был у нас в редколлегии журнала и напрямую тесно соприкасался с федерацией бильярдного спорта, которая мне его и рекомендовала. Речь шла о том, что Якубович и спонсоров приведет, и рекламодателей, и всех, кого угодно.
Якубович ограничился одной статье, хотя и написал: «Продолжение следует». Но, когда я общался с ним по этому поводу, он отвечал мне, как в рекламе памперсов, только там – «Я пью и писаю», а он говорил: «Я пишу и рву – не получается».
Вот такая была история. Но, на самом деле, это – чистая лирика, а что касается работы…
Понимаешь, с высоких трибун всем рассказывают, как легко у нас в стране малому бизнесу. Но те, кто рассказывает это, как правило, понятия не имеет, что такое малый бизнес.
Окончание следует.
Беседовал Владимир Володин