Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Сергей Мигин, эксперт НИСИПП. Пора принимать технические регламенты. Часть вторая

Мы продолжаем беседу с Сергеем Мигиным.

- Сергей, в конце прошлого года мне довелось беседовать с Дмитрием Петровым, генеральным директором Национального института технического регулирования (это интервью опубликовано на нашем сайте). И он сказал: в законе написано, что разработчиком технического регламента может быть любое лицо. Поэтому он надеялся, что именно усилиями бизнес-сообщества будет подготовлена большая часть регламентов.
Это возможно?

- В реальности это возможно. Более того, практика разработки технических регламентов показывает: почти столько же регламентов, сколько разрабатывается в рамках программы за счет бюджетного финансирования, разрабатывают и представители бизнеса. Ведь они в этом кровно заинтересованы. В целом, конечно, этот процесс можно охарактеризовать как положительный. Во-первых, бизнес находится в курсе тех требований, тех вопросов, которые наиболее актуальны. Далее, как показывает практика, в основном разработчиками являются ассоциации, бизнес-сообщества. Это опять-таки повышает качество разработки.
При этом, естественно, надо понимать, что такая инициативная разработка регламентов сопряжена с рядом рисков. Среди прочего называют, например, риск закрепления конкурентных преимуществ, когда определенное техническое решение, техническая характеристика закрепляется техническим регламентом, создавая барьер для других участников рынка. Есть и ряд других подобных рисков.
Но следует отметить, что сама процедура, заложенная в законе о техническом регулировании, - экспертиза проекта технического регламента, публичное обсуждение, которые любом случае должны пойти все проекты, дают возможность для того, чтобы все проблемные места были вычищены.
Но при этом следует отметить, что все-таки, поскольку техническое регулирование – необходимая функция государственного регулирования, акцент должен быть сделан на технических регламентах, разрабатываемых в рамках государственной программы. Здесь в качестве последнего актуального примера можно привести вопрос о безопасности этилового спирта. Предлагается инициативная разработка, причем она находится уже в окончательной стадии, стадии публичного обсуждения. И предлагается исключить из проекта программы разработки технических регламентов за счет бюджетных средств аналогичный регламент, чтобы устранить дублирование.
Но здесь следует понимать, что, во-первых, есть сферы исключительной социальной важности. Кроме того, с учетом последних тенденций в сфере производства и оборота этилового спирта, с учетом того, что предусмотрена возможность введения на него государственной монополии, возникает серьезный вопрос: почему этот регламент должен разрабатывать бизнес. Ведь субъектами данных правоотношений выступают государственные организации.
Это – пример, касающийся инициативной разработки технических регламентов.
Но еще нужно, наверное, отметить такой существенный аспект – вопросы оценки соответствия. Оценки соответствия установленным требованиям, требованиям, закрепленным техническими регламентами. Предметно этот вопрос был неоднократно рассмотрен. Скажу кратко: решение проблем совершенствования форм оценки соответствия позволит, во-первых, гарантировать выполнение обязательных требований. Это необходимо делать для целей обеспечения безопасности. Во-вторых, это снизит административные барьеры на пути осуществления предпринимательской деятельности. А снижение административных барьеров позволит высвободить дополнительные ресурсы для инвестиций. И расчеты уменьшения издержек на обязательную сертификацию за счет перехода на декларирование, которые мы делали, показывает: их сокращение всего на 10% позволит увеличить ВВП почти на 0,027 - 0,089 процента. И это – очень серьезная цифра. А мы говорим только о переходе от обязательной сертификации к декларированию.
И стоит отметить, что в докладе о ходе работы в сфере технического регулирования подчеркивался этот момент. В частности, речь шла именно о замене обязательной сертификации на декларирование. Этой работой занимается Минпромэнерго: ежегодно выявляет группы товаров, в отношении которых можно производить замену инструмента регулирования. И правительство ежегодно уточняет перечень соответствующих групп товаров.
Кроме того, к формам оценки соответствия можно отнести и вопросы аккредитации – создания единой национальной системы и правил аккредитации. Это, соответственно, повысит конкурентность рынков оказания услуг по сертификации, услуг по испытаниям, что, в свою очередь, отразится на неограниченном круге третьих лиц, которые прибегают к их услугам, повысит их внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность.

- Сергей, совсем недавно, как я помню, Вас вызывала в Минпромэнерго для выполнения какой-то работы Марина Константиновна Глазатова. Это с чем было связано?

- Это был обычный рабочий момент: возникли определенные вопросы, связанные с дальнейшим аналитическим сопровождением наших разработок.

- То есть ваши аналитические разработки продолжают находиться в постоянной работе?

- Поскольку мониторинг хода работы в сфере технического регулирования в соответствии с законом проводится ежегодно, а на самом деле, как показывает практика, с учетом того, что доклад был перенесен, она проводилась ежемесячно.

- То есть работа идет постоянно.

- Постоянно проводится актуализация всей информационной базы. И эту работу мы выполняем, осуществляем доводку. Кроме того, естественно, проработав отдельные аспекты, связанные с реализацией реформы технического регулирования, мы в дальнейшем имеем вполне определенные преимущества специализации. Поэтому мы и осуществляем дальнейшее сопровождение наших разработок.
Еще следовало бы отметить, что основная идея доклада на Правительстве и его обсуждение свидетельствуют о том, что работа в сфере технического регулирования ведется успешно, работа ведется масштабно. К ней привлечен широкий круг лиц, как представителей государства (в работе принимают участие тридцать ведомств), так и представителей экспертного сообщества. Причем это эксперты как экономического профиля (Бюро экономического анализа, Высшая школа экономики, наш институт и так далее), так и юридического (Институт законодательства и сравнительного правоведения), естественно, привлекаются и специалисты в узких предметных областях в соответствии с теми регламентами, которые подлежат разработке. Привлекаются также заинтересованные производители, их союзы, ассоциации. Наконец, привлекаются объединения потребителей.
Налажена деятельнось по разработке проектов технических регламентов, обеспечено организационное, методическое и информационное обеспечение процесса, созданы и функционируют Правительственная комиссия по техническому регулированию и Общественный совет по техническому регулированию при Минпромэнерго России. Все это призвано гарантировать должное качество разрабатываемых проектов, учет максимально широкого круга интересов.
Следует понимать, что технический регламент – принципиально новый документ, аналогов которому нет. Это, с одной стороны, - федеральный закон, но, с другой стороны, в нем содержатся специфические технические требования. Это является дополнительной трудностью на пути разработки проектов технических регламентов.
На сегодняшний день сделана важнейшая работа по запуску процесса разработки технических регламентов. И теперь, можно сказать, что с помощью накопившегося опыта работа пойдет значительно легче. Поэтому пессимистические прогнозы относительно того, что мы не успеем завершить работу по формированию всей системы обязательных требований к назначенному сроку – концу переходного периода, скорее всего, не оправданы. Другое дело, что на этом пути есть определенные проблемы. Однако они не носят системного характера и могут решаться в рабочем порядке.
И я хотел бы закончить тем, что на настоящем этапе реализации реформы самое важное – те проекты технических регламентов, которые уже готовы и внесены в Правительство, должны быть внесены в Думу. Там продолжится их обсуждение, продолжится их доводка. В настоящее же время они, можно сказать, завязли на стадии подготовки к внесению.
Проекты технических регламентов надо вносить в Думу, даже если в них еще есть отдельные недостатки (а они есть по отдельным, чисто техническим моментам). Вся правка может быть проведена уже в Государственной Думе. Кроме того, разработчики осуществляют сопровождение проекта до момента его принятия. Так что не надо затягивать процесс, он должен быть активизирован. Пора принимать первые технические регламенты в форме федеральных законов.


Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости