На нашем сайте мы стараемся познакомить читателей с самыми разными аспектами работы института. И сегодня о своей работе рассказывает Николай Смирнов.
- Итак, чем же занимается эксперт НИСИППа Николай Смирнов?
- Основная тема, которой я занимаюсь на протяжении последних двух лет, - это техническое регулирование. Причем, если достаточно долго я занимался сугубо практическими аспектами вопроса, то в самое последнее время мне довелось вплотную столкнуться с теорией вопроса.
Мое исследование, связанное в основном с окончанием университета, было посвящено проблеме соответствия как части технического регулирования.
Это очень актуальный вопрос, и что касается практики по оценке соответствия, то сейчас разрабатываются различные варианты реформирования этой области. Этой работой, например, активно занимается Минпромэнерго, и по большей части эта активность связана с вопросами аккредитации.
- Николай, давайте начнем с того, что на наш сайт зачастую заходят люди, не слишком хорошо разбирающиеся в проблемах технического регулирования. Они ищут в поисковой системе термин «техническое регулирование» и попадают к нам. Несколько месяцев назад мы уже публиковали беседу с генеральным директором Национального института технического регулирования Дмитрием Петровым, но и там не объяснялись теоретические азы проблемы. Так что стоит, по-моему, стоит попроще рассказать о том, что такое оценка соответствия и другие термины.
- Оценка соответствия – это установления соблюдения требований, предъявляемых к товарам и услугам.
- И, как я понимаю, Минпромэнерго пытается сейчас сделать эти оценки наиболее объективными.
- Не объективными, а эффективными.
- В чем эта эффективность должна заключаться?
- Понимаете, Вы сказали про объективность оценки, и стоит поэтому отметить, чем в данном случае эффективность отличается от объективности. Объективность должна присутствовать априори.
- Ну, должна-то, конечно, быть, но возьмите, например, скандал c молдавским и грузинским алкоголем: нас обвиняют как раз в необъективности.
- Видите ли, эта проблема имеет как раз такой характер, что при определении требований к продукции необходимо применять оценку рисков.
В законе о техническом регулировании эта задача облегчена – в нем предусматривается применение оценки рисков к любым объектам. Но вообще-то, конечно, стоит применять оценки рисков тогда, когда это необходимо. Нужно учесть и то, что иногда это бывает слишком дорого, поскольку требуются очень серьезные расчеты, а необходимые данные бывает очень трудно достать.
Я, касаясь теории технического регулирования, обозначил некоторые факторы, которые влияют на выбор различных форм оценки соответствия. Существует много таких оценок, но я исследовал шесть основных. Это – аккредитация, лицензирование, подтверждение соответствия, включающее декларирование и сертификацию, испытание, регистрация и последнее -государственный контроль и надзор.
- Сразу возникает вопрос: лицензирование, аккредитация и регистрация – не дублируют они друг друга?
- На самом деле, лицензирование и аккредитация по своей структуре являются одним и тем же. И называются он по-разному, лишь поскольку применяются к различным категориям субъектов. Грубо говоря, есть то, что лицензируется, а есть то, что аккредитуется.
Аккредитации подлежат испытательные лаборатории и органы сертификации как организации, занимающиеся определенным видом деятельности. А лицензируются некоторые из видов деятельности, не входящих в названные группы. Но, в принципе, аккредитацию спокойно можно было назвать лицензированием и наоборот.
Разумеется, при аккредитации и лицензировании предъявляются различные требования. Но по форме они очень схожи.
Что касается регистрации, то эта форма применяется к одним и тем же видам продуктов только один раз. Необходимо один раз продукцию зарегистрировать и больше к этому не возвращаться. Почему регистрация не дублирует ни лицензирование, ни аккредитацию? Потому что она должна ответить всего на один, зато главный, вопрос: данный вид продукции опасен или нет. А затем уже происходит выбор того, что стоит проводить: аккредитацию или лицензирование.
С точки зрения предпринимателей, это, конечно, накладывает дополнительные издержки. Поэтому данные виды оценки соответствия еще нужно оптимизировать.
Естественно, невозможен такой вариант, что применяется не одна форма оценки соответствия по отношению к отдельным видам продукции или отношению к отдельным видам деятельности, поскольку они должны применяться в некотором соотношении. В частности, ряд западных исследований подтверждает эту точку зрения. И работе, которую я провел, обсуждаются такие виды соотношений между собой различных форм оценки соответствия. В каком соотношении они могут употребляться.
В частности тринадцатого апреля прошло заседание правительства, посвященное техническому регулированию. И там министр промышленности и энергетики обозначил два альтернативных варианта применения формы оценки соответствия. С одной стороны, возможно проведение сертификации, с другой – применение декларирования соответствия в комбинации с государственным контролем и надзором.
Если же посмотреть на реальную отечественную практику, то у нас применяются и сертификация, и государственный контроль и надзор, и даже лицензирование, причем в каких угодно комбинациях. То есть теоретически обозначенные вещи не всегда подтверждаются на практике. Хотя положительные подвижки в этом направлении, бесспорно, есть. Так для некоторых наименее опасных видов деятельности и продукции сертификация заменяется на декларирование соответствия. Это – положительный момент, снижающий издержки предпринимателей, по средним оценкам, в 5 раз. А по срокам экономия доходит до одиннадцати раз. Это – огромный плюс.
Окончание следует.
Беседовал Владимир Володин