Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Алексей Шеховцов, Генеральный директор НИСИПП. Нельзя грубо копировать Запад

Мы уже не раз беседовали с участниками закончившегося в конце прошлого года проекта ЕС в России, посвященного вопросам устранения административных барьеров. В основном это были беседы с зарубежными экспертами. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей беседу с Алексеем Шеховцовым, координатором проекта с российской стороны.


- Алексей, по итогам крупного проекта по устранению административных барьеров, проведенного ЕС в России и завершившегося в конце прошлого года я беседовал с целым рядом людей. Это были руководители проекта и эксперты, принимавшие в нем участие. Но это все были представители ЕС, и их мнения – мнения иностранцев. Вы были координатором работ с российской стороны, и Ваше мнение соответствует российской точке зрения.
У Ваших зарубежных коллег было две основные идеи, которые они с удовольствием озвучивали: России надо вступать в ВТО, и необходимо, чтобы российские законы были адаптированы к законам европейским. Именно в этом, по их мнению, – главная цель европейских проектов в нашей стране.
Но так это видится с европейской стороны. А как с нашей?

- Здесь можно дискутировать о том, какая цель является главной. Безусловно, основная идея проектов ТАСИС, которые сейчас называются проектами EuropeAID, - во-первых, максимально приблизить условия ведения бизнеса к европейским условиям. Во-вторых, речь идет о том, чтобы существующее в России законодательство развивалось и приближалось к европейским нормам. Скажем сразу: в принципе это отвечает нашим идеям в законотворческой области, но я хотел бы тут же сказать и о том, что этот процесс, безусловно, должен идти только с точки зрения адаптации. Нельзя допустить грубого копирования европейской нормативно-правовой базы. Нужна именно адаптация европейских законов, европейских условий ведения бизнеса к российской ситуации.
Если же здесь затрагивать тему ВТО, то она стоит, безусловно, отдельно: напрямую с нашим проектом эта тема не связана.
Что же касается самого проекта, то модель, выработанная нами, и схема реализации этого проекта исходили из двух основных посылов. Первое – это помощь европейских консультантов с точки зрения их опыта и анализа того, какие условия существуют в Европейском Союзе и как они достигнуты. Еще есть один очень важный момент: мы должны все рассматривать как на уровне национальном, в отдельных европейских странах, так и на уровне наднациональном – уровне ЕС.
Западные эксперты представили нам различные предложения. Также они подготовили аналитические отчеты, в которых рассказывалось, как целый ряд вещей делается в Евросоюзе. И мы можем на основе этих материалов заниматься адаптацией всего того, что сейчас наиболее подходит для России.
Здесь надо сказать, что даже для адаптации к нашим условиям мы можем взять в Европе далеко не все. Есть в Европейском Союзе какие-то вещи, которые не только не подходят сегодня, но и никогда не подойдут для России. Дело в том, что период проведения реформ в России по времени может все-таки несколько не совпадать с Европой. И те условия, которые созданы в Европейском Союзе, могут сегодня оказаться преждевременными, а завтра уже устаревшими. Поэтому, с моей точки зрения, сразу перенимать все то, что есть там, перенимать, копируя все подряд, – это совсем неверно. Для нас адаптация европейских условий и законодательных норм должно быть постепенным процессом, и здесь необходимо делать первые шаги.
Могу привести пример: система страхования профессиональной ответственности.

- Только хотел задать по этому поводу вопрос. Господин Просветов за эту форму страхования очень агитировал, а у нас, по-моему, страховые компании могут просто разориться на этом.

- Ну, не совсем так. Просто ситуация сейчас такая: в Европейском Союзе эта система существует уже очень давно. И есть опыт на уровне отдельных стран (так, например, есть опыт Германии, который Валерий Просветов в рамках этого проекта очень хорошо изложил и предложил для использования в России). Более того, там уже готов к этому рынок страхования. Там система страхования профессиональной ответственности очень четко увязана с различными методами государственного регулирования предпринимательской деятельности. То есть и с лицензированием, и с другими регуляторами уже есть четкая увязка. Предприниматели изначально все знают, страховые компании готовы к тому, что в их стране существует целая сфера – страхование профессиональной ответственности.
В России же пока такой базис не создан: нет методик, не подготовлен до конца страховой рынок. Но, тем не менее, в дальнейшем, я уверен, это будет складываться. И от страхования профессиональной ответственности мы уже никуда не уйдем. Эта система может быть эффективна при том, что постепенно будут созданы условия для ее развития.


Окончание следует

Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости