С Ольгой Манафовой, экспертом ЕС, работавшим в проекте «Дерегулирование экономики и устранение административных барьеров», мы беседовали в кулуарах конференции, завершавшей проект.
- Ольга Константиновна, каким Вы после работы над проектом видите предпринимательство в России?
- Вы знаете, мне тяжело судить о предпринимательстве в России, поскольку то, чем я занималась в рамках проекта по устранению административных барьеров, да и по своей основной работе – это вопросы технического регулирования в России, вопросы гармонизации технического регулирования с международными требованиями. Также я работала над такой проблемой, как использование ресурсов независимой экспертизы, которые существуют в Российской Федерации.
- Каково же Ваше мнение: насколько регулирование в России отличается от международных требований?
- В общем и целом, существует такая положительная тенденция: в последние годы были сделаны очень существенные попытки найти более простые способы: уйти от чрезмерного регулирования, от системы обязательных стандартов, которые расписывают все подробности производства, подробности продукции, услуг и так далее. Перейти к более общим техническим регламентам, что очень характерно для практики Европейского Союза.
- И насколько, по-Вашему мнению, это еще не достигнуто в России?
- Ну, я бы просто сказала: это еще не достигнуто.
То есть основной закон о техническом регулировании, в России уже принят, и это представляет нам очень обнадеживающую картину. Но его практическое применение, конечно, должно еще нарабатываться, и этих практических навыков невозможно достичь, например, в течение года.
- А вообще экономические отношения между Россией и ЕС насколько развиты?
- Я считаю, одним из путей развития и упрощения этих экономических отношений должен стать именно путь гармонизации, ну, хотя бы подхода к законодательству. Поскольку ведь одним из барьеров в торговле являются именно технические барьеры. Причем это и обязательная сертификация продукции для ввоза в Российскую Федерацию, и сертификация, которая во многих случаях необходима для экспорта продукции в Европейский Союз. И поэтому гармонизация подходов и заключение каких-то межгосударственных межсоюзных соглашений – это действительно устранило бы технические барьеры.
- То есть речь идет том, что стандарты должны быть одинаковы?
- Да нет, необязательно даже идти путем одинаковых стандартов. Так, например, стандарты европейские и стандарты американские различаются по своей сути. Но поскольку есть понимание общих целей, которым служат эти стандарты, есть понимание общих целей, которые достигаются различным путем, то можно достичь взаимных соглашений, даже не гармонизуя сами технические стандарты на все 100 процентов.
- Еще один вопрос, который я задаю в беседах со всеми представителями Европейского Союза, с которыми мне приходится разговаривать: вступление России в ВТО. Если оно произойдет в ближайшее время, то что-то даст для улучшения экономических отношений между Россией и тем же ЕС? Или это два процесса, имеющие лишь косвенное отношение друг к другу?
- Я считаю, что даст. У ВТО много механизмов, но весь вопрос в том, как их использовать и насколько их использовать. Использование этих механизмов можно проследить на примере Китая. Китай недавно вступил в ВТО и, в общем, там, я считаю, эти механизмы стали старательно использоваться, причем с обеих сторон: и со стороны Европейского Союза, и со стороны Китая.
Так что, я думаю, вступление России в ВТО состоится ко всеобщему благу.
- А вот сейчас в ЕС вступило большое количество стран Восточной Европы. Как на них отразился этот процесс?
- Вы знаете, я говорила со своими коллегами из бывших социалистических стран. В той области, в которой я работаю - техническое законодательство – проблем нет, поскольку все было гармонизовано еще за несколько лет до вступления в ЕС. И оно применялось на практике так, что вступление в ЕС не привело ни к какому стрессу или взрыву ни для производителей, ни для государственной администрации. Так что хотя бы в этой области все прошло безболезненно.
- То есть, если все делается заранее, то и проходит безболезненно.
- Да. И применять все, что было подготовлено при переходе в иное качество. Чтобы хотя бы в этой области не было никаких потрясений. Только несколько уменьшится, например, бизнес для органов сертификации. Так, например, в Польше, в некоторых других странах эти органы работали только по внутренним регламентам, внутренним стандартам. И сейчас уменьшился в несколько раз объем работы, которую производили эти органы. Но это, сами понимаете, не так страшно.
Беседовал Владимир Володин