Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Владимир Буев, президент группы компаний «Тезаурус», вице-президент НИСИПП. Наш институт растет и развивается

С Владимиром Викторовичем Буевым мы не в первый раз беседуем о тех проектах, которые разрабатывает НИСИПП, о прспективах работы института.

- Владимир Викторович, когда не так давно я беседовал с руководителем проектов ТАСИС в России Геннадием Полонским, тот просто разливался соловьем о том, какие замечательные специалисты работают в НИСИППе. Особенно он пел дифирамбы Алексею Шеховцову. Судя по этому, те, с кем вы работаете, вами довольны.

- Я тоже могу согласиться с этим мнением и пропеть дифирамбы всем членам нашей команды.

- Тогда такой вопрос: не изменился ли состав ваших заказчиков? Мы как-то об этом говорили, и Вы рассказывали, что один раз он уже менялся – от западных фондов к российским министерствам.

- Да, мы об этом уже раньше разговаривали: источники спроса на наши услуги менялись. Раньше основные средства были не коммерческие, а «грантовые». Причем заказчиков, являвшихся источниками финансирования наших работ, результаты самих работ не интересовали.
Но, как я уже говорил, на тех исследованиях (а работы выполнялись нами на хорошем качественном уровне) мы сделали себе имя. И когда основные донорские программы закончились, когда западные фонды начали уходить из России (они и сейчас продолжают уходить), то остались источники финансирования из федерального бюджета – различные ведомства. Но федеральные ведомства, заказывающие те или иные исследования, хотят получить результат. Ведь ситуация в стране также требует от них конкретных действий, и он тоже хотят видеть конкретные предложения: что нужно делать.
Изменились или не изменились наши заказчики? Скорее их круг расширился: до сих пор предложения выполнить те или иные проекты идут и от зарубежных заказчиков. И это уже иные заказчики, это не те коммерческие деньги, что были раньше.

- Это уже не фонд Евразия?

- Конечно, это не Евразия. Это – европейская программа ТАСИС, очень серьезная программа.
Более того, теперь еще достаточно серьезным компонентом нашей работы стали коммерческие заказы.

- Об этом лучше подробнее, поскольку о коммерческих заказах Вы до сих пор не упоминали.

- Разумеется, я сейчас могу говорить не обо всех проектах, но самый крупный из тех заказов, которые можно упоминать, мы получили от одной крупной газовой компании (сразу оговорюсь, что это не «Газпром», а структура, занимающаяся обслуживанием магистральных газопроводов).

- Какой проект может заказать институту газовая компания?

- Сейчас изменяется вся структура технического регулирования России. Я не скажу, что мы стояли у истоков этой системы, но очень активно участвовали в ее становлении и представляем, какова будет система технического регулирования через год, через два, три и пять лет. И появившийся у нас крупный заказ связан с разработкой предложений в проект технического регламента по безопасности магистральных трубопроводов. Это – нормальный коммерческий заказ, который рассчитан на год.
Дальше эта же компания собирается заказать нам разработку проекта технического регламента по полному циклу газозаправочных станций.
В связи с этим расширяется не только круг наших заказчиков, но и круг экспертов, с которыми мы работаем. И это будет значительное расширение.
И на подходе еще один проект, он чисто маркетинговый и связан с изучением спроса на гостиничные услуги на юге России. Н это – только в перспективе.

- Владимир Викторович, раньше, насколько я помню, институт выполнял работы, как правило, связанные с социологическими опросами. Теперь все изменилось? Ведь проект с газопроводами, как я понимаю, опросов не требует.

- Конечно, здесь никакие опросы не нужны. Мы разрабатывали в свое время рекомендации для технических регламентов, которые приняло Министерство промышленности и энергетики. Оно утвердило их своим приказом в качестве рекомендательного документа. То есть существует действующий документ, который для Минпромэнерго разработали мы. Так что как писать технические регламенты, мы знаем. И мы знаем всю юридическую часть дела. Да, мы не знаем каких-то технических вопросов, касающихся непосредственно магистральных трубопроводов. Но здесь мы привлечем специалистов для решения конкретной задачи.

- Виктор Харченко не так давно рассказывал том, что вы делали проект и по заказу Торгово – Промышленной палаты.

- Для них мы недавно завершили два проекта: первый был связан с разработкой предложений по специальной процедуре приватизации для субъектов малого предпринимательства. Есть и книжка, изданная по его результатам. Кроме обоснования там есть сам законопроект, который ТПП может рассмотреть и внести в качестве законодательной инициативы в Государственную Думу.
Второй проект связан с разработкой предложений по расширению участия малых предприятий в таком секторе, как жилищно-коммунальное хозяйство. Этот сложный сектор делится на две части. Первая из них - монопольная, куда малому бизнесу сложно проникнуть. Но есть и часть полностью конкурентная, где существует очень жесткая конкуренция. Это, например, рынок технического обслуживания, рынок благоустройства территорий. И если пустить малый бизнес на этот конкурентный рынок…

- Да кто же его туда пустит?

- В этом-то и вопрос. Мы завершили проект, представили свои предложения, обосновали их, продемонстрировали свои доказательства, того, что участие малого бизнеса на этих рынках будет куда более эффективно, чем то, что происходит сейчас. К сожалению, принятие решений не входит в сферу нашей компетенции.

- А у Вас, по-моему, был еще проект с Министерством образования и науки.

- Да, мы работали над тремя проектами.

- И последний вопрос: что на подходе? Я знаю, что Александр Шамрай пишет какие-то заявки.

- Да, сейчас Шамрай готовит предложения для канадской организации, планирующей изучение распределительной системы оптовой и розничной торговли. Прежде всего, изучение конкуренции в этих секторах экономики. Это, разумеется, грант. Такие исследования будут проводиться в целом ряде стран, затем, видимо, будет делаться сопоставительный анализ.
Кроме того, мы будем подавать две заявки в Департамент по поддержке малого предпринимательства правительства Москвы. Их тематика связана с прошедшей административной реформой: изменилась структура исполнительной власти, структура контрольно-надзорных органов, многочисленные структуры сведены в четыре службы, которые контролируют вопросы безопасности и качества продукции. Поскольку в связи с принятием законов о разграничении полномочий между федеральными, региональными и муниципальными структурами основная часть полномочий в сфере контроля и надзора оказалась переданной на федеральный уровень. В итоге возникает путаница: кто чем должен заниматься.
А в связи с тем, что прошла еще одна реформа, и главы регионов и приравненных к ним городов будут назначаться президентом, а не избираться населением, встал вопрос о том, какие полномочия необходимо передать обратно на региональный уровень. Ведь все равно главы регионов фактически стали одной из составляющих федеральной власти. И теперь им нужно передавать полномочия.
В связи с этим мы планируем исследования, которые позволили бы понять, как все построено сейчас, поскольку глубоко этим никто не занимался. И нужно попытаться разработать регламенты, которыми могли бы пользоваться субъекты малого предпринимательства в Москве. Регламенты, по которым сейчас работают органы контроля и надзора. Надо разъяснить малым предпринимателям их права и полномочия, поскольку они их не знают. Они не знают, кто имеет право их проверять, кто такого права не имеет, у кого какие полномочия. Вот такие проекты мы хотели бы выполнить.
К тому же сейчас практически объявлены тендеры по двум проектам ТАСИС. Один связан с обучением судей, как арбитражных судов, так и судов общей юрисдикции, работников системы исполнения наказаний. Должны решаться вопросы их образования и проведения тренингов. Здесь мы должны, если выиграем тендер, сформировать команду как управляющая компания, которая и будет организовывать эти тренинги.
Следующий проект, в тендере на который мы хотим участвовать, связан с оптимизацией управления муниципальной собственностью, разработкой экономических стратегий для муниципалитетов.

- Это тоже ТАСИС?

- Да.
Последнее, что хотелось бы отметить, работа института, если смотреть на охват нами различных тем, это – экстенсивно-интенсивный путь развития. Я думаю, что такой путь – нормальное развитие организации, которая возникла, вроде бы, из ничего, снизу, и которая сегодня диверсифицирует свою деятельность, ищет таланты, формирует команду и набирает все, что можно взять, пока не наступит предел роста.


Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости