Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Евгений Бень, владелец и главный редактор газеты «Информпространство»: Мы такие одни. Часть первая

Литературно-публицистическая газета, не имеющая спонсоров и живущая только за счет рекламы, - явление редкое. Но именно такую газету создал Евгений Бень, и сегодня мы беседуем о том, как это ему удалось.
Прошу читателей не удивляться, что собеседники обращаются друг к другу на «ты»: мы с Евгением знакомы более двадцати пяти лет и неоднократно работали вместе, в том числе в газете «Информпространство».


- Евгений, первый вопрос к тебе, как к человеку, который сумел создать самоокупаемую газету. Мы знаем, что подобных газет у нас не так много: значительная часть наших бумажных СМИ кем-то спонсируется, дотируется и так далее. Как ты пришел к идее, что создать такую газету можно.

- Во-первых, сентенция о том, что самоокупаемых газет мало, не совсем верна – самоокупаемых газет все-таки достаточно. Другое дело, что это – рекламные издания. Их только строительно-промышленного профиля (а моя газета размещает рекламу именно этой тематики) больше десяти. Но это все – чисто рекламные издания. Он печатают рекламу от модулей и строчной информации до заказных статей о продукции различных предприятий.
Так что тут другой случай: у нас единственная в своем роде самоокупаемая газета, которая за счет (точнее – с помощью) строительно-промышленной рекламы печатает серьезные аналитические материалы и публицистику, такие жанры, как эссе, и серьезную прозу, и поэзию.
Да, в этом смысле у нас единственное в своем роде издание в России. Эксперты полагают, что аналогов, действительно, нет.
Как это получилось? Мне удалось совместить два вида деятельности: многолетний журналистский опыт с некоторым опытом развития рекламных изданий. Я занимался этим и до создания газеты «Информпространство», которая выходит (первое время она издавалась под другим названием) с 2001 года.

-После окончания института (Евгений Бень закончил факультет русского языка и литературы МГПИ имени Ленина) ты сразу ушел в журналистику, или где-то еще работал? Я помню, что как журналист ты начинал в «Нашем наследии».

- Нет, я ушел в журналистику не сразу, сначала работал в ЦГАЛИ (Центральный государственный архив литературы и искусства) с 83-го по 87 год. Я занимался та летописью жизни и творчества Александра Блока, которая была практически полностью подготовлена к печати, но, к сожалению, так и не вышла в свет из-за смерти ответственного редактора издания. А потом, в конце 1987 года, меня пригласили в журнал «Наше наследие».

- И потом, как я понимаю, ты из журналистики уже не уходил: «Наше наследие», «Куранты», «Сегодня», и так далее. По-моему, именно после работы в «Сегодня» ты начал создавать свои издания.

- Да, я начал издавать газету «Накануне».

- Но «Накануне» была вообще чисто литературно-публицистической газетой. И издавалась она, как я помню, на деньги спонсоров.

- Да, и она была адресована, как я сейчас полностью осознаю, в значительной степени к культурному наследию. Это, конечно, был важный этап. Дело в том, что в середине 90-х годов, во-первых, у меня еще не было того опыта издательской деятельности, который, который я приобрел впоследствии. А во-вторых, еще было такое представление, характерное для образованных людей прошлого века (и позапрошлого тоже), что красота спасет мир, что проникновенная русская литература может переломить ситуацию. И газета «Накануне» была такая очень милая утопия (но это я так сейчас считаю). Просуществовала она чуть более полугода, затем нам перестали давать деньги, поскольку у спонсора возникли другие проекты. Однако надо сказать, поскольку в то время еще оставалась значительная часть классической российской интеллигенции, газета «Накануне» мгновенно завоевала своего читателя, и ей очень интересовались.
Но, с точки зрения динамики развития, в условиях дикого капитализма ельцинской эпохи, она изначально была обречена. И это притом, что в ней печатались замечательные писатели. Мы печатали всех: прозаиков от Приставкина до Астафьева, замечательных критиков от Турчина до Лесневского. И, тем не менее, пришлось через полгода закрыться, поскольку газета существовала исключительно на спонсорские средства.

- Видимо, тогда ты и понял, что спонсорские средства – это не то, что тебе надо?

- Это понимание пришло естественным образом. И даже не было никаких особенных решений, что теперь не нужны инвестиции, а нужна реклама. Это все произошло само собой.
Мне довелось набраться достаточно рекламного опыта в крупном по тем временам издательстве «ИНТРД», которое существовало (и очень неплохо существовало) во второй половине 90-х годов. И во время работы в этом издательстве у меня возникла концепция новой, самоокупаемой газеты, где можно сочетать несочетаемое, «коня и трепетную лань», когда наряду с серьезной рекламой промышленных и строительных предприятий можно печатать еще и серьезные материалы, посвященные и культуре, и общественной жизни, и политике.
И, когда программа такого издания у меня вызрела окончательно, оказалось, что я – первый, и эта ниша никем не заполнена. А потом, когда газета начала выходить и распространяться, выяснилось, что пользователи нашей рекламы – директора предприятий, предприниматели – не чужды традиций отечественной культуры. И наличие в газете аналитических статей, художественных произведений или критических эссе их, по меньшей мере, не отталкивает. А многих даже привлекает.


Окончание следует.

Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости