Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

М.Ю. Медведков, директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России: "Вступив в ВТО, мы обеспечим предсказуемость внешней торговли". Интервью корреспонденту газеты «Известия», N104/27875

Корреспондент: Андрей Реут

Россия по-прежнему полна решимости вступить во Всемирную торговую организацию. И то, что вступать мы теперь будем не в одиночку, а в составе Таможенного союза, ничего не меняет. Максим Медведков, уже много лет ведущий изнурительные переговоры с этой международной организацией, рассказал в интервью обозревателю "Известий" Андрею Реуту об истинных причинах нашего решения отказаться от односторонних переговоров. Это не демарш и не политический шаг. Просто Всемирная торговая организация слишком долго тянула с нашим вступлением, и в результате Таможенный союз "созрел" быстрее.

"Сначала Таможенный союз, потом - ВТО"

вопрос: Россия объявила о том, что теперь будет вести переговоры о вступлении в ВТО только от имени Таможенного союза. Почему так резко поменялась наша позиция? Ведь всего несколькими днями ранее мы заявляли, что можем завершить процесс вступления до конца года.

ответ: Процессы присоединения к ВТО и формирования Таможенного союза с 1996 года шли параллельно. Мы стали обсуждать их взаимосвязь в Женеве примерно два года назад. Предупреждали партнеров, что дальнейшие задержки с присоединением могут изменить формат нашего участия в ВТО. Особого впечатления это не производило - видимо, потому, что все предыдущие попытки создать реально действующее интеграционное объединение на постсоветском пространстве не удались. Тем временем наши коллеги, которые отвечают за переговоры по Таможенному союзу, подготовили более 20 соглашений! Для того чтобы их запустить, нужно было решить несколько важных проблем, в том числе по единому таможенному тарифу.

5-6 июня на форуме в Санкт-Петербурге действительно было серьезное продвижение в рамках наших двусторонних переговоров с США и ЕС. Но мы не решили всех вопросов. А 9 июня в Москве на переговорах по Таможенному союзу прогресс был качественно иной - основные вопросы были решены. Поэтому и было принято решение - сначала Таможенный союз, потом - ВТО.

"Мы - первооткрыватели"

в: Означает ли это решение, что Таможенный союз для нас важнее, чем ВТО? Это не демарш?

о: Это не формула "либо... либо...". Это формула "и... и...". Последовательность действий меняется, Союз планируется запустить в начале следующего года. Соответственно, присоединение к ВТО будет позже.

в: Если мы теперь начинаем переговоры уже как Таможенный союз, значит ли это, что все начинается заново, "с нуля"?

о: Этот вопрос должны решить наши правительства вместе с членами ВТО. В ВТО не было прецедентов такого рода. Мы - первооткрыватели. Я не думаю, что речь идет об обнулении уже достигнутых результатов. Таможенный союз ясно очерчен. Он регулирует только отдельные вопросы режима торговли товарами. Он не касается, например, торговли услугами или прав на интеллектуальную собственность. Поэтому, значительная часть уже достигнутых договоренностей, надеюсь, может быть сохранена.

в: Как физически будут проходить переговоры? Соберется новая команда во главе с вами?

о: Организация переговоров будет зависеть от формулы присоединения. Если присоединяется Таможенный союз - переговоры может вести либо комиссия Таможенного союза, либо представители трех правительств вместе, либо правительства делегируют переговорные полномочия одному из них. Вариантов много. В любом случае на переговорах будет серьезный национальный компонент - по вопросам, которые не входят в компетенцию Таможенного союза.

"Россия прошла 95% пути, Казахстан - около 70, Белоруссия - половину"

в: Как далеко продвинулись на переговорах Казахстан и Белоруссия?

о: По оценкам наших экспертов, Россия прошла 95 процентов пути, Казахстан - около 70, Белоруссия - примерно половину. Наиболее сложная ситуация сложилась у белорусских коллег - ведь их процесс присоединения фактически был приостановлен три года назад. Приостановлен по причинам, не имеющим отношения к торговле.

в: Не будет ли Минск, который далек от завершения переговоров по политическим причинам, для нас "якорем", с которым мы уже никогда никуда не вступим?

о: На этот вопрос можно смотреть по-разному. Можно ли построить действительно эффективно функционирующий таможенный союз, внутри которого товары будут перемещаться свободно, где будут равные условия конкуренции, не гармонизируя законодательства участвующих стран? Однозначно, нет. Поэтому белорусским партнерам в любом случае придется двигаться в сторону правил ВТО - ведь и российские, и казахстанские законы уже приведены в соответствие с нормами этой организации. Мы сможем им в этом помочь, причем помочь достаточно быстро. Это в общих интересах. Если законы Белоруссии будут приведены в соответствие с ВТО, в Женеве останется договориться об уровне таможенного тарифа. Но Россия эти переговоры уже давно закончила, большую часть работы сделал Казахстан. Членам ВТО, например, можно предложить вообще не вести переговоры, а взять российский вэтэошный тариф за основу тарифа Таможенного союза. Это - решаемая задача. Конечно, на нее потребуется время.

"Все это - миллиарды потерянных для нас денег"

в: Сама необходимость вступления в ВТО для многих у нас была не очевидна. Многие отрасли, например сельское хозяйство, могут пострадать. Не могли бы вы рассказать, какие последствия по состоянию на сегодняшний день будет иметь вступление в ВТО для разных отраслей российской экономики? Плюсы и минусы, буквально по списку...

о: Списка нет. Как и нет отраслей, которые однозначно выиграют или однозначно проиграют от вступления в ВТО. Для меня всегда было большой загадкой, почему, например, сельское хозяйство всегда выставлялось жертвой ВТО. Согласованные на сегодняшний день условия присоединения к ВТО не снижали уровень защиты наших рынков, зато мы получали возможность добиваться отмены дискриминации российского продовольственного экспорта. Каковы будут условия присоединения стран Таможенного союза - сказать сейчас трудно. Вступив в ВТО, мы сможем эффективнее реализовать программу формирования инновационной экономики, обеспечивать предсказуемость внешней торговли - а это существеннейшая часть российского ВВП. Даже энергетический экспорт может стать жертвой "игры без правил". Посмотрите, что происходит - наш ядерный экспорт сталкивается с возросшим протекционизмом в Америке и Европе, ЕС готовит новые законы для инвесторов в газовой сфере, законы, которые, в нарушение норм ВТО, серьезно ограничат возможность формирования для "Газпрома" сбытовых цепочек. А газовый транзит? А ограничения на импорт газа из одного источника? А так называемые энергетические корректировки, которые лишают российских экспортеров удобрений, стали, химических товаров возможности использовать конкурентные преимущества на внешних рынках? А антикризисные субсидии, которые выбрасывают с рынков наши компании? Все это - миллиарды потерянных для нас денег. Вне ВТО эти проблемы решить гораздо сложнее.

в: А вступление в Таможенный союз какие будет иметь последствия?

о: Главный и, что важно, быстрый позитив - единый таможенный тариф. Он будет стимулировать внутрисоюзные экономические обмены. При правильной организации усилится внешняя переговорная позиция. Все остальные вопросы могут решаться в рамках зоны свободной торговли.

"Нам лучше сначала научиться работать втроем"

в: Не опасаетесь ли вы, что в процессе переговоров кто-то из участников может выйти из них в одностороннем порядке? Скажем, Белоруссия из-за последних разногласий? Ведь нынешние договоренности - устные...

о: В природе нет и вечных письменных международных соглашений. Из любого соглашения можно выйти. Страны вправе распоряжаться своим суверенитетом так, как они хотят. Объективно для целей присоединения к ВТО белорусам формула Таможенного союза намного выгоднее, чем автономный процесс. Небольшие страны в ВТО всегда имеют большие проблемы.

в: Могут ли к процессу присоединиться другие потенциальные участники Таможенного союза?

о: Это вопрос для правительств стран-учредителей. Теоретически Таможенный союз не должен иметь ограничений по числу участников. Но неконтролируемое расширение может иметь негативные последствия. ЕС - это тоже таможенный союз, сообщество постоянно расширяется, но у многих экспертов складывается впечатление, что это не идет на пользу основателям. В такого рода вещах лучше быть осторожным, идти малыми шагами. Нам лучше сначала научиться работать втроем - посмотреть, как принимаются решения, как они выполняются, как вписываются в национальные правовые системы. Пока у нас у самих на эти вопросы ответов нет.

Источник - пресс-служба Министерства экономического развития Российской Федерации

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости