Со-основатель компании Wi2Geo Сергей Курлович рассказывает о том, как его команде удалось привлечь венчурные деньги на разработку и реализацию мобильной социальной сети. Называть или не называть это историей успеха – покажет время.
С 23 по 26 июля в неформальной обстановке центра Этномир начинающие предприниматели и опытные инвесторы встречались на уникальной площадке iCamp/StartCamp 2009. Три дня, насыщенные работой и общением, включали выступления и мастер-классы представителей Бизнес-инкубатора ГУ-ВШЭ, компаний Microsoft, Softline, экспертную сессию «Поддержка стартапов Правительством Москвы», «Разговор про предпринимательство» с Игорем Агамирзяном, генеральным директором Российской Венчурной Компании.
Центральным событием всего мероприятия стал StartCamp – специальный формат, в рамках которого начинающие команды могли сделать сжатую презентацию своих проектов, а также получить обратную связь в виде рекомендаций, экспертных оценок сильных и слабых сторон проектов.
Информационный портал «ОПОРА-КРЕДИТ» начинает серию публикаций историй успеха «стартаперов», которые принимали участие в iCamp/StartCamp 2009.
В сегодняшней истории успеха один из основателей компании Wi2Geo Сергей Курлович рассказывает о том, как его команде удалось привлечь венчурные деньги на разработку и реализацию мобильной социальной сети. Называть или не называть это историей успеха – покажет время. «Мы получили все необходимое, чтобы развиваться, - говорит Сергей. - Но мы понимаем, что деньги - это всего лишь инструмент, используя который мы должны как можно быстрее построить прибыльный бизнес».
- Начался этот процесс за месяц до iCamp прошлого года. Одному из наших основателей Денису Алаеву достаточно давно пришла в голову идея о WiFi навигации, о том, как определять местоположение по ближайшим WiFi точкам. Это была тема его кандидатской работы. В тот момент, когда он понял, что идея рабочая, мы собрались вместе и стали думать, как на ней можно зарабатывать деньги. До этого мы много работали вместе, кроме того, у каждого из нас были свои проекты, и вот ради этого проекта мы снова собрались вместе.
За пару месяцев, как раз к началу iCamp 2008, мы сделали первые прототипы продуктов, которые можно было показывать инвесторам. Незадолго до первого iCamp мы познакомились с фондом Addventure, который дает проектам на ранней стадии первые «ангельские» деньги, деньги небольшие - как правило, до 50 тысяч долларов. И процент они тоже берут тоже очень небольшой. Таким образом, они помогают проекту найти уже настоящее венчурное финансирование.
К тому времени мы уже понимали, как мы будем зарабатывать деньги. Бизнес-план проекта на ранней стадии это не точный ответ по поводу будущих прибылей, а проверка способен ли проект зарабатывать деньги и вырасти в десятки и сотни раз. Ключевым моментом для получения венчурных инвестиций является то, видит ли инвестор, что этот проект в состоянии потенциально вырасти, взорваться, что проект работает на новом рынке, либо размер рынка огромен и, если даже проект даже займет часть рынка, денег будет много. Мы сумели показать, что это действительно большой рынок.
Как вам удалось найти средства на дальнейшую реализацию проекта?
- После AddVenture мы начали искать большой венчурный раунд, который бы позволил обеспечить серьезную разработку, поддержать вывод продукта на рынок, нормальный маркетинг и продажи. В начале этого года мы получили первый венчурный раунд. Сумму, условия и название фонда я не хотел бы называть. При выборе инвестора в первую очередь мы смотрели, на то, насколько «умные» деньги привлекаем. Потому что привлекать просто деньги, не было большого смысла. В процессе развития любого стартапа приходится пересматривать планы и быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию на рынке. Планы придется менять на ходу. Главное – чтобы проект оставался потенциально прибыльным. И если инвестор не понимает специфику твоего бизнеса, то в любой момент, когда ты попытаешься отойти немного влево или вправо, это может стать причиной взаимного непонимания. Поэтому мы искали инвестора, который бы: А – понимал что такое стартапы, и Б – сумел бы нам помочь еще чем-то, кроме денег, который бы знал, как вместе с нами растить этот бизнес. Addventure помог нам пошуметь, помог сделать так, чтобы про нас узнали большие игроки, чтобы про нас знал Рунет, а после этого уже мы сами выбирали среди инвесторов. Их не так много в России - при желании за месяц можно познакомиться со всеми, кто так или иначе занимается инвестированием. И дальше в процессе общения нужно было понять, кто подходит именно нам.
Мы представляли, что строить рисковый проект на заемные деньги не совсем правильно. Можно через какое-то время оказаться в долгах. Деньги закончатся в тот самый момент, когда они больше всего нужны.
Сегодня в нашей команде работает 11 человек, из них четверо – основатели. Начинаются первые продажи, ведем переговоры с большими игроками. Сейчас мы активно общаемся с первыми рекламодателями. Наши пользователи и пользователи наших партнеров уже скоро увидят геотаргетированную рекламу.
Вы пытались воспользоваться инфраструктурой господдержки малого бизнеса?
- Нет, не пользовались, хотя такая мысль была. Если в проекте участвуют 1-2 человека, и им необходимо на первое время 30-40 тысяч долларов, то усилия, затраченные на общение с государством, на сбор и подписание бумажек, оправданы.
До знакомства с AddVenture мы рассчитывали на свои силы.
Как правило, начинающим компаниям все с удовольствием помогают, кто-то поможет с офисом, кто-то с оборудованием, кто-то с продвижением и рекламой. Если вы делаете новый проект очень важно общаться с людьми и задавать вопросы.
Фото: Григорий Собченко, Коммерсантъ