Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Ростислав Даниленко, директор Департамента промышленности, предпринимательства, потребительского рынка и туризма Ярославской области

- Ваша область в 2008 году заняла 4 место в рейтинге уровня развития малого предпринимательства. Как удалось стать одной из лучших? Какие факторы способствовали развитию малого предпринимательства в вашем регионе?

- Сложившаяся в настоящее время ситуация в экономике страны значительно ухудшила положение как крупного, так малого и среднего бизнеса. Это положение для предпринимателей осложняется тем, что они практически не имеют серьезных резервов, чтобы противостоять возникшим трудностям. В условиях финансового кризиса одной из основных экономических задач Правительства Ярославской области является задача поддержки деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Исходя из структуры малых предприятий Ярославской области основное количество их сосредоточено в оптовой (27,5%) и розничной (10,9%) торговле, строительстве (15%) и промышленности (12%).
Фактически в этих видах деятельности сосредоточено и основное количество занятых: 25,7% в оптовой и розничной торговле, 25% в промышленности, 15,6% в строительстве. В клиентском портфеле банков для малого бизнеса львиную долю также занимают предприятия торговли, обрабатывающей промышленности и строительства.
В зоне риска в первую очередь оказываются предприятия с длительным производственным циклом, нуждающиеся в постоянном притоке оборотных средств. В частности, малые производственные и строительные компании. Первые, кроме этого, практически полностью зависят от заказов крупных предприятий и своевременности расчета по ним. В настоящее время большинство из них имеют заказы на один-два месяца и не имеют перспективы получения заказов для восстановления нормальной работы крупных предприятий. Расчеты с ними в основном производятся по остаточному принципу.
Вторые могут также серьезно пострадать, поскольку ориентированы на единичные, точечные проекты. Они и сегодня испытывают значительные трудности в связи с удорожанием всех видов ресурсов. Возвращать же кредиты, взятые под более высокую ставку в условиях стагнирующего или, возможно, падающего рынка, будет весьма проблематично.
Перспективы предприятий торговли, а также всех видов деятельности, связанных с обслуживанием населения, будет всецело зависеть от его покупательной способности. На ряде территорий (в частности, г. Рыбинск, г. Тутаев) это будет определяться стабильностью работы крупных предприятий. В отсутствии потребительского кредитования изменится качество потребления, и на первое место выйдут продукты питания и относительно недорогие промтовары. Имея больший доступ к финансовым ресурсам и возможность более гибкого варьирования ассортимента, торговые сети получат дополнительное преимущество перед малым торговым бизнесом. При этом для субъектов малого предпринимательства будет снижаться возможность получения товарного кредита или получение товара под реализацию.
В связи с этим понятно, что самим представителям малого и среднего предпринимательства с возникшими экономическими трудностями без государственных мер поддержки и не федеральном уровне, и на уровне региона, и на уровне муниципальных образований будет справиться очень сложно. Поэтому Правительство Ярославской области реализует конкретные меры по поддержке малого и среднего предпринимательства на территории Ярославской области:

  1. В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом РФ от26 ноября 2008 года №224-ФЗ в Налоговый кодекс РФ, в частности, в пункт 2 статьи 346.20, установлены законом Ярославской области дифференцированные налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категории налогоплательщика, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.
  2. Рекомендовано муниципальным образованиям проанализировать доходную часть местных бюджетов и рассмотреть возможность изменения корректирующего коэффициента К2 для различных категорий налогоплательщиков, устанавливая при этом корректирующий коэффициент К2 не ниже значений, принятых на период 2008 года. При этом в случае выявления выпадающих доходов местного бюджета Правительство области компенсирует эти потери для таких муниципальных образований, за исключением. Г. Ярославля.
  3. Рекомендовано муниципальным образованиям проанализировать ситуацию по доходам, получаемым от сдачи в аренду муниципального имущества, и принять обоснованное решение по ставкам арендной платы на 2009 год по договорам аренды с представителями малого и среднего предпринимательства.

Эти рекомендации будут направлены всем главам муниципальных районов и городских округов Ярославской области для руководства при реализации положений указанных выше законов.
С 2005 года Ярославская область принимает участие в федеральном конкурсе на предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства. В 2009 году из Федерального бюджета привлечено более 110 млн. рублей.

- В чем заслуга Правительства области? В чем особенности той программы поддержки, которую областная власть столь успешно оказывала малому бизнесу?

- Положительной динамике развития способствовали меры поддержки предпринимательства, направленные на улучшение предпринимательского климата, которые реализуются в рамках Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области.
Данная программа реализует комплексный подход поддержки предпринимательства, основными направлениями поддержки и развития малого и среднего предпринимательства которой являются: создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства, поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, поддержка производственной кооперации, кадровое, информационно-консультационное обеспечение субъектов малого предпринимательства, поддержка субъектов малого предпринимательства в продвижении их продукции, товаров и услуг.

- Каков прогноз развития малого бизнеса в Ярославской области в этом году, ведь это кризисные год?

- Развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий становления в Ярославской области среднего класса, формирования устойчивой социально-экономической среды.
В нашей области утверждена Концепция областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2010-2012 годы (далее Концепция), в рамках которой выделены приоритетные направления поддержки малого и среднего предпринимательства: производственный сектор, предприятия в сфере информационно-коммуникационных технологий, содействие инновационной активности малых и средних предприятий региона и увеличение доли наукоемких организаций.
При подготовке Концепции был проведен анализ, который выявил основные проблемы, характерные для сферы малого и среднего предпринимательства Ярославской области, на решение которых нацелена Областная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2010-2012 годы (далее – Программа):

1) недоступность долгосрочных финансовых ресурсов;
2) ограниченные возможности для аренды производственных и офисных площадей;
3) дефицит квалифицированных кадров;
4) растущий уровень расходов на ресурсное обеспечение, увеличение тарифов на энергоресурсы;
5) невысокая степень вовлеченности молодежи в предпринимательскую деятельность;
6) недостаточная инновационная активность субъектов малого и среднего предпринимательства.

При реализации программы предполагается использовать как традиционные формы поддержки, так и новые, в том числе: субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам и (или) части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансового лизинга; предоставление стартовых пособий (грантов) начинающим предпринимателям на создание собственного дела; предоставление Гарантийным агентством «Ярославия» услуг по микрофинансированию и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области (кредитам, займам, лизинговым операциям и т.п.) перед их кредиторами; предоставление нежилых помещений бизнес-инкубатора Ярославской области в аренду субъектам малого предпринимательства на льготных условиях; субсидирование муниципальных программ развития малых и средних предприятий. В числе новых форм можно выделить: субсидирование затрат малых предприятий, связанных с патентованием изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрацией иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных малыми предприятиями; субсидирование затрат малых предприятий, связанных с реализацией программ по энергосбережении, включая затраты на приобретение и внедрение инновационных технологий, оборудования и материалов, а также затрат субъектов малого предпринимательства на присоединение к объектам электросетевого хозяйства (до 100 кВт), а также объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и сельхозпроизводителей.

В условиях финансовой нестабильности, ставшей следствием мирового финансово-экономического кризиса, на первый план в формировании и реализации государственной политики в отношении малого и среднего предпринимательства выдвинута задача не только сохранения числа субъектов малого и среднего предпринимательства и созданных на них рабочих мест, но и увеличения этих показателей.
К концу 2012 года планируется увеличение к уровню 2009 года:

- количества малых предприятий на 15%;
- численности работающих на малых предприятиях – на 5%;
- оборота малых предприятий – на 36,7%.

Реализация мероприятий Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2010-2012 годы обеспечит достижение следующих показателей:

- объем инвестиций субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку при реализации мероприятий Программы – 850 миллионов рублей;
- количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую и имущественную поддержку при реализации мероприятий Программы – 2040.
- количество вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших стартовые пособия (гранты) на создание собственного дела из средств областного бюджета – не менее 93;
- рост среднемесячной заработной платы работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве – 36%.

В целом реализация мероприятий Программы позволит:

- повысить благосостояние и уровень жизни населения области;
- улучшить положение на рынке труда;
- стимулировать инновационную активность на предприятиях Ярославской области;
- стимулировать развитие среднего класса;
- сохранить и развить народные художественные промыслы в местах традиционного бытования.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости