Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Майкл Шуман, глава исследовательской группы Союза предпринимателей. Интервью для "ОПОРЫ-КРЕДИТ"

Источник - "ОПОРА-КРЕДИТ"

Я призываю российские предприятия малого бизнеса объединяться и налаживать связь со своими коллегами по всему миру. Особенно важно развивать местные финансовые институты. Если потребители и бизнесмены России создадут кредитные союзы и местные банки для поддержки местных предприятий, это может стать началом строительства здоровой экономики.

Майкл Шуман (Michael Shuman), известный американский экономист, юрист, писатель и предприниматель, окончил Стэндфордский университет (Stanford University) по специальности «Экономика и международные отношения» и Стэндфордскую юридическую школу (Stanford Law School) по специальности «Юриспруденция». Является автором 7 книг, среди которых «Революция малого рынка» (The Small-Mart Revolution), получившая престижную премию Ассоциации независимых издателей (Independent Publishers' Association). Возглавляет исследовательскую группу Союза предпринимателей, выступающих за активную местную экономику (Business Alliance for Local Living Economies, BALLE). Является основателем и одним из владельцев компании Bay Friendly Chicken.

ОПОРА-КРЕДИТ: Майкл, в своих книгах, Вы часто пишете о негативном влиянии глобализации на мировую экономику, в чем оно заключается? Каковы преимущества развития малого, или как Вы чаще называете его, «местного» бизнеса?

Майкл Шуман: Глобализацию следует рассматривать как одно из средств на пути к процветанию, а не как самоцель. Однако многие экономисты по глупости направляли местные сообщества по пути глобализации задолго до того, как те осознали, что могли бы справляться и собственными силами. В результате общество лишилось множества преимуществ, которые дает богатая развитая сеть местных предприятий.

Местный бизнес подразумевает не только максимальную локализацию владения предприятием, но и сокращение дистанции, которую преодолевают товары и услуги, прежде чем попасть к потребителю. Это важно, потому что от местного» бизнеса общество получает гораздо больше выгод, чем от международных корпораций.

Например, местный бизнес, благодаря своей стационарности, является более надежной базой для экономического развития. Существует достаточно свидетельств того, что сообщества, где преобладает местный бизнес, социально стабильны, принимают более активное участие в выборах, привлекают больше туристов, поддерживают большее количество предприятий.

Еще один плюс местного бизнеса в том, что оборот средств сосредоточен на местах, следовательно, локальные экономические показатели растут, и, в результате, на каждый потраченный доллар, вдвое, а то и вчетверо увеличиваются доходы и благосостояние местного населения, количество рабочих мест и налоговые поступления.

ОПОРА-КРЕДИТ: Как Вы представляете себе идеальную экономическую модель? Что можно предпринять для достижения этого идеала?

Майкл Шуман: С моей точки зрения, сильная национальная экономика складывается из хорошо развитых местных экономик, точно так же как сильная мировая экономика складывается из самодостаточных экономик отдельных стран.

Можно выделить несколько преимуществ хорошо развитой местной экономики. Во-первых, это, по вышеизложенным причинам, процент рабочих мест, предоставляемых местным бизнесом. Во-вторых, подобная экономика, давая возможность получения прибыли местным предприятиям, в то же время, развивает торговые связи на мировом рынке. Собственно, предприятия развитой местной экономики насыщают своей продукцией не только местный, но и мировой рынок: пренебрежение любым из них ведет к убыткам.

Одно из ошибочных традиционных представлений об экономическом развитии заключается в чрезмерной сосредоточенности на экспорте, в то время как, на самом деле, крупнейшие международные компании зачастую начинали как местные предприятия, ориентированные на местный рынок. Наконец, сильная региональная экономика побуждает предприятия сосредоточить внимание на таких основополагающих моментах, как трудовые и экологические стандарты, а ведь именно это способствует повышению качества жизни в регионе.

ОПОРА-КРЕДИТ: В чем секрет жизнеспособности и конкурентоспособности местного бизнеса?

Майкл Шуман: В моей книге «Революция малого рынка» (The Small-Mart Revolution) я рассматриваю более десятка тенденций современной мировой экономики, которые обуславливают рост конкурентоспособности малого бизнеса. Например, рост цен на нефть - а все мы знаем, что они скоро снова поднимутся - сведет на нет конкурентоспособность производства в регионах, где доступна дешевая рабочая сила (например, в Китае). Особенно это касается таких областей как пищевая промышленность, где стоимость продукта напрямую зависит от его веса. Местное производство в сочетании с местным распространением товара в данных условиях становится наиболее оправданным.

Другой пример. Благодаря Интернету, все больше людей может делать все, что угодно, не выходя из дома, даже если они живут в крошечных или отдаленных уголках страны. Если хотите узнать, какого рода предприниматели будут наиболее важны для следующего поколения, присмотритесь к этим людям, особенно к молодежи, которая изучает возможности занятия бизнесом на дому.

И третий пример. Потребители все более внимательно относятся к преимуществам местной продукции, и все активнее покупают ее, даже если местные товары и услуги слегка дороже, чем «международные» альтернативы. Потребителей интересует не цена, а качество товара. Уловившие это изменение приоритетов местные предприниматели не устают напоминать потребителю, что он получает более качественную услугу, лучше приспособленную к местным нуждам, в магазине с приятной атмосферой и внимательным отношением к посетителям.

ОПОРА-КРЕДИТ: Каким образом можно перестроить местную экономику? Каковы основные принципы кампании «За местный бизнес»?

Майкл Шуман: Ключевыми для успешного развития местного бизнеса являются шесть параметров: планирование, человеческие ресурсы (предприниматели и работники), инвестиции, распространение, партнерство и политический фактор. Обратимся подробнее к каждому из них.

Планирование - краеугольный камень региональной экономики. Важно понять, какие возможности для нового или расширяющегося местного бизнеса можно с наибольшей вероятностью извлечь из местных активов и местного рынка.

Человеческие ресурсы. Развитие деловой активности на местах требует предпринимателей и работников, готовых возглавить этот процесс. Крайне важно воспитывать и поддерживать талантливых бизнесменов.

Инвестиции. Большинство местных предприятий, как новообразованных, так и расширяющихся, нуждается в капитале - заемном и акционерном. Направление на эти цели местных финансовых ресурсов, которые сейчас получают менее прибыльные международные компании, - ключ к благосостоянию региона.

Распространение. Местный малый бизнес не сможет существовать без согласованных усилий потребителей, предпринимателей и правительственных агентств, ориентированных на местную продукцию. Кампания «За местный бизнес» - агитационная и отчасти образовательная. Мы считаем, что соответствующие обозначения местной продукции и местных компаний помогают, так же как более смелые начинания: местные системы купонов, дебитные и подарочные карты, брокеры, осуществляющие связь между местными предприятиями и связь местных предприятий с агентствами, распределяющими госзаказы.

Партнерство. Местные предприятия часто неразумно рассматривают друг друга как конкурентов, вместо того, чтобы объединить усилия для повышения конкурентоспособности. Одна из основных функций Союза предпринимателей, выступающих за активную местную экономику (Business Alliance for Local Living Economies, BALLE) - способствовать повышению эффективной кооперации местных предприятий.

Политический фактор. Наконец, законы, постановления и ограничения, устанавливаемые правительствами на всех уровнях - местном, государственном, международном - должны способствовать процветанию местного бизнеса. Сегодня вектор экономического развития и соответствующие общественно-политические преобразования более благожелательны к международным, нежели к местным, компаниям. Мы только что завершили исследование в США, которое показало, что три наиболее масштабные программы экономического развития во всех пятидесяти штатах распределяют 90% средств, обходя стороной местный бизнес.

ОПОРА-КРЕДИТ: Какого рода поддержка необходима местному бизнесу?

Майкл Шуман: Местному бизнесу необходима поддержка всех общественных групп. Как потребители мы должны ставить местную продукцию в приоритет и по возможности выбирать местные товары и услуги надлежащего качества. Как инвесторы для краткосрочных вкладов мы должны выбирать местные банки и кредитные союзы; для долгосрочных вкладов подойдут ценные бумаги местных предприятий. Как экономисты мы должны способствовать обучению начинающих предпринимателей, а также объединению местных предприятий в могущественные альянсы. Как избирателям нам пора прекратить избирать политиков, которые поддерживают исключительно развитие международного бизнеса, а таковые сегодня доминируют в большинстве партий.

ОПОРА-КРЕДИТ: Каковы основные результаты вашего исследования «Предприятия пищевой промышленности: местный успех на мировом рынке» (Community Food Enterprise: Local Success in a Global Marketplace)?

Майкл Шуман: Упомянутое исследование является проектом Kellogg and Gates Foundations (Фонд Келлога и Гейтса). Оно затронуло 24 успешных малых предприятия пищевой промышленности: 12 в США и 12 в других странах. Было выявлено 5 основных положений.

Одно из них я уже упоминал: важным условием успешности предприятия заключается то, что собственник живет в том же районе, где расположен его бизнес. Во-вторых, подобные предприятия существуют как в развитых, так и в развивающихся странах, и их деятельность затрагивает множество людей с самым разным уровнем дохода. В-третьих, подобные предприятия соответствуют определенным качественным показателям. Они достаточно компетентны в вопросах бизнеса и часто пробиваются на мировой рынок. Их структура необычайно разнообразна, и уровень их дохода может быть очень высоким.

Некоторые из объектов нашего исследования, как, например, производственный кооператив Organic Valley (Органик Вэлли), базирующийся в штате Висконсин, ежегодно зарабатывают сотни миллионов долларов. В-четвертых, подобные предприятия внедряют десятки интересных стратегий, которые позволяют им успешно конкурировать с транснациональными монстрами. В качестве примера стратегий можно привести небольшой рынок сбыта, ограниченный капитал и высокие социальные стандарты.

Наконец - и это самое важное - наше исследование показало, что меры, предпринимаемые Всемирным Банком или ООН, для экономического развития, были бы более успешными, если бы не пренебрегали подобными местными компаниями.

На мой взгляд, самым удивительным является второй пункт. Я не знал, насколько глубоко идея местной продукции укоренена в бедных странах. Например, в Замбии мы познакомились с женщиной по имени Сильвия Банда, которая убедила десятки тысяч своих сограждан в преимуществах местных продуктов, благодаря своим службам доставки, обучающим программам и ресторанам.

ОПОРА-КРЕДИТ: Считаете ли вы что предлагаемая Вами экономическая модель универсальна и подходит для всех стран, в частности, для России?

Майкл Шуман: Пожалуй, да. Если местные предприятия пищевой промышленности распространены в таких странах как Замбия, Малави и Непал, и служат важным источником благосостояния для предпринимателей и местных сообществ, значит, подобный бизнес во всем мире может стать ключом к процветанию. Тенденции, способствующие росту конкурентоспособности местного бизнеса в США - такие как рост цен на нефть и распространение Интернет-компаний - актуальны повсеместно.

Многие местные предприятия готовы поделиться друг с другом «секретами» своего успеха. Большинство изученных нами фирм регулярно поддерживают связь со своими зарубежными коллегами. Так, рестораны White Dog Café в Филадельфии и Cabbages & Condoms в Бангкоке являются «сестринскими» копаниями более десяти лет. Местные предприниматели осознают, что их настоящие конкуренты - международные компании, неправомерно поддерживаемые политиками и активистами экономического развития. Поэтому местные компании готовы объединять усилия и перенимать опыт друг у друга.

Я призываю российские предприятия малого бизнеса объединяться по местному принципу и налаживать связь со своими коллегами по всему миру. Особенно важно, по моему мнению, развивать местные финансовые институты. Банковский сектор в России особенно централизован, неэффективен и коррумпирован. Если потребители и бизнесмены России создадут кредитные союзы и местные банки для поддержки местных предприятий, это может стать началом строительства здоровой экономики. И я как человек, чьи предки были выходцами из России, с готовностью помогу российской общественности оценить все преимущества локализации бизнеса.

Интервью взяла международный обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Наталья Прокина

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости