Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

А.В. Попова, Статс-секретарь - заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

В конце 2009 года -  в начале 2010 система закупок для государственных нужд подверглась реальной модернизации: Минэкономразвития совместно с Федеральной антимонопольной службой провели отбор операторов электронных площадок, на которых будут размещаться все госзаказы. По результатам конкурса были отобраны пять операторов электронных площадок, которые начнут проводить электронные аукционы ориентировочно с середины 2010 года. О планируемых объемах размещения госзаказов через Интернет, о поддержке через них малого и инновационного бизнеса, а также о форуме "Госзаказ-2010" в интервью РИА Новости рассказала статс-секретарь - заместитель министра экономического развития РФ Анна Попова. Целью мероприятия, которое, по словам замминистра, проводится ежегодно, начиная с 2005 года, стало создание эффективной площадки для всестороннего обсуждения проблем, связанных с размещением заказов для государственных и муниципальных нужд.

- Чем отличается "Госзаказ-2010" от предыдущих форумов, что, на ваш взгляд, будет особенно полезно для его участников?

- Основное внимание на форуме "Госзаказ-2010" планируется уделить вопросам применения электронного аукциона в свете недавних изменений законодательства - это основная особенность форума. Предполагается провести тренинг по аукционам с участием электронных площадок, специалистов нашего министерства, Федеральной антимонопольной службы (ФАС), специалистов в сфере информационных технологий и удостоверяющих центров.

- Какой объем госзаказа планируется осуществить в 2010 году, какой объем госзакупок будет проведен через электронные торги?

- По оценкам министерства, в 2010 году на трех уровнях власти (федеральный, региональный и муниципальный) будет размещено заказов на сумму более 5 триллионов рублей.
Сейчас принято несколько важных решений по переходу на электронный аукцион. В частности, правительство РФ утвердило перечень товаров и услуг, обязательный на федеральном уровне к размещению на электронных торгах уже с 1 января текущего года.
Это пока не полный список продукции, однако в него вошли многие важные позиции, такие как лекарственные средства, медицинское оборудование, небольшие строительные работы. С 1 июля 2010 года на федеральном уровне заказчики перейдут на полный перечень, а с 1 января 2011 году на весь этот список перейдут региональные и муниципальные заказчики. Перечень охватывает примерно 70% госзаказа, которые будут размещаться через электронные аукционы.
С выведением аукционов на пять крупных электронных площадок (площадки Москвы, Республики Татарстан, Сбербанка России, ММВБ и РТС) мы ожидаем высокого уровня конкуренции, так как даже сейчас в аукционах участвуют по 50 участников. Одна из основных задач, которые сейчас необходимо решить, - это обеспечение максимальной информированности предпринимателей о том, что появилась такая возможность, о том, что нужно получить электронно-цифровую подпись, пройти аккредитацию на электронной площадке и начать работать. Подробную информацию о том, как это сделать, можно посмотреть на официальном сайте федеральных госзакупок.

- Представители площадок сетовали, что по закону не имеют права обзванивать потенциальных участников торгов, информируя их о дате аукционов, новых заказах. Как вы относитесь к предложению операторов отменить данный запрет? Почему?

- На электронных аукционах установлен принцип конфиденциальности участия  - каждый поставщик участвует с любого компьютера, обеспеченного доступом в Интернет без идентификации, а проверка компании происходит уже на этапе заключения контракта. Это было необходимо для ухода от сговора на обычных "кабинетных" аукционах. В свою очередь, это правило накладывает существенные ограничения на площадки по обеспечению конфиденциальности данной информации. Однако возможность налаживания штатной работы колл-центров, привлечения предпринимателей к аукционам, консультирование по телефону участников, конечно, существует - при условии соблюдения конфиденциальности той информации, которая не может разглашаться в процессе проведения аукционов. Эти и многие другие вопросы являются предметом урегулирования на уровне регламентов работы площадок.

- До 1 июля работу должны начать пять отобранных электронных площадок. Планируется ли в этом году провести еще один конкурс для организации площадок?

- Вопрос об отборе новых площадок не стоит. Сейчас основная задача - наладить работу отобранных площадок, прописать все регламенты, в том числе, связанные с информационной безопасностью работы площадок, взаимодействием с контролирующими органами, выдачей ЭЦП. Это сейчас задача номер один. Необходимо обеспечить высокую концентрацию предпринимателей на площадках, что позволит проводить аукционы с высоким уровнем конкуренции, осуществлять быстрый поиск информации о размещаемом заказе, выдать единую ЭЦП поставщику, обеспечить единство подходов в работе на площадках. Сейчас на многочисленных площадках у каждого своя электронно-цифровая подпись, свой порядок регистрации, свои правила поиска информации.
Ограничение ресурсов обеспечивает не только единство информационного пространства госзакупок, когда видно, что закупается, по какой цене и так далее, но и возможность контроля того, что происходит на электронных площадках. С выведением крупных сделок на электронные торги вопрос информационной безопасности становится главным вопросом.
Мы не должны получить махинации на площадках, а должный контроль можно обеспечить только тогда, когда площадок ограниченное количество, и очень высоки требования к качеству работы площадок.

- Представители правительства не раз высказывались за увеличение объема инновационной продукции в госзакупках. Как это может быть сделано? Готовятся ли документы, регулирующие уровень инноваций?

- Да, сейчас в министерстве ведется работа по подготовке соответствующих законодательных инициатив. Предполагается, что закупочные процедуры будут учитывать необходимость переориентации на закупки инновационной продукции, для чего, в том числе, потребуется разработка критериев инновационности продукции. Такую работу мы ведем в настоящее время совместно с другими федеральными органами.

- Новая система госзакупок во многом направлена на поддержку малого бизнеса. Что еще планируется предпринять, чтобы оказать МСБ помощь в этом году? Каков объем федеральной программы, и на что будут направлены средства? Каковы итоги 2009 года?

- Кроме перехода на электронные аукционы, в 2009 году был принят целый пакет мер, направленный на поддержку малого бизнеса в сфере госзаказа. В частности, было принято постановление правительства, которое расширило перечень продукции, размещаемой через специальные торги для малого бизнеса. В них могут участвовать исключительно субъекты малого предпринимательства, иные участники не допускаются. до участия в спецторгах для малого бизнеса.
Также в середине года были внесены поправки в КОАП, в соответствии с которыми установлена административная ответственность должностных лиц за непроведение спец. торгов для малого бизнеса, и введены санкции за несвоевременный возврат задатков предпринимателям (денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки).
Следует отметить, что данная проблема была предметом серьезной критики со стороны предпринимателей.
В 2010 году планируется продолжить работу, в частности, прорабатывается вопрос о введении санкции в КОАП за несвоевременную оплату по контрактам при качественном исполнении контракта, снижении размера задатков при участии в спец. торгах и ряд других мер.

- Уже давно идет обсуждение возможности обязать госмонополии проводить госзакупки по тем же принципам, что и госзаказчики. На какой стадии находится проект соответствующего закона?

- До середины текущего года эту работу планируется завершить и внести законопроект в правительство. Его основным положительным эффектом будет не только упорядоченность правил размещения заказов этими организациями, но и в первую очередь, публичность этих заказов. Сейчас информация о закупках естественных монополий и госкомпаний разрознена, во многих случаях ее невозможно найти, так как она попросту не публикуется. Согласно законопроекту с 2012 года всю информацию о закупках компаний планируется размещать на создаваемом и вводимом с 2011 года едином портале всех государственных и муниципальных закупок страны. Подобный единый ресурс позволит создать также полноценную аналитическую базу данных о ценах на госзаказе и при закупках монополий.

- На какой стадии находится доработка концепции Федеральной контрактной системы, разработан ли план мероприятий?

- Концепция формирования Федеральной контрактной системы (ФКС) и план мероприятий по её реализации направлены в правительство. ФКС расширяет арсенал инструментов, позволяющих использовать госзакупки в интересах инновационного развития экономики: создает условия для расширения инновационного спроса, для обеспечения госнужд за счет закупок уникальной продукции. Также хотелось бы отметить, что ФКС предполагает разработку современных спецификаций продукции, а также создание таких ресурсов, как Реестр инновационной продукции, и других автоматизированных информационных баз.
На наш взгляд, системный подход к развитию сферы госзакупок  сейчас особенно востребован, он позволяет серьезно экономить бюджетные средства, вводя тщательное планирование закупок, контролируя содержательное исполнение контрактов, помогая госзаказчику выбрать наиболее эффективные закупочные стратегии. Госзаказчики получают в свое распоряжение типовые контракты, обеспечивающие осуществление закупок на максимально выгодных условиях и повышающие гарантии качественного исполнения.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости