Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

директор РСПП по корпоративным отношениям и правовому обеспечению Александр Варварин: "В заявительном порядке". Интервью "Российской Бизнес-газете"

"Российская Бизнес-газета" №748 (15) от 4 мая 2010 г.

В РСПП создан Совет по развитию малого и среднего предпринимательства. О первоочередных проблемах, которые собирается решать совет, мы спросили у управляющего директора РСПП по корпоративным отношениям и правовому обеспечению Александра Варварина.

- Какую проблему обсуждают сейчас на совете?

- Актуальная проблема - участие малого и среднего бизнеса в приватизации государственного и муниципального имущества.

Нельзя допустить, чтобы небольшие объекты приобретались исключительно субъектами крупного бизнеса. К сожалению, существует риск, что в этих ситуациях объекты могут быть перепрофилированы и использоваться просто как офисное помещение. Мы предложили обсудить комплекс мер, которые, на наш взгляд, могли бы позволить повысить эффективность приватизационных процедур, прежде всего для малого и среднего бизнеса.

- Какие это меры?

- По закону субъекты малого и среднего бизнеса, которые арендуют в течение двух лет государственные и муниципальные площади, могут их выкупать. Но на практике реализовать свое право они часто не могут или делают это с трудом. Закон работает недостаточно эффективно. За 2009 год субъектами малого и среднего предпринимательства было заключено только 6 тысяч договоров купли-продажи муниципальной и региональной недвижимости.

- Каковы причины?

- Их две. Первая. В законе указано, что право выкупа не распространяется на имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными предприятиями и учреждениями. Многие муниципальные образования, да и органы госвласти субъектов РФ, для того, чтобы препятствовать выкупу имущества субъектами малого и среднего предпринимательства, создали предприятия и учреждения и передали им все имущество, которое потенциально должно было быть выкуплено. К примеру, муниципальное образование создало муниципальное учреждение по управлению муниципальным фондом и передало ему в оперативное управление все муниципальное имущество. Цель таких действий часто корыстная. Чиновнику выгодно получать официально в бюджет одну сумму в качестве арендной платы, а другую сумму получать в конверте за "стабильность арендных отношений".

Вторая проблема. В законе о развитии малого и среднего предпринимательства указано, что субъекты РФ могут формировать перечни имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего бизнеса на льготных условиях. Имущество, включенное в такие перечни, тоже не может быть выкуплено. В некоторых субъектах большая часть имущества была включена как раз в эти перечни. Типичная ситуация в Москве, где фактически закон о выкупе субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого ими имущества не реализуется. Такую ситуацию надо кардинально менять.

- Вы полагаете, что ситуация изменится?

- Мы предлагаем два конкретных шага, которые помогут воспрепятствовать подобному поведению чиновников. Первый шаг - распространить право выкупа арендуемого имущества на имущество, которое закреплено за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями. Если в течение длительного времени, и это не два года, как сейчас предусмотрено в законе, а может быть, и пять лет, субъект малого или среднего бизнеса арендует площади у предприятия или учреждения, то есть эти площади не используются предприятием или учреждением для своей уставной деятельности, такой субъект имеет право направить ходатайство в орган по управлению государственным или муниципальным имуществом о том, что он хочет выкупить арендуемое имущество. Уполномоченный орган проводит проверку: да, арендовал, деньги платил, поэтому надо изъять это имущество из хозяйственного ведения или оперативного управления и продать. Данный механизм, безусловно, не универсальный. Могут быть сделаны некоторые исключения, например, для имущества, которое закреплено за вузами или медицинскими учреждениями. Но по общему правилу государственные и муниципальные предприятия и учреждения не должны иметь имущество, которое не используется ими и только сдается в аренду.

Второй шаг - необходимо ввести законодательное ограничение на объем имущества, включаемого в перечни имущества, не подлежащего выкупу и предоставляемого субъектам малого и среднего бизнеса в аренду по льготным ценам. Как правило, льготные цены фиксируются только на бумаге, а на самом деле цены там нормальные, рыночные.

Предлагаем также предусмотреть механизм, при котором имущество, включаемое в указанные перечни, может выкупаться субъектами малого и среднего предпринимательства с последующим направлением средств от продажи такого имущества на строительство новых объектов для нужд малого и среднего бизнеса.

- Планы приватизации государственного имущества не исполняются. В 2007 году план приватизации был исполнен на 45 процентов, в 2008-м - на 60 процентов. Где гарантия, что новый этап приватизации пройдет успешней?!

- На наш взгляд, основная проблема состоит в том, что сегодня отсутствует эффективный механизм выявления спроса потенциальных инвесторов, который бы отражал заинтересованность организаций, в том числе малых и средних, в определенных объектах, находящихся в государственной собственности. Фактически сегодня чиновник решает, что выставлять на торги, а что нет. На наш взгляд, необходимо создать механизм заявительного порядка приватизации, когда государство фактически открывает перечень всех объектов, которые есть в его собственности и не имеют ограничений к приватизации. Любой хозяйствующий субъект должен иметь возможность выбрать из указанного перечня интересующие его объекты и заявить о своем намерении их приобрести.

- Это будут электронные торги?

- К этому надо стремиться. Но пока не обязательно. Самое главное, что бизнес должен выступать с инициативой приватизации. Необходимо повысить информационную прозрачность процедуры формирования имущества, выставляемого на торги. Предприниматель, у которого есть денежные средства, чтобы что-то купить, не должен собирать по крупицам информацию о государственных активах, которые ему могут быть проданы. Представителю бизнес-сообщества должна быть предоставлена возможность направить официальную заявку о своем желании приобрести интересующий его объект, которая должна быть в определенный законом срок рассмотрена. И если ответ государственного служащего не устроит заявителя, то должна быть возможность обжалования такого отказа в приобретении имущества. Согласен, надо развивать институт электронных торгов, хотя, безусловно, на 100 процентов они тоже не гарантируют от коррупции. Но сегодня хотелось бы, чтобы перед новым этапом приватизации на сайте уполномоченного государственного органа был опубликован весь перечень возможного к приватизации имущества с указанием его приблизительной стоимости, отраслевой специфики, местонахождения и так далее. Чтобы можно было формировать спрос на эти объекты.

Следует также стимулировать малый и средний бизнес к участию в приватизационных процессах. Мы предлагаем рассмотреть возможность снижения размера задатка при подаче заявки на участие в торгах. Сейчас он составляет 20 процентов от начальной цены имущества. Разумеется, изъять из оборота такие денежные средства, разместить на их счетах Росимущества для предпринимателей непросто. Особенно учитывая нехватку денежных средств и ограниченность кредитных ресурсов после кризиса.

Кроме того, считаем принципиально важным вопрос о предоставлении малому и среднему бизнесу рассрочки внесения платы за приобретаемое имущество. Сейчас в законе о приватизации есть возможность получить рассрочку на один год только при продаже имущества без объявления цены. В посткризисный период, когда процентные ставки по кредитам высоки, государство должно не столько стремиться заработать как можно больше на приватизации, сколько предоставить инвесторам благоприятные условия для покупки государственного имущества. Кроме того, активно обсуждаем возможные формы финансирования при приватизации субъектов малого и среднего бизнеса, такие как льготное кредитование, субсидирование процентных ставок по кредитам.

Предлагаем ввести новый способ приватизации - создание на базе государственного предприятия общества с ограниченной ответственностью. Сейчас на базе имущества унитарных предприятий создаются только акционерные общества. Общество с ограниченной ответственностью является наиболее удобной организационно-правовой формой для малого и среднего бизнеса, и это позволит сократить расходы малого и среднего бизнеса, связанные с соблюдением установленных законом требований к акционерным обществам. Наши предложения направлены в Мин экономразвития России, и мы вместе будем рассматривать варианты их реализации.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости