Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Александр Василевский, гл. редактор журнала National Business: "Предприниматель – это очень одинокая профессия". Интервью было опубликовано в журнале "National Business" и Бюллетене "Деловая мысль"

Источник - Бюллетень "Деловая мысль", Одиннадцатый выпуск / апрель 2010
Центр предпринимательства США - РОССИЯ

Впервые интервью было опубликовано в журнале National Business в декабре 2009 г.

Этот человек «развивает предпринимательство в России американскими методами, используя американскую методологию». Продолжая тему бизнес-образования, мы общаемся с Эриком Хансеном, вице-президентом Центра предпринимательства США – Россия.

– Вы предлагаете американское бизнес-образование в российской действительности?

– Во-первых, я бы хотел отметить, что наш Центр поддерживает развитие предпринимательства в России в целом, при этом мы используем лучший опыт, накопленный в США и в других странах. Одним из аспектов нашей поддержки является то, что мы предлагаем российским бизнесменам американский тип образования и методологию обучения на этом рынке. Экспертами из Америки разработан целый ряд семинаров, которые мы перевели на русский язык и локализировали. В России эти курсы ведут российские предприниматели.

– Что включает в себя методология обучения?

– Один из главных ее принципов – «peer to peer»: предприниматели учатся у предпринимателей. Да, есть эксперты, но они учат только теории, передают информацию, как компьютер или книга, но не могут активно участвовать в разговоре, допустим, о том, как обстоят дела в собственной компании. В Америке предприниматели часто сами ведут семинары, используя учебный материал и свой опыт. Они управляют дискуссией в зале, участники семинара учатся друг у друга, совместно решают реальные проблемы в бизнесе. Преподаватель может поделиться опытом, как решал ту или иную проблему, или спросить у других предпринимателей, как ее решить.

- Первый нюанс: в России существует ряд так называемых бизнес-тренеров –бывших предпринимателей. У нас это не воспринимается как ноу-хау. С другой стороны, если у предпринимателя успешный бизнес, то какой смысл ему заниматься преподаванием?

– Хороший вопрос: почему предприниматель преподает другим предпринимателям? Он делает это, потому что достаточно успешен, чувствует себя комфортно в этом виде общения, у него есть желание и способности к преподаванию.
У нас есть преподаватели, у которых успешный бизнес. Например, владелец компании, которая занимается производством искусственной кожи для автопрома с 90-х годов. Ему около 40 лет. Он говорит: «Во время беседы с людьми я сам решаю, как жить. Когда преподаю, я столько узнаю от других предпринимателей, что это вдохновляет меня. И на следующий день я могу внедрить в свой бизнес идеи, о которых услышал от других». Он делает это, потому что хочет. Но это дано не каждому. Нужен специфический характер и желание. Именно такие предприниматели участвуют в наших семинарах в качестве спикера или тренера.

– Другой момент: если возьмем трех-четырех предпринимателей, то, согласитесь, каждый может решить проблему по-своему или найти к ней собственный подход. В конечном итоге могут появиться совершенно разные рецепты и оценка, разбитая на субъективные мнения.

– Да, может быть три разных решения вопроса, но все они годятся. Особенно в кризис. Да, есть законодательство – как сделать по закону. Но речь о том, как сделать по-человечески. Потому что предприниматель – это очень одинокая профессия. Бизнесмены работают в своих офисах, им не с кем пообщаться. Менеджеры не понимают их проблем. Мы пытаемся сделать так, чтобы предприниматели могли встретиться и пообщаться со своими коллегами. И если есть три-четыре подхода, как вы сказали, это только лучше, потому что появляется выбор.

– У вас преподают российские предприниматели?

– Как правило, да. Хотя есть и американские, которые работают в России. Их мы тоже иногда приглашаем выступить. Но их мало.

– Это потому, что рецепты, которые «спасают» в Америке, неприменимы в России? Насколько подходы в российском бизнесе отличаются от подходов в американском и европейском?

– Главные принципы неизменны, но специфика существует у каждого рынка.

– Эта специфика сильно ощутима?

– Для хорошего руководителя рынки везде одинаковы. Может быть, отличие в том, как построить отношения с властью или поставщиком, потому что это явно по-разному в каждой стране. А базовые вещи – как используют финансовый показатель, управленческий инструмент, навыки хорошего руководителя, как построить стратегический план на будущее, – похожи. Но как это внедрить – зависит от местной специфики.

– Замкнутый круг получается. Есть проблемы, порожденные нашей спецификой, и появляются специфические подходы. В итоге российская модель рынка никак не может подчиниться мировым законам. Опасаюсь, что в конечном итоге мы будем «вариться в собственном соку», и ни к чему хорошему это не приведет.

– Думаю, что если в России будет больше предпринимателей, будет расти средний класс, условия для создания и развития бизнеса будут легче. Потому что когда люди становятся богаче, они начинают думать в соответствии с условиями жизни. Когда компании платят белую зарплату, налоги, они начинают жить лучше, становятся более ответственными перед обществом, чувствуют свою ответственность за развитие. Экономика развивается, и надеюсь, будет больше предпринимателей, понимающих, что они – новаторы, они дают рабочие места, и начнут требовать от правительства, государства облегчения условий для своего развития. Жизнь станет легче, барьеры ниже, и в будущем станет проще заниматься бизнесом. И когда будет достигнут определенный уровень жизни, более высокие требования будут предъявляться не только к сфере услуг, магазинам, но и к правительству.

– Вы сказали о том, что предприниматель – это фигура одинокая. Одинокая с той точки зрения, что в собственном офисе его никто не может до конца понять. А в чем еще проявляется «одиночество»? И это только российский феномен?

– Нет, так везде. Предприниматели чувствуют, что им не с кем общаться, мало кто может понять их проблемы и поговорить о них. Но существует множество мероприятий, которые создают безопасную атмосферу для предпринимателей, где они могут пообщаться друг с другом и обсудить свои проблемы. Например, Организация предпринимателей (Entrepreneurs’Organization – www.eonetwork.org), которая объединяет бизнесменов примерно из 40 стран. Она открыта только для владельцев бизнеса моложе 50 лет и имеющих оборот свыше миллиона долларов. Членом этой организации был Майкл Делл (основатель Dell computers). В разных точках мира раза четыре в год собираются 100 – 150, иногда до 300 предпринимателей, и в течение двух дней обсуждают проблемы и рост бизнеса. Две международных конференции были проведены в России: в 2003 году в Москве и в 2008-м – в Санкт-Петербурге. Отделения Entrepreneurs’Organization есть в обоих городах и ее участники могут собираться каждый месяц, чтобы обсудить актуальные проблемы.

Когда в Америке проводятся социологические исследования среди предпринимателей, на вопрос «какой для вас самый важный навык?» большинство отвечают: «Общение». И лишь потом идут финансовые знания, руководство.

– У нас в стране колоссальное количество услуг по бизнес-образованию. Какие моменты должны насторожить предпринимателя, сказать ему о том, что платить за это не надо; что должно его отпугнуть?

– Если бы я был предпринимателем, я бы искал либо тренинг, либо конференцию на какую-то тему, и прежде всего посмотрел, кто тренер. Если это профессиональный тренер или профессор, вы сможете получить лишь базовые теоретические знания. Во-вторых, я бы посмотрел приглашение: приглашаются владельцы бизнеса или все желающие. Если все, то вы вряд ли получите реальный опыт. Третье: если это конференция, то кто в ней участвует и о чем речь. Если только консультанты, это одно. Если еще и предприниматели, и они будут рассказывать истории своих успехов и неудач, – это то, что вам надо.

На наших мероприятиях – деловых завтраках, конференциях, тренингах – есть момент теории, предприниматели учатся, они не всё знают, даже если думают, что знают всё. Момент обучения есть всегда. Но мы приглашаем и предпринимателя, который расскажет, как поступать на практике. У нас был деловой завтрак по брендам. Мы приглашали инвесторов, которые рассказали, как они смотрят на бренд, как повысить стоимость компании, привлекательность для них. Был и консультант, который разрабатывает бренды, он дал теорию, этапы. Последним штрихом было выступление реального предпринимателя, Олега Тинькова, который сказал, что всё, что говорил этот консультант, не так, и рассказал, как он создавал свой бренд. И предприниматели в зале заинтересовались.

Часто бывает, что в теории всё великолепно, но на самом деле по-другому. Кто-то из предпринимателей думает, что не надо тратить 10 000 долларов на консультанта, чтобы привлечь 3 000 000 долларов инвестиций. И есть предприниматели, которые уверены, что это было их лучшее вложение денег. Потому что, исходя из этого, получили, к примеру, 3 000 000 долларов – консультант хорошо работал, делал бизнес-план, реструктурировал компанию, привлекал инвесторов.

– Что же всё-таки, по-вашему, предпринимательство – это призвание, с которым человек рождается, или технология, которая может быть любым человеком использована?

– Есть разные мнения. Большинство людей считают, что предпринимательство – это врожденное, потому что часто видят яркие примеры известных предпринимателей. Но есть люди скромные и при этом успешные, они знают, как поэтапно создать свой бизнес. Это интересное совпадение, но многие успешные предприниматели – это теоретики математики, физики, они понимают, как структурировать, у них «структурированы мозги».

В Америке сейчас, как и на Западе, есть новое мнение, что можно обучать будущих предпринимателей, и если у них есть желание, они могут стать более успешными. Мы привлекаем сюда американских профессоров для преподавания российским профессорам содержания курса, как строится целый факультет по предпринимательству, как использовать предпринимателей на занятиях как приглашенных спикеров, чем предпринимательское образование отличается от других видов образования.

Как правильно управлять и стать хорошим менеджером – это очень важные знания, но предпринимательское образование – это другое. Если есть идея – то как разработать бизнес-модель и бизнес-план, инновационный маркетинг и как мыслить творчески и видеть в реальности всё, что другие не видят. И образование предпринимателей – это как сделать хорошую бизнес-модель, стать более инновационным. Есть курсы по маркетингу, финансам, бизнес-планированию (как писать бизнес-план) для предпринимателей.

Недавно по электронной почте я получил данные исследований в Америке среди студентов по программам предпринимательства, и оказалось, что тот, кто проходит через программу по предпринимательству, гораздо чаще, чем люди, которые заканчивают другие факультеты, становится предпринимателем.

– А в целом, какой процент предпринимателей из этих структур?

– Примерно 10 процентов людей изучают предпринимательство в вузе и сразу становятся бизнесменами. Но очень многие начинают заниматься этим в возрасте 35 – 50 лет. Сначала они работают внутри структуры, становятся менеджерами. И даже многие из тех, кого мы знаем, например, предприниматель, о котором я рассказывал, работал в большой структуре, а потом он и другие менеджеры из этой компании придумали новую бизнес-модель. Они хотели внедрить ее в своей большой компании, но по каким-то причинам это было невозможно. И они создали свой бизнес.