Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Михаил Вышегородцев, Министр правительства Москвы, руководитель департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Интервью для "ОПОРЫ-КРЕДИТ"

Источник - "ОПОРА-КРЕДИТ"

Москва сегодня запланировала 2,3 млрд. рублей бюджетных средств на прямую финансовую поддержку малого бизнеса. Плюс мэр объявил о дополнительных 2 млрд. рублей на поддержку инноваций. Около 8 млрд. рублей - на льготы по аренде площадей городского имущества. И около 200 млрд. рублей - это объем заказа, который город может разместить у субъектов малого бизнеса в 2010 году.

ОПОРА-КРЕДИТ: Михаил Михайлович, опишите, пожалуйста, малый бизнес Москвы в цифрах.

Михаил Вышегородцев: Сегодня малый бизнес Москвы - это 350 тыс. хозяйствующих субъектов, из них 220 тыс. - это юридические лица, около 130 тыс. - предприниматели без образования юридического лица. Причем количество ПБОЮЛов за 2009 год увеличилось примерно на 8%. В 2010 году мы также ожидаем увеличения количества малого бизнеса и будем этому всячески способствовать. Сегодня в малом бизнесе Москвы заняты более 2,5 из 6 млн. работающих москвичей, что позволило нам в 2009 году сохранить безработицу на уровне менее 1%. Доходы от малого бизнеса в бюджете г. Москвы составляют около 30%.

Кроме того, малый бизнес, его поддержку и развитие, надо рассматривать еще и с позиции его социальной составляющей. Занятость в малом бизнесе позволяет нам удерживать самый низкий процент безработицы из всех регионов. Только через поддержку бизнес-проектов мы создаем около 50 тыс. рабочих мест в год. Через созданное нами кадровое агентство мы имеем возможность отслеживать, какое количество вакансий размещает малый бизнес. И по динамике размещения вакансий в 2009 году мы понимаем, что таким образом бизнес заявляет о том, что кризисные явления постепенно уходят. В будущем мы, безусловно, сохраним работу нашего кадрового агентства, у нас очень неплохо работает кадровый интернет-ресурс www.jobsme.ru. И мы будем продолжать эту работу точно так же, как будем продолжать проведение ярмарок вакансий, которые мы организуем как самостоятельно для малого бизнеса, так и совместно с Департаментом труда и занятости населения г.Москвы для широких кругов населения.

ОПОРА-КРЕДИТ: Кризис уходит, а вот остается ли в этой связи малый бизнес по-прежнему приоритетом в качестве поддержки для правительства Москвы?

Михаил Вышегородцев: Конечно. Не смотря на то, что малый бизнес более динамичен и гибок, а потому лучше справляется с кризисными явлениями, со стороны городских властей были сохранены все действующие меры по поддержке малого бизнеса. В каких-то отношениях мы даже пошли дальше. Например, для малого инновационного бизнеса мы в этом году формируем реестр по инновационной продукции. Со следующего года у всех госзаказчиков возникает обязанность, - она прописана в постановлении правительства г.Москвы, - 10% закупать из реестра инновационной продукции, то есть торги будут проводиться по принципу не только, кто меньше предложил по цене, но и по принципу инновационности продукции.

ОПОРА-КРЕДИТ: А какого рода поддержка для бизнеса оказывается наиболее востребованной?

Михаил Вышегородцев: Сегодня есть две точки зрения, как нужно помогать бизнесу. Одна из них заключается в том, что поддержка бизнеса должна быть финансовой в виде субсидий, льгот по налогам, льгот по аренде имущества и т.д. Другие специалисты-аналитики говорят, что направление поддержки должно быть не финансовое: должна быть выстроена законодательная система, которая бы сократила количество контрольных, надзорно-разрешительных органов, которые сегодня тормозят развитие бизнеса, и не позволяла бы вмешиваться чиновникам в процесс ведения бизнеса. Мое мнение, что истина, как обычно, посередине. Нужно развивать оба направления, чтобы, на определенном этапе, когда не будет проблем с законодательством, постепенно сокращать и финансовую поддержку малых и средних компаний. Однако принимать какую-то одну сторону я бы не стал. Нужно действовать в двух направлениях, и мы сегодня так и действуем. Москва сегодня запланировала 2,3 млрд. рублей бюджетных средств на прямую финансовую поддержку. Около 1 млрд. рублей мы планируем получить из федерального бюджета. Плюс мэром объявлено о дополнительных 2 млрд. рублей на поддержку инноваций. Около 8 млрд. рублей - на льготы по аренде площадей городского имущества и плюс около 200 млрд. рублей - это объем того заказа, который город может разместить у субъектов малого бизнеса в 2010 году.

Одновременно с этим мы занимаемся совершенствованием законодательства. Наши законодательные инициативы сегодня связаны с выделением земельных участков для малого бизнеса, связаны с сокращением количества контрольно-надзорных мероприятий для малого бизнеса. Эти инициативы известны, они есть и у федеральных властей, и у Государственной Думы, и у Московской городской Думы, и мы будем двигаться дальше в этом направлении.

ОПОРА-КРЕДИТ: Насколько остро сейчас стоит вопрос с собственностью земли?

Михаил Вышегородцев: В 2008 году, когда только создавался проект федерального закона, который впоследствии получил номер 159-ФЗ (о малой приватизации), бизнес настаивал на том, чтобы имущество было продано в собственность, несмотря на то, что происходило это не по льготным ценам. Сейчас бизнес доволен, что на кризисный период он получил от города льготу и арендовал помещения по ставке 1000 рублей, а в 2010 году - 1200 рублей за кв. метр, что позволило сэкономить для всех малых предприятий около 7 млрд. рублей ежегодно. Когда кризис уходит, бизнес вновь вспоминает, как хорошо бы стать собственником помещений. У бизнеса появились деньги, которые можно было бы направить на выкуп имущества, поэтому голоса эти звучат более стройным хором. Наверно, еще голосов к этому хору добавило выступление В.В.Путина на форуме ОПОРЫ РОССИИ, где он обсуждал с участниками форума вопрос выкупа нежилых помещений и сетовал на то, что в регионах, несмотря на то, что там принят закон о приватизации, очень медленно идет процесс выкупа - сегодня во всех регионах выкуплено только порядка 4 тыс. помещений. В Москве решение о продаже не принято, мы воспользовались другой нормой. И позиция Москвы в этом вопросе не изменилась - мы готовы сдавать в аренду помещения малому бизнесу, в том числе по льготным ставкам, чтобы сохранить социально-ориентированные объекты в г.Москве - это и магазины шаговой доступности, и малые предприятия сферы бытового обслуживания, и не высокорентабельные объекты бизнеса. Если в федеральный закон будут внесены изменения, и норма, в соответствии с которой работает г.Москва, будет исключена, мы изменим принцип работы.

ОПОРА-КРЕДИТ: Российское предпринимательство, по большей части, все-таки «вынужденное». Так было в 1990-х гг., когда предпринимателями становились от безысходности, потеряв работу. Изменилась ли мотивация сегодня?

Михаил Вышегородцев: Я бы не сказал, что сегодня у нас очередь стоит из желающих заняться предпринимательством. Поэтому все рекламные, разъяснительные, информационные кампании мы будем продолжать. Мы не только размещаем щиты наружной рекламы, но осуществляем более глубинную работу, например, в школах. У нас разработаны образовательные программы для учителей, которые преподают в школах основы предпринимательской деятельности. Ведется работа по профориентации, в рамках которой школьники посещают успешные предприятия. Мы выпустили телевизионную программу «Создай свой бизнес», которая транслируется через Космос-ТВ в школах в качестве факультатива. Сколько рабочих мест будет создано в результате этой работы проследить трудно. Однако в дальнейшем у нас реализуются другие всевозможные формы поддержки: мы проводим конкурсы для студентов, мы помогаем субсидиями молодежному предпринимательству и начинающим предпринимателям. Мы делаем это, чтобы, во-первых, заинтересовать, а во-вторых, чтобы они с нашей поддержкой все-таки стартовали. Потому что, еще 20 лет назад, когда все уходили в бизнес вынужденно, бизнесом было заниматься легко. Был дефицит малых предприятий, и в какой бы сфере не стартовал бизнес, не было конкуренции. Сейчас конкуренция очень высокая. Без поддержки, без каких-то целевых программ создать свой бизнес очень тяжело. То, что сегодня количество ПБЮЛов увеличилось на 8% (кто-то из них открылся заново, кто-то перерегистрировался) - это тоже показатель, хотя, конечно, хотелось бы, чтобы он был больше.

ОПОРА-КРЕДИТ: Вы считаете, что 350 тыс. рублей на условиях софинансирования хватит, чтобы открыть свой бизнес?

Михаил Вышегородцев: По Москве, да. Мы просчитывали. К тому же это минимальный порог, который может быть гораздо выше - и 1, и 2, и 10 млн. рублей. Но если Вы хотите открыть небольшой бизнес, например, парикмахерскую, то от 700 тыс. до 1 млн. рублей вполне должно хватить, чтобы закупить оборудование, отремонтировать помещение и открыть эту парикмахерскую. Или на открытие небольшого павильона, кафе для питания - 1 млн. рублей вполне хватает.

ОПОРА-КРЕДИТ: В некоторых регионах России, на местах, серьезная проблема заключается в так называемом «кумовстве», когда возможность воспользоваться мерами поддержки имеют только родственники или друзья соответствующих чиновников. Поступали ли к Вам аналогичные сигналы, и как Вы контролируете объективность предоставления госпомощи?

Михаил Вышегородцев: Такие сигналы нам не поступали. И я все время переживаю по поводу того, что в прошлом году мы не смогли даже реализовать все выделенные средства, довести их до бизнеса. Мы вынуждены были часть нереализованных денег вернуть в бюджет города. В тех регионах, где есть дефицит этих денег, а потребности гораздо больше, чем возможности, можно говорить о «кумовстве». В Москве наша политика строится на том, что мы пытаемся как можно больше средств довести до предпринимателей в виде субсидий. Поэтому любой предприниматель, у которого есть отвечающий критериям и требованиям проект, может получить эту субсидию. Вся информация находится в открытом доступе, в частности на нашем интернет-сайте.

ОПОРА-КРЕДИТ: А что на счет «забюрократизированности» процесса?

Михаил Вышегородцев: Это да. Но я бы это назвал не «забюрократизированностью», а контролем над целевым использованием бюджетных средств. Все-таки речь идет о бюджетных деньгах, то есть о средствах налогоплательщиков. Здесь должен быть строгий учет и контроль в плане эффективного их использования. Поэтому при выдаче субсидий, - а они беспроцентные и безвозвратные, - мы прописываем показатели, которые бизнес должен выполнить, чтобы получить эту субсидию. Например, создание рабочих мест - чем больше он планирует создать рабочих мест, тем больше он получает баллов. Или же в течение срока реализации проекта бизнес должен заплатить налогов не меньше, чем сумма субсидии. Мы в этом плане не альтруисты, мы хотим видеть, что деньги, которые предприниматель получает в качестве субсидии, вернутся в бюджет города в виде налогов. Мы должны отчитаться перед налогоплательщиками, что их деньги, их налоги не раздаются просто так.

ОПОРА-КРЕДИТ: На западе сейчас активно развивается малый бизнес в формате local. Например, магазин закупает продукты только у местных фермеров, таким образом, они обеспечивают потребности своего небольшого местного сообщества. Имеет ли такой формат перспективы в России?

Михаил Вышегородцев: Разумеется. У нас сегодня есть такие дома, где живут довольно состоятельные люди. И если бы им предоставили такую услугу, как, например, доставка гарантированных экологически чистых продуктов, то, думаю, такая услуга у нас тоже была бы востребована.

Интервью взяла выпускающий редактор журнала «Все о финансах для малого бизнеса» Юлия Константинова

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости