Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин дал письменное интервью журналу «Генеральный директор»

«Наша задача - открыть дорогу для массового внедрения инноваций во все сферы жизни: в систему управления, в производство, в социальную сферу. Россия должна стать восприимчивой к инновациям. В этом - вопрос нашего будущего, наших позиций и конкурентоспособности в мире завтрашнего дня».

23 марта 2010 года. Председатель Правительства России В.В.Путин принимал участие в работе Инновационного форума по малому и среднему предпринимательству общественной организации «Опора России». Одна из участниц форума, представляющая журнал «Генеральный директор», обратилась к Премьеру просьбой об интервью. Ниже приводятся письменные ответы В.В.Путина на вопросы редакции журнала.

Вопрос: Существует мнение, что сегодня малый бизнес недостаточно защищен, что его интересы практически не учитывают отечественная кредитная политика и ценообразование тарифов на электроэнергию и газ. Какие меры Правительство принимает по созданию условий для эффективной работы небольших компаний? Есть ли в планах сформировать специальную государственную структуру, которая будет заниматься поддержкой малого предпринимательства?

В.В.Путин: Правительство ежегодно формирует специальные пакеты поддержки малого и среднего бизнеса.

В 2007 году была принята новая редакция закона о поддержке предпринимательства.

В 2008 году - законы о сокращении числа проверок, отмене так называемых внепроцессуальных полномочий органов внутренних дел, переходе к уведомительному порядку открытия нового дела в 20 наиболее востребованных видах бизнеса.

В 2009 году мы дали право регионам устанавливать пониженную ставку налога на малый бизнес. И резко увеличили круг компаний, которые могут применять упрощенную систему налогообложения. Освободили значительную часть индивидуальных предпринимателей от необходимости применения кассовых аппаратов.

В 2010 году планируем расширить применение патентной системы налогообложения. А также - предоставить малым предприятиям право требовать выкупа арендуемого ими государственного и муниципального имущества.

Принято решение и о льготах на подключение к электросетям для объектов небольшой мощности.

Кредитная программа Внешэкономбанка по поддержке малого и среднего предпринимательства в текущем году достигнет 100 млрд рублей.

И, разумеется, из года в год растет прямая бюджетная поддержка малого и среднего бизнеса. В 2010 году на эти цели уже выделено 10 млрд рублей. Мы планируем, что из антикризисного фонда будет добавлено ещё 6 млрд.

Уверен, что эти меры уже приносят ощутимый результат. И в перспективе вклад малого и среднего бизнеса в развитие России, в диверсификацию и обновление ее экономики будет только увеличиваться. Причем, не только традиционных сферах приложения сил, но и в высокотехнологичных сферах - машиностроении, науке, телекоммуникациях.

Теперь, что касается специальной государственной структуры по делам малого предпринимательства. Вы знаете, такой опыт у нас был, но вряд ли его можно признать успешным. Сегодня за эту сферу отвечает Министерство экономического развития. И уверяю Вас, что это мощное ведомство отстаивает интересы предпринимателей жестко и эффективно.

Вопрос: Бытует мнение, что чиновники на местах игнорируют решения федеральной власти. Какие более действенные рычаги по контролю над исполнением федеральных решений будут внедряться?

В.В.Путин: Не будем забывать о том, что Россия - это федеративное государство. Каждый уровень власти в нашей стране имеет определенный уровень автономии.

И это - огромное преимущество нашей страны. Здоровая территориальная конкуренция, инициатива на местах являются эффективными институтами модернизации. Не случайно во многих странах с развитым высокотехнологичным сектором, например в США, Германии, Швейцарии - сильна территориальная самостоятельность.

С другой стороны, сегодня у нас достаточно работоспособных механизмов, обеспечивающих соблюдение закона и скоординированную работу на всех уровнях государственного управления.

Есть прокуратура, есть механизмы финансового контроля.
Работает система оценки эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Как крайняя мера - у Президента России есть право выразить недоверие главе региона.

Но в то же время подчеркну - меры контроля со стороны федеральной власти не являются и не могут быть исчерпывающими.

Нужна ответственность региональных властей перед гражданами. Население дает оценку органам власти через выборы законодательной власти, через партийные предпочтения. Считаю, что этот механизм обратной связи не менее эффективен, чем любой контроль сверху.

Вопрос: В последнее время много говорят об инновациях. И действительно, в России уже образовано немалое количество соответствующих технопарков, исследовательских центров, бизнес-инкубаторов. В них вкладываются значительные средства, однако результаты их деятельности не ощущаются.

Может быть, правы эксперты, которые считают финансирование развития инноваций преждевременным и предлагают сосредоточиться сначала на модернизации промышленности и инфраструктуры, создав тем самым ту часть экономики, которая породит в последующем спрос на инновации.

В.В.Путин: Названные Вами задачи не противоречат друг другу. Нельзя делить их на этапы: сегодня улучшать качество инфраструктуры и образования, завтра модернизировать промышленность, а затем - думать над созданием технопарков и бизнес-инкубаторов.

Политика развития - это единый и взаимосвязанный процесс. И потому мы стараемся действовать сбалансировано.
Согласитесь, что без роста производительности труда, внедрения энергосберегающих технологий, использования новых материалов и решений - т.е. технологических и организационных инноваций - сложно представить экономическое лидерство в таких «традиционных» отраслях, как ТЭК, строительство, торговля, транспорт или сельское хозяйство.

То же самое и в социальной сфере - медицине и образовании. Было бы странно вкладывать средства в ремонт поликлиник или школ, но при этом отложить «до лучших времен» внедрение современных методов лечения и обучения.
Для всех субъектов предпринимательской деятельности, независимо от их «инновационного статуса» одинаково важны такие факторы развития, как благоприятный инвестиционный климат, здоровая конкурентная среда и доступ к долгосрочным кредитным ресурсам.

Также сложно согласиться и с утверждением об отсутствии отдачи от институтов развития, созданных в последние годы.

У нас есть примеры эффективной деятельности особых экономических зон в Липецке, Татарстане или Томске, индустриальных парков в Калужской области, технопарка в новосибирском Академгородке.

Просто требуется чуть больше времени, чтобы все эти и многие другие проекты заработали на полную мощность.

Вопрос: Какие есть прогнозы относительно увеличения количества инновационных компаний в России в результате внедрения мер по стимулированию инновационной деятельности, в том числе в сфере налогового администрирования?

В.В.Путин: Для начала приведу лишь несколько цифр. Удельный вес инновационной продукции в российской экономике - немногим более 5 процентов. Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации - меньше 10 процентов.

Причин здесь много. Так, у нас практически не было эффективных экономических стимулов к внедрению инноваций.

Отсутствовала здоровая конкурентная среда, которая подталкивает предприятия к обновлению. В зачаточном состоянии находилась национальная инновационная инфраструктура. Сказывался и дефицит «длинных денег» под инновационные проекты.

Число инновационных компаний, безусловно, должно расти. Любой результат, который позволит укрепить позиции России на рынках инновационной продукции и услуг, - уже оправдает наши усилия.

В ближайшее время Правительство внесет в Государственную Думу пакет налоговых законопроектов по стимулированию инноваций.

Среди основных нововведений назову освобождение нового энергоэффективного оборудования от налога на имущество предприятий сроком на 3 года.

Также планируется уточнить порядок учета расходов на НИОКР и механизмы начисления амортизации. Дать возможность малым внедренческим предприятиям, созданным вузами и научными центрами, беспрепятственно переходить на упрощенную систему налогообложения.

И самое главное - будут приняты решения по компенсации роста фискальной нагрузки на фонд оплаты труда для компаний, занятых в сфере информационных технологий, для резидентов технико-внедренческих зон и средств массовой информации. Для них - ставка страховых взносов будет повышаться не сразу, а плавно в течение переходного периода.

Мы также ориентируем налоговую службу на принципиальные изменения во взаимодействии с налогоплательщиками. Нужно помогать бизнесу грамотно использовать предоставленные возможности, а не преследовать за несущественные ошибки.
Но, разумеется, стимулирование инноваций не ограничивается выстраиванием «дружественной» налоговой системы.

Не менее важны изменения в таможенном администрировании, которое не должно создавать препятствий для импортеров и экспортеров продукции с высокой добавленной стоимостью.

Также мы будем постепенно подталкивать бизнес к внедрению новых технологий, ужесточая нормы технического регулирования, вводя современные стандарты экологической безопасности и энергосбережения.

Вопрос: В настоящее время законодательно не определено, что следует понимать под инновацией, инновационным бизнесом и инновационной деятельностью. В то же время существует масса различных толкований этих понятий. А какое определение дали бы Вы?

В.В.Путин: Вряд ли стоит придумывать собственное определение, когда есть общепризнанное понимание этих терминов. Во всем мире инновации - это внедрение нового усовершенствованного продукта, товара или услуги. И ключевое слово здесь - именно «внедрение».

Отсюда одна из наших основных задач - создавать условия для превращения знаний и технологий в продукт, востребованный экономикой, социальной сферой, конкретными людьми.

Для этого и был создан широкий спектр институтов развития - от особых экономических зон до Инвестиционного фонда. Наша задача - открыть дорогу для массового внедрения инноваций во все сферы жизни: в систему управления, в производство, в социальную сферу. Россия должна стать восприимчивой к инновациям. В этом - вопрос нашего будущего, наших позиций и конкурентоспособности в мире завтрашнего дня.

Вопрос: Какова общая идея развития государства, к чему должен стремиться каждый: и чиновник, и бизнесмен, и наемный сотрудник, и просто гражданин Российской Федерации, к какому типу экономики должна прийти Россия?

В.В.Путин: Думаю, у нас всех общая цель - жить в государстве с большими возможностями и высокими социальными стандартами. Все мы хотим по праву гордиться своей страной.

Считаю, что ключ к решению этой задачи - это ответственность. Каждый из нас призван нести ответственность - за свой дом, двор, работу или бизнес, за состоянии дел в регионе и стране в целом. Люди должны взять свою судьбу в свои руки. Выбирать ответственную власть.

Со своей стороны, государство будет последовательно расширять пространство для личной инициативы. И в сфере предпринимательской деятельности, и в реализации различных социальных и гуманитарных проектов.

Ведь ответственность не возникнет там, где ей нет места.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости