Артемьев Игорь Юрьевич родился в 1961 году в Ленинграде. Имеет два высших образования, одно из них юридическое. Автор 43 научных статей и изобретений, 6 монографий по вопросам бюджета и экономики. Кандидат наук. Заслуженный экономист России. В политике с 1989 года. В 1992 году избран депутатом Ленсовета, председателем комиссии по экологии и городскому хозяйству. С 1994 года - председатель комиссии по городскому хозяйству, председатель комитета по бюджету Законодательного Собрания Петербурга. В 1996 году назначен первым вице-губернатором и председателем Комитета финансов Администрации Петербурга. С 1999 года - руководитель Фонда экономических и политических исследований «ЭПИЦентр - Санкт-Петербург». В декабре 1999 года стал депутатом Государственной Думы РФ третьего созыва. Заместитель председателя фракции «ЯБЛОКО», заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам. В марте 2004 года был назначен руководителем Федеральной антимонопольной службы России.
ОПОРА-КРЕДИТ: Игорь Юрьевич, как отразился кризис на состоянии конкурентной среды в России? Возросла ли в кризис роль ФАС?
Игорь Артемьев: Во время кризиса традиционно усиливается государственное влияние на экономику, а избирательное предоставление госпреференций отдельным компаниям негативно сказывается на ситуации с конкуренций. Как антимонопольное ведомство мы старались исключить произвольное предоставление преференций, создать конкурентную модель господдержки. Например, по программе льготного автокредитования. Первоначальным критериям допуска к этой программе соответствовали только 7 банков. После нашего обращения в Правительство РФ вышло Постановление от 29.11.2009 № 855, по которому право на получение субсидии получил любой банк, обратившийся в период в Минпромторг России с заявлением о намерении получать субсидии. Тогда об участии в программе льготного автокредитования заявило 94 банка. Сейчас действие программы продлено на 2010 год, и по состоянию на 1 марта 2010 года в этой программе участвует 104 банка. Со своей стороны во время кризиса мы применяли укороченные сроки рассмотрения ходатайств и уведомлений по сделкам экономической концентрации – на товарных рынках 30 дней, а на финансовых - 5 дней вместо 90.
ОПОРА-КРЕДИТ: Какие отрасли экономики Вы назвали бы в нынешних рыночных условиях наиболее проблемными с точки зрения состояния конкурентной среды?
Игорь Артемьев: Рынок нефтепродуктов, фармацевтический и частично продовольственный рынок, а также химическая отрасль.
ОПОРА-КРЕДИТ: Россия почти год живет по новому антимонопольному законодательству после принятия «второго антимонопольного пакета» законов. Можете Вы подвести некоторые итоги этого года? Насколько помог «второй пакет» развитию в стране свободного предпринимательства?
Игорь Артемьев: Практика применения положений т.н. «второго антимонопольного пакета законов» еще формируется. Однако уже сейчас можно отметить позитивные изменения. При определении монопольно высокой цены товара мы стали использовать как затратный метод исследования, так и сравнение с ценой, установленной в условиях конкуренции на сопоставимом рынке. Это дает компаниям определенные гарантии, защиту от нас. Мы уточнили круг лиц, входящих в одну группу и действующих в одном экономическом интересе, определили параметры правил недискриминационного доступа к товарам и услугам естественных монополий. У нас появилась возможность применять меры антимонопольного реагирования даже к тем компаниям, которые не занимают долю на рынке более 35%, но тем не менее доминируют на нем, могут оказывать решающее воздействие на рынок. ФАС теперь вправе обжаловать в суде акты законодательных органов субъектов РФ, предусматривающие необоснованное предоставление преференций, и мы начали этим правом пользоваться. Благодаря изменениям в антимонопольном законодательстве нам удалось выиграть делу в Высшем арбитражном суде против нефтяной компании ТНК – BP. Для нас это историческое дело. Решение ВАС заставит задуматься нефтяные компании о том, стоит ли впредь монопольно повышать цены на бензин. Мы надеемся, что это позволит сдержать, а может и снизить, цены на нефтепродукты в России.
ОПОРА-КРЕДИТ: Не требуется ли в развитие «второго пакета» разработка «третьего антимонопольного пакета» законов? Каковы основные планы Вашего ведомства на оставшуюся часть 2010 года в сфере поддержки предпринимательства?
Игорь Артемьев: Мы активно работаем над созданием «третьего антимонопольного пакета». Можно сказать, что он будет более либеральным, чем первые два. Например, мы предлагаем сократить перечень оснований, по которым лица объединяются в группу, исключить санкции за заключение соглашений внутри одной группы лиц, уточнить понятие координации экономической деятельности. В законопроекте устанавливаются дополнительные критерии, которые должны быть включены в правила недискриминационного доступа на рынки, а также к товарам/услугам естественных монополий. Они направлены на повышение уровня доступности информации для потребителей, определение условий доступа к товарам и услугам естественных монополий, применение типовых договоров. Мы считаем, что нужно уточнить перечень финансовых услуг, в отношении которых органам власти и субъектам естественных монополий необходимо проводить торги по отбору финансовых организаций. Законопроект уточняет цели предоставления государственных и муниципальных преференций – они могут быть предоставлены малому и среднему бизнесу, деятельность которого соответствует направлениям поддержки, определенным в федеральных, региональных или муниципальных программах поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом в состав государственных преференций включается предоставление государственных гарантий. Наконец, вносятся поправки в 178-у статью Уголовного Кодекса: они исключают применение уголовного наказания за согласованные действия. Поправки в КоАП вводят фиксированные штрафы за злоупотреблением доминирующим положением по делам, не связанным с ограничением конкуренции, вместо «оборотных».
ОПОРА-КРЕДИТ: В прошлом году Ваше ведомство получило новые полномочия - проводить анализ платных услуг, оказываемых госорганами на предмет избыточных полномочий и коррупционной составляющей. Можете ли Вы подвести итог этой кампании за 2009 год и первые месяцы 2010 года?
Игорь Артемьев: В декабре 2009 года вышло Постановление Правительства РФ № 984, по которому при предоставлении федеральными органами исполнительной власти государственных услуг запрещается требовать от граждан и организаций обращения за оказанием платных услуг, не включённых в перечень, утверждённый этим Постановлением. С целью предотвращения необоснованного препятствования осуществлению предпринимательской деятельности мы сейчас проводим опрос предпринимателей по фактам незаконного взимания платы при обращении в государственные органы за получением различного рода разрешительных документов. В случае обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства мы будем возбуждать дело по 15-й статье (необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозсубъектов). Пока анализ заявлений предпринимателей не завершен.
ОПОРА-КРЕДИТ: В конце 2009 года был принят закон о торговле, ограничивающий антиконкурентную деятельность торговых сетей. По Вашим данным, насколько данная мера поддержала малый и средний бизнес?
Игорь Артемьев: Закон в целом направлен на поддержку малого и среднего бизнеса. Он запрещает осуществление определенных дискриминационных практик со стороны крупных сетей в отношении поставщиков продукции, в том числе и в отношении малого бизнеса. При этом в законе есть инфраструктурная мера, которая прямо направлена на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса. Речь идет об ограничении доли торговой сети 25% в границах муниципалитетов. Это реальный шанс для развития предприятий малого бизнеса в торговле.
ОПОРА-КРЕДИТ: Как складывается ситуация с доступом малого бизнеса к госзаказу? В 2010 году предпринимает ли Ваше ведомство дополнительные меры для облегчения доступа малых предприятий к участию в госзаказе?
Игорь Артемьев: Основные надежды с поддержкой малого бизнеса связаны с введением электронных аукционов для федеральных органов власти, а с января 2011 года и для региональных и муниципальных властей. Это реальная возможность малого и среднего бизнеса получить доступ к государственным и муниципальным заказам. А для нас это действенный способ борьбы со сговорами на торгах.
ОПОРА-КРЕДИТ: С января 2010 года в ФАС действует общественная приемная. Насколько активно обращаются предприниматели?
Игорь Артемьев: Общее число обращений, принятых сотрудниками Общественной приемной с января 2010 года, уже превысило 3500. Кроме того, прием по записи ведут специалисты профильных отраслевых управлений ФАС. Чаще всего предприниматели и граждане записываются на прием к специалистам управления контроля госзаказа, электроэнергетики и ЖКХ.
ОПОРА-КРЕДИТ: Расскажите, пожалуйста, про ситуацию с конкуренцией на региональных рынках. В каких регионах она лучше, в каких – хуже?
Игорь Артемьев: Сейчас все субъекты РФ при поддержке Минэкономики и ФАС разрабатывают региональные программы развития конкуренции, к 1 июня они должны завершить эту работу. Наши территориальные органы активно участвуют в этом процессе и дают свое видение состояния конкуренции и предлагают меры по развитию конкуренции в регионе. Кроме того, отмечу, что сейчас мы совместно с Минэкономики разрабатываем рейтинг состояния конкуренции в регионах. Предполагается, к концу года методика оценки будет запущена, и тогда мы сможем построить рейтинг регионов с точки зрения развития конкуренции. Сейчас же любые оценки будут носить субъективный характер.
ОПОРА-КРЕДИТ: В одном из интервью Вы назвали нынешнюю экономическую модель России «слабой». Способен ли малый бизнес укрепить эту модель, сделать ее более устойчивой к будущим финансовым кризисам?
Игорь Артемьев: Действительно, малый бизнес способен придать устойчивость российской экономике. Он способствует диверсификации экономики, развитию новых отраслей. Малый бизнес смело можно назвать инкубатором инноваций.
ОПОРА-КРЕДИТ: В каком направлении сейчас движется развитие системы антимонопольных органов в России? На примеры каких стран Вы ориентируетесь? Если сравнивать антимонопольную деятельность в России и за рубежом, какие плюсы и минусы Вы бы выделили?
Игорь Артемьев: Мы активно изучаем и внедряем опыт передовых стран, например, ЕС и США. Один из основных наших приоритетов – борьба с картелями, введение уголовной ответственности за участие в картельном сговоре. Что касается российских особенностей антимонопольного регулирования, то тут стоит отметить, что набор осуществляемых нами функций значительно шире, чем у других антимонопольных ведомств. И контроль над госзаказом, и контроль за торговыми сетями, и мероприятия в рамках административной реформы – все они содействуют общей цели – развитию конкуренции в России. Это плюс. Минусы связаны с процедурной сложностью применения антимонопольного законодательства. У рассмотрения антимонопольного дела одна процедура, процедура привлечения к административной другая, привлечение к уголовной ответственности – третья. Такая множественность процедур – наше слабое место. Все эти процедуры нужно попытаться унифицировать.
ОПОРА-КРЕДИТ: В России начинается очередная административная реформа. Не могли бы Вы рассказать подробнее, в чем она заключается, каков ожидаемый итог, и как она затронет Ваше ведомство?
Игорь Артемьев: Всеобъемлющий контроль бизнеса со стороны государства неэффективен. Поэтому правительство и приняло решение начать административную реформу. Ее цель – снижение административного давления на бизнес, снятие административных барьеров с одновременным повышением ответственности самого бизнеса так, чтобы потребитель не пострадал. Я руковожу рабочей группой Правительственной комиссии по проведению административной реформы, возглавляемой заместителем председателя Правительства - руководителем аппарата Сергеем Собяниным. В рамках этой группы мы проанализировали ситуацию с избыточными функциями органов власти в области сельского хозяйства, строительства, завершаем анализ ситуации в сфере образования и здравоохранения. Наши рекомендации мы направляем в Правительственную комиссию, которая и принимает решения. Мы рассчитываем избавить рынки от лишнего контроля со стороны органов власти всех уровней, исключить случаи проверки одних и тех же требований разными контролирующими структурами, а также установление исчерпывающего перечня оснований для начала процедур контроля и надзора и их прекращения.
ОПОРА-КРЕДИТ: Сейчас говорится много правильных слов о малом бизнесе, принимаются правильные законы в поддержку малого бизнеса. И, тем не менее, у Вас не возникает ощущения, что ничего не происходит? Когда, на Ваш взгляд, эти слова и действия достигнут критической массы, чтобы мы могли говорить о свободном предпринимательстве в России? Через сколько лет?
Игорь Артемьев: На мой взгляд, в последнее время разрабатывалось и принималось большое количество законодательных актов, способствующих защите и развитию малого бизнеса. Но чтобы малый бизнес почувствовал пользу от изменений, нужно решить проблему доступа малого бизнеса к правосудию и проблему исполняемости судебных решений в отношении чиновников и недобросовестных конкурентов.
Источник: http://www.opora-credit.ru/news/hot/detail.php?ID=16836