Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Юрий Симачев, заместитель директора ОАО «Межрегиональный аналитический центр»: Переход к дефицитному бюджету – очень болезненный процесс. Часть вторая

Беседуя с Юрием Симачевым о вопросах, связанных с рассмотрением бюджета на 2010 – 2012 годы, мы прервались в тот момент, когда речь зашла о готовящемся повышении целого ряда ввозных пошлин. С этого вопроса мы и продолжаем беседу.

- Юрий Вячеславович, не кажется ли Вам, что у нас сегодня нет последовательной и заранее просчитанной политики, касающейся таможенных пошлин?

- Если говорить о таможенных пошлинах, то у меня есть ощущение, что в данном вопросе политика правительства была достаточно непоследовательной и до кризиса. Я имею в виду создание при помощи таможенных пошлин специальных условий для осуществления ряда крупных проектов. Здесь же надо назвать введение временных пошлин в качестве защитных мер.
При этом не было четких объяснений, при каких условиях и в течение какого времени эти пошлины будут сохраняться, будут ли они увеличиваться или уменьшаться. То есть была непрозрачна сама последовательность действий: насколько это изменение таможенных пошлин является адекватным, свободным от лоббирования и к каким приводит результатам (там очень тонкая грань и могут периодически приниматься регулярные решения). А ведь гражданскому обществу хотелось бы знать, что там лежит на чаше весов, что стало в какой-то момент перевешивать.
С одной стороны, да, - условия конкуренции, условия в плане разумных цен для потребителя, возможность для него приобрести продукцию высокого качества. С той же стороны – условия, позволяющие нашим компаниям развивать производство, повышать производительность труда, внедрять инновации. Но есть и другая сторона. И с этой стороны – проблемы ценовой конкуренции на рынке, проблемы поддержки отечественных производителей, проблемы отдельных территорий, где расположены такие производства. И все эти проблемы, естественно, удерживаются в равновесии, в том числе с помощью таможенных пошлин.
Это – нормальное положение вещей. Но я сказал бы, что у нас, к сожалению, недостаточно прозрачности в действиях государства. А она необходима. Самое же главное – многие вещи, которые заявлялись как вещи структурные, направленные на дальнейшую модернизацию экономики, сейчас все больше начинают приобретать оттенок, связанный с получением дополнительных доходов для бюджета.
Так, к сожалению, когда речь заходит о приватизации государственных предприятий, пакетов акций, находящихся в государственной собственности, все чаще мы слышим комментарии, смысл которых в том, что очень важно делать это масштабно, чтобы были существенные поступления в бюджет. А ведь начиналось все это с других позиций. Начиналось с заявлений, что необходимо разгосударствление экономики, что нужно привлечение иностранных инвесторов, что требуется развитие конкуренции в ряде отраслей. А сейчас, как мне кажется, исходя из целого ряда заявлений и комментариев, постепенно начинает выходить на первый план старая линия: приватизация должна стать важнейшим источником дополнительных средств в бюджет. А это меняет основное направление процесса, поскольку дает возможность для альтернативных решений и по способам приватизации, и по подходам к тому, что именно надо приватизировать.

- Но, если вернуться к таможенным пошлинам: Вот, как только было объявлено, что мы поднимем на 15% пошлины на молочные продукты.
Тут же выступил с комментариями председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко, который сказал: «Это важное решение для отечественных производителей, которым приходилось конкурировать с дотационной импортной продукцией, поступающей на российский рынок по демпинговым ценам». При этом он выразил уверенность, что повышение пошлин не повлияет на конечную цену для потребителей. А если что — поможет Республика Беларусь, импортные пошлины для нее не действуют. Договоренность на этот счет достигнута между министрами сельского хозяйства России и Белоруссии.
Однако вслед за его выступлением сначала пошли комментарии о росте цен на внутреннем рынке на 5%. А затем выступил ряд экспертов, по мнению которых, с повышением пошлин цены подрастут. Причем не только на импортные молочные продукты, но и на отечественные. «По году можно ожидать роста цен на молоко порядка 20%, а с новыми пошлинами — в пределах 25% к уровню конца 2009 года, — полагает аналитик «Атона» Иван Николаев. Не стоит забывать, что в 2009 году цены на молоко оказалось самыми низкими за последние 15 лет.
Чьи же интересы защищает в таком случае государство?

- Видите ли, с молочным производством у нас всегда были существенные проблемы. У нас есть разные производители, с разной рентабельностью. Но у меня ощущение, что в нашем сельском хозяйстве в последнее время происходили существенные позитивные сдвиги. Формируется довольно много современных компаний, компаний с современными технологиями, которые обеспечивают производство современных продуктов.
И все-таки мне кажется, что поддерживать сельское хозяйство нужно не столько через таможенные пошлины, сколько через льготное кредитование, через соответствующие программы поддержки передовых производств.

- Да, ведь таможенная пошлина дает только конкурентные преимущества перед зарубежными производителями, и больше ничего.

- Я не могу профессионально комментировать молочную отрасль, поскольку не знаю всех нюансов, существующих там. Но скажем честно: все производители, прежде всего, бьются за то, чтобы рынок, на котором они работают, был более защищенным. Но это, как правило, приводит к снижению мотивации в развитии собственного производства. А перегнуть палку во введении протекционистских мер очень легко: там такие зыбкие и такие тонкие границы. Конечно, если взять и обнулить пошлины, не помогая при этом собственному сельскому хозяйству, его можно и убить. Но здесь все – вопрос акцентов: перекос в любую сторону к добру не приводит.
Мне кажется, что вопрос таможенных пошлин должен рассматриваться так, чтобы сохранялась безусловная конкуренция с западными производителями. Но все же нужен контроль за конечными ценами и при этом нашим производителям нужно помогать, причем не в плане текущего кредитования, а в плане кредитования инвестиционных проектов, проектов, связанных с модернизацией производства. И здесь необходимы разнообразные подходы, прежде всего, привлечение иностранных инвесторов, поскольку российский рынок может быть для них интересен. К тому же наше сельское хозяйство уже продемонстрировало свой неплохой экспортный потенциал, так что можно заниматься поддержкой именно экспортных направлений.

Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости