Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Российские инновации для вашей улыбки

 

Бизнес-процессы надо организовывать таким образом, чтобы не вылавливать брак в конце производства, а построить такую цепочку, которая бы не позволяла создавать, передавать и производить брак, уверен Евгений Демин, руководитель компании по производству инновационных продуктов для ухода за полостью рта SPLAT.

ОПОРА-КРЕДИТ: Принципы работы вашей компании напоминают мне те, которыми руководствуется Apple: клиентоориентированность, пристальное внимание к дизайну, творческий подход, перфекционизм в вопросах качества. Как вы считаете, те компании, которые сейчас достигают успеха, все работают по такой схеме?

Евгений Демин: Во-первых, спасибо за столь лестное сравнение: Apple является замечательным примером открытости, креативной атмосферы и динамики внутри компании. Однако если говорить об успешных компаниях, то ситуация немного сложнее. Пока что традиционных компаний намного больше. Они ведут свой бизнес, фокусируясь на модели дифференциации по издержкам, то есть производят такой же продукт, как и другие, но делают это чуть быстрее или дешевле. Тех компаний, которые исповедуют подход тотального качества и тотального маркетинга, к которым мы себя причисляем, пока немного. Но они начинают качественно менять среду, задавать новые стандарты поставщикам, покупателям, и в целом менять ситуацию в лучшую сторону.

ОПОРА-КРЕДИТ: В чем это выражается на повседневном уровне?

Евгений Демин: Мы стараемся создать в компании особую атмосферу, при которой сотрудники понимают, что каждый важен, что мы все звенья одной цепи, и если одно звено порвется – все перестанет работать. Для этого мы организуем офис по принципу открытого пространства, общих зон. Мы очень много времени проводим на работе, и важно, чтобы люди чувствовали здоровую рабочую атмосферу. Если для сотрудника созданы комфортные условия работы, он больше внимания уделяет своему делу, спокойно включается в творческий процесс.

ОПОРА-КРЕДИТ: Приоритетом является творчество, а не стандартизация действий?

Евгений Демин: Стандартизация, безусловно, важна. Когда компания становится большой, важно, чтобы основные бизнес-процессы и проекты были оцифрованы, посчитаны, стандартизированы. Тем, что не посчитано, нельзя управлять. Однако стать бюрократической корпорацией для нас не самоцель. Наоборот, мы стремимся оставаться по духу такими же, как в самом начале. Делаем так, чтобы индекс счастья у людей в компании был на высоком уровне.

Чем сильнее мы становимся как компания, тем больше возможностей мы получаем, чтобы помочь другим, например, создаем лучшие условия для работы своим сотрудникам, запускаем социальные проекты, которые раньше не могли себе позволить. У нас 5 постоянных социальных проектов, в которых мы участвуем каждый месяц. Это постоянное реверсивное движение: чем больше мы получили, тем больше отдали. Наша позиция такова: если у нас есть возможность, а у других есть потребность, то почему бы им не помочь. Когда удовлетворены первоочередные нужды, и ты не думаешь о том, что тебе есть и что тебе носить, то все остальное становится излишним: две рубашки не оденешь, два обеда не съешь. Помощь другим объединяет людей внутри компании.

ОПОРА-КРЕДИТ: Вы транслируете свои внутренние принципы на деятельность Splat? Эта компания такая, потому что вы – такой?

Евгений Демин: Я думаю, это потому что мы все такие. В одиночку ничего нельзя добиться. Если человек не получает никакой ответной реакции и поддержки, то его дело постепенно угаснет, идеи иссякнут. Должен работать принцип взаимного “подтягивания”, когда собирается такая компания, которая подталкивает друг друга в направлении совершенства и творчества. Если организация поощряет или хотя бы не препятствует этому процессу, этот “бульон” варится сам по себе, и роль руководителя здесь не столь велика.

ОПОРА-КРЕДИТ: В начале существования компании все было не столь радужно?

Евгений Демин: Когда мы начинали, нам всем было года по 22, и мы недавно окончили институт. Было совершенно непонятно, что делать, в какую сторону развивать компанию, опыта и прикладных знаний у нас не было, экономика казалась чем-то неведомым, все, что мы делали, мы делали на ощупь. Но и тогда нас отличал особый открытый подход: мы занимались только тем, что нам нравилось. Только тогда мы не знали, как донести до покупателей то, что мы вложили всю нашу энергию и любовь в этот продукт. Пока мы не нашли способ, было тяжело, мы балансировали на грани выживания.

Мы зарабатывали ровно столько же, сколько тратили, порой случались ситуации, когда приходилось сидеть без света, с отключенным телефоном. Я считаю, что каждому в жизни стоит пережить такой момент, потому что это расширяет границы и включает некие резервные источники питания. Ты понимаешь, что в жизни нет никаких гарантий, и что никто тебе ничем не обязан. Пройдя через это, ты приобретаешь особый иммунитет и перестаешь чего-либо бояться. Оказавшись в такой же ситуации в следующий раз, ты помнишь, что однажды уже справился с ней и понимаешь: все, что мне нужно, есть у меня в голове и в руках, и у меня силы начать все сначала.

ОПОРА-КРЕДИТ: Чем была хороша самая первая зубная паста, за счет чего она выделялась на фоне других?

Евгений Демин: Она была по-честному очень хорошая: и по ощущениям, и по составу, и по качеству. При ее производстве мы не ставили никаких ограничений разработчикам, нам было просто интересно сделать что-то очень хорошее. По стоимости компонентов и материалов она раза в три отличалась от того, что тогда было на рынке. Затем мы произвели 4 необычные пасты, одна из которых, например, была черная. Они продавались в упаковках строгого дизайна, что тоже было очень необычно. В целом, мы сделали то, что понравилось 20 людям внутри компании, и надеялись, что это понравится кому-то еще.


ОПОРА-КРЕДИТ: Вы большое внимание уделяете дизайну. Чем необычен дизайн ваших продуктов?

Евгений Демин: Мне нравится многоплановый, объемный дизайн, то есть, если человек берет упаковку в руки, он сначала замечает одно, потом, присмотревшись, видит новые детали, интересные значки, дополнительную информацию. Покупатели понимают, что кто-то долго работал над этим, и это вызывает теплые чувства.

ОПОРА-КРЕДИТ: Был ли такой момент, когда вы поняли, что компания достигла успеха?

Евгений Демин: Был момент, когда мы осознали, что надо делать дальше, поняли, что качественные продукты могут быть коммерчески успешными, и что кому-то по-настоящему нравится наш продукт. Ведь, создавая продукт, мы выбираем того, кто будет его покупать, того, с кем нам будет интересно развиваться дальше. Нашими клиентами оказались современные, активные люди. Они начали писать в обратную связь, что-то советовать. В каком-то смысле, это были наши первые евангелисты, которые ценили дух и стиль компании.

ОПОРА-КРЕДИТ: Вы славитесь своим необычным подходом к рекламе: вы ее практически не используете. В чем причина этого?

Евгений Демин: Мы понимаем, что если удается сделать продукт, который нравится людям, он начинает говорить сам за себя, ведь люди склонны делиться важной и полезной информацией друг с другом. Наша задача заключалась в том, чтобы сделать продукт, превосходящий все ожидания, вызывающий удивление и теплые эмоции, о которых хотелось бы рассказать. В самом начале у нас с просто не было денег на рекламу, затем, набираясь опыта, мы заметили, что продажи и количество рекламы не связаны между собой. Реклама – это всего лишь информация о продукте и бренде, но намного более важно то, чтобы сам продукт понравился покупателю. Все начинается с самого продукта. Таким образом, есть два подхода. Можно сделать обычный продукт, не вызывающий никаких эмоций у человека, но потратить на его раскрутку много денег. А можно взять эти деньги и вложить их в продукт, чтобы он стал удивительным продуктом. Мы пошли по второму пути.

ОПОРА-КРЕДИТ: У необычного продукта, вероятно, ограниченная целевая аудитория. Вас это не пугает?

Евгений Демин: Мы не ставим себе задачу стать крупной компанией. Нам более интересно быть самой любимой компанией для своего круга покупателей. Мы не хотим навязывать свои стандарты абсолютно всем, наоборот, мы выступаем за свободу выбора. Чтобы компания развивалась, необходимо четко понимать, что вы можете получить от конкретного рынка, а дальше нужно либо искать другие рынки, либо выходить в иные товарные категории, чем мы сейчас и занимаемся.

ОПОРА-КРЕДИТ: Вы занимаетесь инновациями в массовом секторе. Как вам кажется, легко ли приживаются инновации в России?

Евгений Демин: Раньше я считал, что людям нравится меняться, но сейчас я в этом не уверен. Конечно, мы принимаем новые продукты и услуги, но любое изменение до сих пор воспринимается нами, как стресс. К новому продукту необходимо привыкнуть, научиться им пользоваться, отвыкнуть от старого формата потребления. Не важно, в какой области происходит инновация, в области космоса или товаров общего пользования, это всегда связано с преодолением человеческих стереотипов.

На мой взгляд, инновации должны быть осмысленными, то есть быть не просто изменениями, а улучшениями. В этом смысле, мне очень нравится слоган компании Philips: “разумно и просто”, без избыточности функций. Обычному человеку нужно, чтобы устройство было более удобным, быстрым и по возможности более дешевым, чем раньше. Задача нашей компании идти по пути таких инноваций, которые можно использовать в повседневной жизни.

ОПОРА-КРЕДИТ: Много ли ваша компания тратит на инновационные исследования?

Евгений Демин: Здесь главный вопрос не в деньгах, а в доступе к информации и новым технологиям, отсутствии соответствующих знаний в России. Большинство потребительских товаров, представленных на нашем рынке, импортного производства. Российские компании занимают, как правило, низкий ценовой сегмент, и об инновациях здесь говорить не приходится, поэтому ни перенимать опыт, ни вести совместные разработки особо не с кем. Нам приходится контактировать с иностранными институтами и специалистами. У наших разработчиков не менее 6 командировок в год. Наша задача – быть там, где собирается мировой научный авангард, потому что развитие может происходить только тогда, когда два равных по силе специалиста в научном споре развивают друг друга и, конкурируя, создают нечто новое.

ОПОРА-КРЕДИТ: Вы много работаете с Японией. Чем вам близка эта страна?

Евгений Демин: Япония мне нравится в силу своего мягкого, но в тоже время тотального перфекционизма. Эта страна стала настолько комфортной для жизни благодаря стремлению японцев каждый день делать что-то чуточку лучше, чем вчера. В нашей работе мы используем японские системы качества кайдзен и канбан, принципы менеджемента, которые основаны на постоянном улучшении. Мне импонирует основная идея японского подхода: не вылавливать брак в конце производства, а построить такую цепочку, которая бы не позволяла создавать, передавать и производить брак. Тогда работа становится легче, осмысленней, эффективней. В жизни мы так же делаем множество избыточных вещей, когда можно было бы, отделив все лишнее, оставить только то, что представляет истинную ценность.

ОПОРА-КРЕДИТ: Кажется, у вас нет ощущения, что бизнес – это жестокое дело?

Евгений Демин: Мы исповедуем стратегию голубого океана. Есть место, где акулы дерутся за добычу, и вода там красная от крови, но можно отойти в сторону и найти свободную нишу, голубой океан. Компания может сама создать себе рынок, задать новые правила игры на нем и не заниматься смертельными поединками. При запуске нового бизнеса или проекта, очень важно понимать, в чем ваше отличие от коллег по цеху, нужны ли вы покупателям или нет, и, если завтра вы пропадете, вспомнит ли кто-нибудь о нас. Что в вашей компании уникального, и за что вас может любить покупатель?

ОПОРА-КРЕДИТ: Какие советы вы могли бы дать начинающим предпринимателям?

Евгений Демин: Во-первых, крайне важно делать только то, что вам нравится. Никогда не занимайтесь чем-то только ради денег, потому что это абсолютно тупиковый путь. Если сам не испытываешь страсти к тому, чем ты хочешь заняться, если ты к нему равнодушен, то те, для кого ты это делаешь, обязательно это почувствуют. Дело должно вызывать мощные эмоции у самого предпринимателя, тогда он будет инвестировать в него не деньги, а собственную энергию, силы, время, и это усилие будет концентрироваться в продукте.

Очень важно иметь четкое виденье, понимание того, чего вы хотите добиться, а так же иметь волю для того, чтобы ваше желание воплотить в реальность. Никто не будет помогать, сотня человек скажут вам, что в вашей идее нет смысла, сотня других вам откажут, но, если вы убеждены, что идея стоящая, то должны быть настойчивым и добиться своего.


Источник: Международный обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Наталья Прокина

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости