Мы продолжаем беседу с Юрием Вячеславовичем Симачевым о проблемах модернизации российской экономики.
- Юрий Вячеславович, безусловно, развитие научно-производственного партнерства необходимо. Но темпы его, по-моему, должны быть иными.
- Конечно, по многим направлениям продвижение вперед не такое значительное, как хотелось бы. И здесь я лично вижу принципиальную проблему: перегруженность нашей административной системы множеством текущих поручений. Откровенная, как мне кажется, перегруженность. И очень серьезная проблема, связанная с тем, что сейчас еще сложнее становится пробивать какие-то новые разумные инициативы. При этом, абсолютно понятно, почему так получается. Дело в том, что (я где-то уже об этом говорил) Минфин, на самом деле, отчетливо понимает, что любая новая инициатива – это обязательно дополнительные расходы из бюджета.
- А как еще может быть? И, разумеется, это обязаны понимать в Минфине.
- В том-то и дело. И вот это предложение новых инициатив, как правило, не сочетается с предложением сократить ресурсы по каким-то плохим, медленно идущим инициативам. Нет такого сочетания: у нас есть ряд инициатив, которые хорошо пошли, давайте перебросим средства на них. А по ряду инициатив, без каких-то претензий к персоналиям (ошиблись ли они, не соответствует ли это сегодняшнему состоянию экономики, ко времени ли эта инициатива не пришлась, и ей нужно заняться позже), давайте ресурсы отсюда частично заберем. Вот этого не происходит.
А в результате действует четкий рефлекс: если кто-то предлагает новую инициативу – это однозначно дополнительные расходы бюджетных средств. И поэтому любая новая инициатива проходит очень плохо. Ведь для того, чтобы старую инициативу придавить, это – всегда конфликт, всегда проблема. Тем не менее, это нужно научиться делать, это необходимо и неизбежно. У нас из-за этого и хорошие инициативы плохо масштабируются. И приходится по ним в некоторых случаях демонстрировать слишком многообещающие планы и целевые показатели, которые не будут потом выполняться.
- Заранее понятно, что они не будут выполнены, зато под них больше денег дадут. Это известно еще советских времен.
- В том-то и дело: ведь иначе денег могут не дать вообще.
А это ведь сразу создает дополнительные барьеры для развития независимой экспертизы. При и этом перенос средств, и масштабирование хороших практик возможны только при достаточно развитой независимой экспертизе.
И такая чистка необходима во всем: и применительно к настройке институтов развития, и применительно к федеральным целевым программам. Есть направления, критически важные для инновационного развития, но направления очень сложные и медленно идущие. Это те же закупки для государственных нужд, дорожное строительство, медицина, электронное правительство – те направления, которые измеримы и ощущаются населением. То, что связано с модернизацией публичного сектора. Здесь государство как раз может принимать на себя риски, связанные с выбором направления модернизации, хотя бы из-за того, что это – публичный сектор. И второе – он во многих своих проявлениях очень отсталый. Поэтому, если его хоть как-то модернизировать, то, все равно, будет лучше, чем то, что есть.
- А уж какой этот сектор коррупционно емкий.
- Согласен. Поэтому вопрос принципиально важный: ужесточение требований по качеству к тем услугам и к той продукции, которую приобретает государство в рамках госзакупок. И ужесточение этих требований должно быть не одномоментным. Бизнес должен четко понимать, что через два года будут введены вот такие требования, через четыре года – вот такие. Он должен иметь возможность сориентироваться, подготовиться, модернизировать определенным образом свою продукцию. При этом бизнес должен быть уверен, что отката от этих планов не будет. Ведь в случае отката проиграют те, кто вложил средства в соответствующую модернизацию и разработку новой продукции.
Я полагаю, что это направление, хоть и очень сложное, но принципиально важное в силу своего ресурса: там очень большой денежный ресурс. Это – принципиально важный элемент, называемый у нас «расширение аукционного сегмента в госзакупках». Просто расширять госзакупки при прежних требованиях, это только поддерживать недостаточно развитые компании.
Но у нас здесь, как всегда, возникают противоречия: достаточно длительное время покупки для государственных нужд, как мне кажется, рассматривались не как инструмент стимулирования модернизации и инновационного развития, а как инструмент обеспечения социальной стабильности, обеспечения сбалансированности в региональном развитии. Конечно, это тоже достаточно серьезные цели. Но надо понять, чего мы хотим: поддержать какие-либо социально значимые предприятия или создать предпосылки для модернизации определенных секторов экономики. Это – вещи разные.
Разумеется, если мы хотим решить задачу создания предпосылки для модернизации, нам нужно очень четко продумывать и прописывать все процедуры. И они должны вводиться постепенно, через определенные сроки. Но необходимо, чтобы значительная часть предприятий могла на это ориентироваться, чтобы эти предприятия смогли модернизироваться.
А самое главное – какой инструментарий будет предложен тем предприятиям, которые не смогут этого сделать. Ведь, все равно, необходимо решать и социальные проблемы, которые в этом случае возникнут. Особенно если речь пойдет о моногородах. Но без решения этих проблем двигаться дальше невозможно.
Как показывают исследования той же Высшей школы экономики, на нашем рынке сосуществуют предприятия, принципиально различающиеся по своей эффективности, по производительности. То есть существуют как бы параллельные системы с разными уровнями требований. И многие не хотят понимать, что лучший путь поддержания конкурентоспособности – инновации. Многие рассчитывают, что они вполне могут найти какие-то иные пути остаться на плаву. Это совсем не полезно для экономики.
- Может быть, самое худшее, что такие пути есть?
- Ну, такие пути существуют всегда, причем во многих экономиках. Вопрос в том, что их нужно перекрывать, постепенно, но постоянно. При этом надо предлагать различные инструменты снятия социальных проблем. Нужно поддерживать людей, которых предприятия вынуждены увольнять. Нужно способствовать их переобучению, их переселению.
Вообще линия на модернизацию требует принципиального улучшения условий для создания новых бизнесов, их поддержки. И необходимы максимальные условия для привлечения инвестиций в новые бизнесы. Инвестиций как российских, так и зарубежных. Максимальное снятие административных барьеров при создании нового бизнеса. Поощрение тех регионов, которые достаточно успешно продвигаются к созданию среды для новых предприятий.
Ведь не секрет, что только с существующими предприятиями невозможно двигаться к новой экономике. Необходим существенный приток новых предприятий, и этот приток не может быть обеспечен только малыми фирмами. Должны формироваться сразу, с нуля средние фирмы. А это требует существенных инвестиций, существенной защищенности прав, хорошей инфраструктурной подготовки.
На самом деле, был во время кризиса осуществлен ряд неплохих мер, которые и восприняты были нормально. Хорошо было всеми воспринято снижение налоговой нагрузки, снижение налога на прибыль. Но еще более интересным мне показалось, что не меньшая группа предпринимателей также позитивно восприняла сокращение административных барьеров, принятие закона, ограничивающего проверки предпринимателей. И позитив в данном случае был связан не только с малым бизнесом, но и с крупным. Нынешние проверки очень обременительны.
Наконец, третье – создание условий для подключения к энергосетям.
Когда нет возможности снижать налоги, нужно акцентироваться на снижении барьеров.
Я раньше предполагал, что борьба с административными барьерами, как борьба с ветряными мельницами. Но, наверное, я был неправ. Те же ограничения, связанные с количеством проверок могут начать работать. Главное, чтобы эти направления не заматывались, а расширялись дальше. И, если даются какие-то льготы, необходимо внимательно наблюдать, как они работают: кто ими пользуется, кто и почему ими не пользуется, хотя мог бы, какие есть проблемы, связанные с администрированием.
Мы входим в период серьезных и активных экспериментов по нащупыванию инструментария, который необходим для инновационного развития. И все министерства и ведомства просто перегружены разработкой этих инструментов. Главная проблема – недостаток времени. Трудно проследить, как запустились эти инструменты, какие из них работают хорошо, какие нужно развивать в первую очередь.
И очень важно сформировать венчурные команды, которые занялись бы поиском и поддержкой в реализации инновационных проектов. Ведь нам сейчас необходим просто поток инновационных проектов.
Беседовал Владимир Володин