Количество бумаг на таможне должно сократиться вдвое. Фото: ИТАР-ТАСС |
В конце весенней сессии Госдума в первом чтении без проволочек приняла закон о таможенном регулировании. Сейчас его спешно собираются принимать во втором чтении. Почему такая спешка, как этот документ соотносится с новым Таможенным кодексом Таможенного союза, да и с российским Таможенным кодексом, какие последствия закон будет иметь для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД)? На все эти вопросы нам ответил заместитель директора сводного департамента анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России Андрей Точин.
- Андрей Владимирович, с 1 июля вступил в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, пока еще действует российский Таможенный кодекс, зачем нам понадобился третий элемент - новый закон о таможенном регулировании?
- Таможенный кодекс Таможенного союза существенно отличается от применявшегося в РФ Таможенного кодекса. Он отличается как терминологией, так и принципами регулирования отдельных таможенных инструментов. Поэтому нам необходимо принимать новый закон, который должен дополнить и установить правовое регулирование тех отношений, которые не урегулированы кодексом союзным.
С другой стороны, необходимо развить отсылочные положения, которые содержатся в союзном кодексе. Такой закон подготовлен и принят Госдумой в первом чтении в конце весенней сессии. Теперь должно пройти второе чтение, потом третье, потом рассмотрение в Совете Федерации и подписание президентом. Мы ставили задачу не фиксировать состояние текущего момента, а заложить необходимые механизмы развития таможенного регулирования и попытаться решить те проблемы, которые были выявлены в ходе применения российского таможенного законодательства.
- Какие это проблемы?
- Перечислю наиболее актуальные: довольно высокий административный барьер; высокие требования по количеству документов, возможность в любой момент потребовать тот или иной документ; определение сроков совершения таможенными органами тех или иных действий; некоторая размытость полномочий таможенных органов при таможенных операциях.
- Это касается документов, которые можно потребовать у участников ВЭД?
- Да. В результате, по оценкам крупнейших мировых организаций, которые так или иначе оценивают по разным параметрам уровень условий для инвестиционной деятельности, у нас достаточно низкие показатели по направлению таможенного администрирования. И они в последнее время стали несколько ниже по отношению к показателям наших партнеров по Таможенному союзу - Беларуси и Казахстану. И это не может не настораживать. Поэтому мы постарались максимально полно урегулировать взаимоотношения участника ВЭД, декларанта с таможней в самом законе. Задача ставилась также максимально сократить количество подзаконных актов, которые регулируют именно отношение и взаимные права и обязанности представителей таможенного органа и участников ВЭД.
Второе. Развитие определенных институтов, направленных в том числе на технологическое переоснащение, расширение возможностей использования нужных для развития экономики механизмов, которые в принципе были заложены и в пока действующий российский Таможенный кодекс. Это и институты переработки на таможенной территории, вне таможенной территории, режим временного ввоза. Есть задачи по облегчению и упрощению процедур экспорта изделий с высокой степенью переработки. Естественно, как любой документ, это результат определенного компромисса. Главная задача таможенных органов: контроль за товаропотоком в страну и из нее. Нельзя забывать и про фискальную часть - взимание таможенных платежей в тех размерах, которые установлены законодательством для наполнения федерального бюджета. Закон должен представлять собой, в комплексе с Таможенным кодексом Таможенного союза, некий компромисс: с одной стороны снижение административной нагрузки на бизнес, снижение административного барьера при экспортных и импортных операциях; с другой - не должен наносить ущерб задачам таможенных органов. В общем, достаточно сложная дилемма. Но плюсы уже имеются.
- Какие?
- Уже на уровне Таможенного кодекса ТС были сокращены сроки выпуска товаров таможенными органами. Если по российскому кодексу таможенные органы должны выпускать товар в течение трех дней от регистрации декларации, то по союзному кодексу - в среднем за полтора дня. При экспорте товаров, не облагаемых вывозными пошлинами, этот срок сокращен до четырех часов. Таможенный кодекс союза предусматривает возможность продления этих сроков до десяти дней. Наш законопроект содержит исчерпывающий перечень таких случаев. В первую очередь они связаны с наличием недостоверности декларирования, необходимостью проведения более углубленного таможенного контроля.
Кроме того, мы постарались максимально сократить количество документов, которые представляются в таможенные органы для оформления товаров. Сейчас на основе существующего российского кодекса может потребоваться вплоть до 25 документов. На основании же Таможенного кодекса союза - примерно 14, а при экспорте всего 7.
- Есть еще достаточно интересное нововведение - институт уполномоченного экономического оператора.
- Таким статусом будут наделяться лица, которые не имеют правонарушений в области таможенного дела. Они заключают соглашение с таможенным органом, устанавливающее технологии и порядок взаимодействия, и такое лицо получает право на определенные упрощения при проведении таможенного оформления. Причем союзный Таможенный кодекс предполагает две категории уполномоченных экономических операторов: общая категория, куда могут входить и торговые компании, а также специальная категория для производственных компаний, которые вывозят товары собственного производства, ввозят комплектующие, сырье, материалы для такого производства. Для них установлен разный уровень финансовых гарантий. Если для общей категории это миллион евро, то для производственников - 150 тысяч евро.
В законопроекте мы старались максимально точно описать процедуру предоставления тех упрощений, которыми может пользоваться уполномоченный оператор. Так, для производственников, уполномоченных экономических операторов предусмотрена возможность завершения доставки на площадях самого уполномоченного оператора.
- Что нового в разделе "Экономические таможенные процедуры"?
- В российском Таможенном кодексе предусмотрен таможенный режим временного ввоза товаров, и в его рамках невозможно оформить различные научные образцы. В первую очередь те, которые предназначены для испытаний с возможным разрушением, уничтожением. На уровне Таможенного кодекса ТС и нашего законопроекта мы предусмотрели возможность оформления таких образцов в процедуре временного ввоза - и возможность помещения уничтоженных образцов в ходе испытаний под таможенную процедуру уничтожения. Если сейчас за эти образцы товаров, научные образцы, необходимо было для проведения испытаний уплатить все таможенные пошлины и налоги, то в процедуре временного ввоза такой необходимости нет. Это существенное снижение финансового бремени.
- Есть новации по процедурам переработки. В принципе, существовали и в российском законодательстве так называемые институты эквивалентной замены при переработке. Что это такое?
- Сама процедура, например, переработки на таможенной территории предназначена для реализации договоров, когда иностранное лицо предоставляет сырье или комплектующие материалы, а российское предприятие производит из этих комплектующих товар для иностранного лица. Собственно таможенная процедура переработки является возможностью оптимизировать налогообложение при таких операциях. В процедуре переработки был предусмотрен институт эквивалентной замены. То есть, когда идет опережающая поставка, российский производитель создает конечный товар из своего сырья, а уже потом получает то сырье, которое поставляется на переработку. Такой инструмент достаточно эффективно применим при гарантийном ремонте. Допустим, необходимо достаточно быстро поставить новый автомобильный двигатель. Были определенные шероховатости в российском Таможенном кодексе, которые не позволяли эффективно применять институт эквивалентной замены. Мы постарались расширить возможности наших компаний-производителей по обслуживанию произведенного поставленного на экспорт оборудования. На эту же задачу направлены и те изменения, которые мы внесли в правила применения процедур переработки на таможенной территории. Возможность оформить разрешение на такую переработку до заключения внешнеторговой сделки - то есть до того, как будет достигнута договоренность с иностранным поставщиком о поставке сырья. Это привносит больше гибкости в выборе поставщиков и, соответственно, большие возможности в ценовой политике, сроках реализации.
- Отдельный блок поправок - взаимоотношение участников ВЭД с таможенными органами?
- В последнее время поступило достаточно много сигналов от различных компаний, ассоциаций, крупных объединений предпринимателей, таких как РСПП, ТПП, "ОПОРА России", "Деловая Россия", по поводу "перекоса" в расширенных правах таможенных органов по отношению к участникам ВЭД. Речь идет об организации таможенной инфраструктуры, какие категории товаров таможня вправе оформлять. Законопроект предусматривает, что решение этих вопросов останется за таможенной службой, но порядок установит правительство.
- Предусмотрены ли поправки в регулирование деятельности околотаможенного бизнеса?
- Речь идет о таможенных перевозчиках, складах временного хранения, таможенных складах, магазинах беспошлинной торговли. Существующие нормы дают возможность отозвать свидетельство, исключить из реестра за правонарушение в области таможенного дела. При этом тяжесть самого правонарушения может быть минимальна. Здесь по сути существует некий усмотренческий аспект. Исключение из реестра - лишение бизнеса, и это очень суровое наказание, теоретически оно может последовать даже за задержку отчетности на пару дней. Мы в законопроекте добавили критерий тяжести таких правонарушений. Установили сумму наложенных штрафов, которые могут привести и к исключению из реестров: в зависимости от специфики нарушений сумма совокупных за год штрафов составляет 250 тысяч или 500 тысяч рублей.
Кроме того, определены случаи, когда таможенные органы могут требовать предоставления отдельных документов при таможенном оформлении. Определены случаи, когда таможенные органы могут назначить место доставки товара иное, чем указано в транспортных документах.
- Введена интересная норма - критерии и оценки деятельности таможенных органов.
- Первым критерием поставлена скорость совершения таможенных операций, сокращение издержек заинтересованных при совершении таможенных операций. Следующий критерий - своевременность и полнота поступлений таможенных платежей. Третий - эффективность противодействий преступлениям и административным правонарушениям. Это базовые критерии, на основании которых правительство определит систему конкретных показателей для оценки деятельности таможенных органов.
Достаточно много было разговоров и жалоб, что союзный Таможенный кодекс установил более длительный срок для контроля товара по завершении всех таможенных формальностей после выпуска. Если в нынешнем российском кодексе этот срок составляет один год, то в Таможенном кодексе срок составляет три года, и национальным законодательством государственно-таможенного союза он может быть еще увеличен, но не более чем до пяти лет. Однако сегодня мы формируем единую таможенную территорию, появляются новые риски, которых мы не имели в рамках таможенных границ Российской Федерации. Поэтому продление срока постконтроля до трех лет не лишено логики. С другой стороны, понятны и пожелания бизнеса о меньшем сроке. В законопроекте зафиксирован минимальный допустимый кодексом срок постконтроля.