Внезапамятные "тучные времена" развитие лизинга в Алтайском крае в основном поддерживалось государственными инструментами. В первую очередь — краевым лизинговым фондом. Так, по данным Главного управления экономики и инвестиций, в 2008 году на приобретение техники и оборудования из этого фонда было выделено компаниям 497,7 млн. рублей. Причем 67% средств использовались на лизинг сельхозтехники. А еще было активное привлечение в край средств из федерального лизингового фонда: в том же году — 421 млн. рублей. Кроме того, лизинговые компании привлекали около 300 млн. рублей кредитных ресурсов.
Но затем наступил кризис, и планы многих лизинговых компаний были свернуты. О том, с какими ожиданиями рынок вышел из затяжной полосы спада, рассказывает президент краевой ассоциации "Алтай-Лизинг", генеральный директор компании "Лизинг-Инвест" Михаил Петров.
Прогнозы, к счастью, не оправдались
— Михаил Юрьевич, вы уже выступали в нашем издании около года назад. Тогда мы подводили итоги кризисного 2009 года. И вы рассказывали о том, что кризисное падение лизингового рынка в крае наблюдается незначительное, если сравнивать его с общероссийскими показателями. Означало ли это, что и восстановление рынка будет проходить быстрее и легче?
— Не совсем. Давайте начнем с того, что лизинговый рынок в Алтайском крае по ряду своих основных показателей действительно пострадал от экономических потрясений значительно в меньшей степени, нежели по России. По данным нашей ассоциации, в 2009 году темпы его падения были ниже, чем в целом по стране, — 16% против 43%. Кроме того, у нас в крае, что немаловажно, почти в два раза оказался ниже и уровень просроченной задолженности.
Но вот по поводу темпов роста картина получается иная. Сегодня федеральный лизинговый рынок восстанавливается быстрее. По отдельным сегментам темпы роста — до 40%. Лидером выступает транспортная отрасль. Таким образом, в этом сегменте рынок практически отыгрывает то, что он потерял в прошлом году. Конечно, это объясняется "эффектом низкой базы".
А что показывает региональная статистика? Она свидетельствует о том, что по итогам I полугодия темпы его прироста в Алтайском крае составили около 10% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). В III квартале спрос на лизинговые услуги со стороны сельского хозяйства и переработки усилился. Поэтому мы прогнозируем по итогам девяти месяцев текущего года 15%-ный рост.
Полностью рынок лизинга восстановится к середине 2011 года. Это довольно благоприятный выход из непростой рыночной ситуации, поскольку первоначально эксперты прогнозировали, что на восстановление уйдет два-три года.
— Какие факторы повлияли на ускорение этого процесса?
— В первую очередь, расширение и улучшение возможностей банковского кредитования. Второй фактор — внутренний. Он заключается в том, что лизинговые компании за период кризиса лучше "узнали" своих клиентов, научились более четко распознавать риски, тем самым они повысили свою эффективность. Третий фактор — это отложенный спрос со стороны клиентов.
Что касается нашего региона, то важным фактором, оказывающим влияние на состояние лизинга, стала его государственная поддержка. Причем как на федеральном, так и на краевом уровне. Администрация края продолжала поддерживать отрасль за счет субсидирования процентных ставок по привлекаемым кредитным ресурсам, на федеральном уровне успешно стартовала программа поддержки малого и среднего предпринимательства посредством лизинга, в рамках которой существенно были расширены источники финансирования лизинговой деятельности.
Еще одной отличительной особенностью регионального рынка является финансовая устойчивость его основных игроков. Отмечу, что за год кризиса массового ухода лизинговых компаний из края не произошло. Да, отдельные игроки приостанавливали свои операции на короткое время. Но, насколько мне известно, сегодня все они вернулись к активной работе. Кроме того, одним из позитивных факторов развития регионального рынка стало открытие филиала компании "Сбербанк Лизинг" в Барнауле. Эта компания — лидер в своей отрасли, и ее присутствие в регионе, безусловно, даст новый импульс в развитии лизинга в крае.
— Если говорить о размерах регионального лизингового рынка, как он примерно измеряется в денежном выражении?
— Я думаю, в этом году емкость регионального рынка составит около 1,5 млрд. рублей. Постепенно она будет увеличиваться.
Из сельской местности
— Что показывает структура заключаемых лизинговых сделок в крае? Как она видоизменяется?
— Здесь тоже есть интересные тенденции, на которые необходимо обратить внимание. В 2009 году в структуре новых сделок по сегментам рынка преобладающая роль принадлежала технике и оборудованию сельскохозяйственного назначения — 90%. Кроме того, в структуре новых сделок по субъектам бизнеса преобладали малые и средние предприятия (МСП) — 65%.
В 2010 году ситуация выглядит следующим образом. В структуре нового бизнеса по отраслям: 65% — на сельское хозяйство и переработку, 15,5% — на промышленность, 17% — на транспорт, 4,5% — на прочие отрасли. В структуре нового бизнеса по субъектам деятельности произошло увеличение доли предприятий малого и среднего бизнеса (МСП) — до 74%. Таким образом, говорить о снижении объемов нового бизнеса в крае сегодня абсолютно неактуально. Рынок растет, и в то же время структура клиентуры диверсифицируется за счет предприятий малого и среднего бизнеса.
— Эта тенденция характерна именно для нашего региона?
— В основном да. Структура лизинговых сделок в целом по стране показывает, что доля сельского хозяйства в них очень мала. Крупным федеральным игрокам больше интересен транспорт или промышленность. В Алтайском крае, на мой взгляд, наиболее интересными являются отрасли сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, потенциал развития которых очень высок.
— Как обстоит ситуация с просрочкой?
— Как я уже говорил, в крае уровень просроченной задолженности по итогам 2009 года был существенно ниже, чем в целом по России, — 3,9% против 5%. Этому способствовало несколько факторов. В первую очередь это, скажем так, фактор агропромышленного комплекса. Не секрет, что в первой половине 2009 года кризис в меньшей степени затронул именно данный сегмент рынка.
Второй фактор — господдержка. За счет программы субсидирования процентной ставки существенно удалось снизить нагрузку на лизингополучателей. И третий фактор — профессионализм сотрудников лизинговых компаний, они научились оценивать и управлять рисками своей деятельности.
В I полугодии текущего года показатель просроченной задолженности несколько увеличился (за счет сектора АПК), пик неплатежей был пройден в I квартале. Однако большая часть просроченной задолженности хорошо администрируется. Кроме того, ценовая политика, складывающаяся на продовольственном рынке, позволяет надеяться на улучшение расчетов до конца года. По моим предварительным оценкам, показатель просроченной задолженности в целом по краю может быть менее 3%.
По программе РосБР
— На каких условиях банки сегодня предоставляют финансовые ресурсы лизинговым компаниям? Это же серьезный фактор, влияющий на рынок.
— Согласен, серьезный. Банки сегодня заняли достаточно активную позицию по отношению к лизинговым компаниям — проблем с финансированием нет. Кроме того, существует тенденция снижения стоимости кредитных ресурсов, как вновь привлеченных, так и привлеченных в 2008–2009 годах. Причем увеличивается и срок кредитования — до пяти лет, а по программе "Российского банка развития" (РосБР) — до семи лет.
Что касается оптимальной цены привлечения банковских ресурсов, то здесь для нас ориентиром должна служить программа РосБР, который предоставляет ресурсы на пять лет под 7–7,5% годовых. Это очень комфортные условия. Причем РосБР реализует программу господдержки именно МСП. Если в 2009 году финансирование этой программы составило 30 млрд. рублей, то на этот год запланировано увеличить ее до 100 млрд. рублей, причем условия существенно расширились. Нашим компаниям необходимо активно использовать этот ресурс.
— Но ведь вы подавали заявку в РосБР…
— Да, мы подавали заявку на предоставление 300 млн. рублей. Она была одобрена, и в июле нам установили лимит на сумму 200 млн. рублей. Сейчас в РосБР идет процесс оформления кредитно-обеспечительной документации.
— Тогда следующий вопрос вполне логичен: насколько малый бизнес готов воспользоваться именно лизинговой услугой?
— Я думаю, что далеко не все представители МСП еще в достаточной степени информированы о преимуществах лизинга. И повышение информированности, особенно в районах края, — это наша основная задача.
Чем хорош лизинг? В его механизме заложен мощнейший потенциал развития, что особенно актуально при выходе из кризиса. Приведу цифры по Алтайскому краю: в период кризиса 2008–2009 годов доля лизинга в инвестициях в основной капитал выросла с 3,12% до 5,28%. Таким образом, все больше предприятий используют лизинг как инструмент инвестиционной деятельности.
При этом мы не говорим, что лизинг конкурирует с банковским кредитованием, он его дополняет. Потому что это более гибкий инструмент, который имеет ряд преимуществ.
Первое — лизинговая компания в меньшей степени смотрит на финансовую отчетность малого бизнеса. Она учитывает, какой денежный поток сможет генерировать предприятие при запуске нового проекта.
Второе — в банке при оформлении кредита на приобретение техники, оборудования зададут вопрос о первоначальном взносе в размере 30%. В лизинге этот вопрос можно решить с помощью предоставления отсрочки по оплате авансового взноса.
Немаловажно и то, что в отдельных случаях лизинговая компания выступает своеобразным буфером между банком и малым бизнесом. Она принимает риски на себя, поэтому банк охотнее профинансирует сделку через лизинговую компанию.
На мой взгляд, лизинг при прочих равных условиях — это более доступный для малого бизнеса финансовый инструмент, чем инвестиционное банковское кредитование.
— Ассоциация "Алтай-Лизинг" работает уже год. Чего удалось добиться за этот период?
— Главное — удалось консолидировать лизинговое сообщество. Ассоциация сегодня на слуху, она взаимодействует с другими бизнес-объединениями. Может быть, не очень активно, как всем нам хотелось бы. Но я подчеркну, что создание ассоциации пришлось на 2009 год, когда участники рынка больше были заняты внутренними проблемами. В дальнейшем мы планируем расширять свою работу по нескольким направлениям. Это и повышение финансовой грамотности лизингополучателей, и проведение отраслевых "круглых столов", и взаимодействие с государственными структурами.
Что мы знаем о Михаиле Петрове
Михаил Юрьевич Петров родился 31 августа 1975 года в Барнауле. В 1997 году окончил экономический факультет Алтайского госуниверситета по специальности "Финансы и кредит". В 2008 году получил дополнительное образование в Академии народного хозяйства при правительстве РФ (специальность — "Стратегическое управление").
Трудовую деятельность начал в 1995 году в АКБ "АлтайБизнесБанк". В 2001 году стал заместителем председателя правления "Сибсоцбанка", а в 2007 году — первым заместителем председателя правления. В "Сибсоцбанке" занимался развитием инвестиционной деятельности банка, а также созданием краевого лизингового фонда. В 2008–2009 годах Михаил Петров работал в Москве, в банке ВТБ, в должности управляющего директора. Но затем вернулся в Барнаул, где в октябре 2009 года стал генеральным директором компании "Лизинг-Инвест" и президентом ассоциации "Алтай-Лизинг".
Женат, воспитывает двоих сыновей. Очень любит спорт. Раньше предпочитал футбол, а сейчас — большой теннис.
Источник: http://altapress.ru/story/57963