Источник - «Финам.ру»
Дмитрий Медведев на саммите G20 призвал лидеров других стран больше времени уделять развитию малого и среднего бизнеса, создавая для него различные преференции. По его мнению, это необходимо для скорейшего восстановления мировой экономики. При этом вклад малого бизнеса в ВВП в нашей стране составляет около 12%, а, к примеру, в крупнейших европейских государствах его доля превышает 50%. И в то время как президент России говорил о судьбе малого предпринимательства в Сеуле, в Москве проходила масштабная ликвидация уличных торговых точек. Возмущение в кругах экспертов и предпринимателей вызвало не столько само решение нового мэра столицы очистить город от палаток, сколько непредсказуемость и формат реализации этого решения.
Каковы сейчас условия для ведения малого и среднего бизнеса в России? Как предпринимателям строить планы на долгосрочную перспективу, инвестировать в свое развитие, когда власти так часто меняют правила игры? Как были реализованы те меры поддержки малого и среднего бизнеса, которые были заявлены в период кризиса государством, и какие перспективы в этом направлении? Как повлияет на малый бизнес повышение ставки ЕСН с 26% до 34% со следующего года? Как изменились доля и значение малого бизнеса в экономике России в последнее время и почему?
Участники конференции:
- Наталья Волчкова, профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР
- Евгений Кобзарь, член правления Московской ассоциации предприятий быстрого питания
- Никита Кузнецов, зампредседателя Комиссии ОПОРЫ РОССИИ по мелкорозничной и ярмарочной торговле
- Алексей Шестоперов, руководитель направления малого бизнеса и предпринимательства НИСИПП
- Александр Осин, главный экономист УК "Финам менеджмент"
Марина! Если магазин - спекуляция, что же ездить на завод закупаться?
Сейчас, как мы видим, Собянин, объезжая МКАД, высказывался куда более аккуратно: нужно обсуждать с владельцами, решать, согласовывать и т.п. С плеча уже не рубил.
Но все равно произошла ужасная вещь: по-сути, власть силой продемонстрировала полное пренебрежение интересам микробизнеса (ведь ларьки - это даже не малый, это микробизнес). Было продемонстрировано, что тебя В ЛЮБОЙ МОМЕНТ могут снести бульдозером, срезать болгаркой, растоптать и пусть по миру. Когда тысячи людей просто выкинуты на улицу, а предприниматели теперь думают, куда девать эти ларьки и непроданный товар. Ужасно, на самом-то деле. Ведь в любом случае можно было решить этот вопрос как-то более деликатно, уважая хотя бы минимально право собственности и право на труд и его результаты.
И это пренебрежение власти тем более очевидно, что все же понимают, что такого не произойдет с ДЕЙСТВИТЕЛЬНО МЕШАЮЩИМИ ПРОЕЗДУ И ПРОХОДУ настроенными при предыдущей администрации торговыми комплексами. Почему-то их права кажутся более важными, чем права микробизнеса. Хотя, по сути, государство должно и обязано относиться ко всем с одинаковым уважением.
Если не будет принято решение о радикальном сокращении численности аппарата управления- на всех уровнях, и прежде всего на уровне субъектов федерации и муниципальных образований, - то провести модернизацию будет крайне тяжело. Эти чиновники всегда будут тормозить процессы модернизации и искать себе новые "кормушки", это объективная реальность. И верховные власти должны найти в себе силы и мужество начать решать этот вопрос, а не ограничиваться полумерами, вроде сокращения милиции на 20% за несколько лет.
Во-первых, ситуация на рынке труда. Поверьте, все предприниматели были бы рады взять на работу только россиян. Но, к сожалению, объективная реальность такова, что российских трудовых ресурсов категорически недостаточно для удовлетворения потребностей страны. Например, ВЫ НЕ НАЙДЕТЕ дворников-россиян, рабочих-россиян крайне мало, а в отдельных специальностях нет вовсе, категорически не хватает продавцов-россиян, водителей-россиян, грузчиков-россиян вообще почти не найдете.
И дело тут не столько в зарплате - можно было бы предложить и зарплату побольше - дело в том, что, как сказал Леонид Ярмольник в одной телепередаче, россияне, как это ни страшно звучит, разучились работать РУКАМИ и не хотят РАБОТАТЬ РУКАМИ. При этом, например, молодые люди из регионов, близлежащих к Москве, охотно идут охранниками - в Московском регионе, по оценкам, уже более 1 МИЛЛИОНА охранников. То есть более 1 миллиона людей, которые, по сути, ничего не делают, и не готовы ничего делать. Я сам, по роду своей предпринимательской деятельности, говорил со многими охранниками - давайте мы вас возьмем рабочими, будете получать минимум в 2 раза больше - никто не соглашается. Не хотят работать.
Так что проблема иностранной рабочей силы - это не проблема жадности предпринимателей. Это намного более серьезная проблема - проблема нежелания россиян (в их значительной части) работать. А вот это уже, поверьте, страшная проблема.
А у нас полчилось "как всегда".
Нужно СРОЧНО менять ситуацию.
Косвенные меры поддержки - через создание стимулов для крупного бизнеса инвестировать в малый бизнес. Через механизм ограничений при госзакупках. Иногда данные ограничения могут иметь и пространственный характер, например, 30% стоимости продукта, который закупает государство, должно быть создано малыми предприятиями в малых городах.
В настоящий момент идет планомерная работа по совершенствованию действующего законодательства о госзакупках. В частности, Министерством экономического развития РФ была разработана концепция создания в РФ федеральной контрактной системы. Эта концепция находится сейчас на согласовании в Правительстве РФ. Более подробно об этой инициативе можно прочитать вот здесь: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/system/. Другое дело, что эта работа не всегда идет быстро и эффективно, так как не все заинтересованы в снижении уровня неопределенности в сфере государственных закупок.
Далеко не во всех местах можно создать большой бизнес - нет достатоного количества трудовых ресурсов. Там только малый и может существовать.
С другой сторны, для эффективной работы большого бизнеса, нужно значительное количество услуг, которые наиболее эффективно предоставит именно малый бизнес.
Начинать подъем и модернизацию надо с торговли и общепита - они потянут за собой всё остальное, мы уверены в этом.
Меры, как этого достичь, мы попытались изложить в Докладе ОПОРЫ РОССИИ - он есть на сайте ОПОРЫ. Смысл заключается в том, что долждно быть закреплено право любого лица осуществлять мелкорозничную и мобильную торговлю в любом месте, где это не запрещено, из автолавок, автокафе, иных мобильных торговых объектов, соответствующих единому для всей страны техническому регламенту.
Тогда торговля освободится от коррупционных уз, каждый сможет начать свой малый торговый бизнес, и, наконец, начнет развиваться мелкое производство, которого сейчас практически нет.
Среди прочего, спрашивали их о законах, которые они в своей деятельности реализуют. Оказалось, что до 50% опрошенных не знают базовых положений законодательства, которое они выполняют. То есть половина инспекторов, которые проводят проверку, не знают, сколько дней максимально может занимать проверка и т.д. А ведь некоторые законы уже действуют не первый год.
Поэтому, законодательство не только надо улучшать, но и создавать механизмы надзора за его реализацией. Иначе самые хорошие законы могут исполняться очень плохо.
Средний размер микрозайма составляет 120 000 рублей для предпринимательских и 50 000 рублей для потребительских целей. На 1 января 2010 года общее количество заемщиков составляет 200 000 предпринимателей, а объем выданных микрозаймов – 23 млрд. рублей. В целом спрос на микрозаймы оценивается сейчас в сумму не менее 300 млрд. рублей
Кстати, только что проведенный опрос бизнеса показывает, что проблему нехватки квалифицированных сотрудников одинаково часто упоминает как малый, так и крупный бизнес. Это скорее проблема региона, чем проблема размера бизнеса.
Но любая сфера деятельности, которая не требует значительных инвестиций в создание бизнеса - она доступна для малого бизнеса. А на сегодняшний день - это не только пирожки и ремонт, но, например, и многое, что связано с информационными технологиями.
ОПОРА РОССИИ выразила свое мнение в официальной резолюции Съезда: http://www.opora.ru/upload/documents_OPORA/others/Rezolution_resume.pdf
Более того, то, что отмечалось малым бизнесом как основные проблемы в начале 2000-х - сегодня таковыми не являются.
С другой стороны, результаты исследований мы всегда доводим до МЭРа - и из общения с ними видим, что изменения в законодательстве и нормативных актах, нацеленные на улучшение ситуации, происходят, но, к сожалению, очень медленно.
А в данный момент мы проводим опрос, который так и называется - условия ведения бизнеса и деятельнось предприятий - в 10 регионах страны. Опрашивет и малый, и средний, и большой бизнес. В течение месяца окончательные результаты будут на нашем сайте www.cefir.ru
Согласно предварительным резульататам - наибольшими проблемами для текущей деятельности малый и средний бизнес называет: высокие налоги, нехватку внешнего финансирования, конкуренцию со стороны теневого сектора. Также часто упоминается - лицензирование, нехватка квалифицированных сотрудников, коррупция, получение земли.
Предпринимателям становится невыгодно принимать участие в торгах на госзаказы. Соблюдения всех условий, в том числе денежное обеспечение заявки, уже сейчас повышает расходы малого бизнеса на 150 процентов от стоимости заявки.
1) Отсутствие эффективного контроля за выполнением установленной квоты по размещению заказа у субъектов малого предпринимательства.
2) Сложности с официальным подтверждением и идентификацией статуса субъекта малого предпринимательства. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установил критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого предпринимательства. Участники подтверждают соответствие статусу субъекта малого предпринимательства в заявительном порядке. Основной проблемой здесь является отсутствие официального порядка подтверждения информации о статусе субъекта малого предпринимательства в законодательстве о размещении заказов. В большинстве случаев заказчики не имеют возможности проверить участников размещения заказа на предмет соответствия статусу субъекта малого предпринимательства либо в силу отсутствия такого права по нормам законодательства о размещении заказов, либо в силу отсутствия самих документов . Особенно ярко эта проблема проявляется при проведении электронных аукционов.
Понятно, что описанная ситуация увеличивает вероятность возможных злоупотреблений со стороны недобросовестных поставщиков: любая компания может принять участие в торгах, декларируя то, что она является малым предприятием, на деле не являясь таковой.
3) Недостаточный уровень использования государственного заказа для поддержки малого предпринимательства. В последние годы наблюдался значительный рост объема закупок для государственных нужд. За период 2000-2007 гг. он вырос почти в 9 раз. В настоящее время объем государственного заказа составляет порядка 9% ВВП. При этом сфера применения государственного заказа не распространяется на государственные компании и государственные корпорации, в которых действуют внутрикорпоративные правила размещения заказов. В то же время объемы закупок у них составляют значительную величину. По оценкам Национального института системных исследований проблем предпринимательства, объемы заказов Газпрома, РЖД и Сбербанка вместе взятых превышают 10% ВВП, а объемы заказов у государственных корпораций – 2% ВВП. Представляется, что распространение действия Федерального закона № 94-ФЗ на государственные компании и корпорации позволит расширить сферу применения государственного заказа (а следовательно и возможности участия в государственном заказе малых предприятий) до 15-20% ВВП.
4) Низкая доступность информации о государственных и муниципальных закупках. В российском законодательстве предусмотрено требование обязательной публикации информации о всех открыто размещаемых заказах на официальных сайтах в сети Интернет. Однако функция поиска информации на региональных сайтах реализована не очень удобно. По мнению экспертов, среди 83 субъектов федерации лишь 14% сайтов предоставляют возможность собрать информацию об участии субъектов малого предпринимательства в государственном заказе, а 61% региональных сайтов не дают вообще никакой информации об этом .
5) Невысокий уровень осведомленности и низкий уровень доверия предпринимателей к государственному и муниципальному заказу. Как показывает практика, предприниматели могут ничего не знать о госзаказе, а если знать, то не верить в возможность выигрыша. Участие в торгах может ассоциироваться у малых предприятий с большими сложностями и даже с усилением контроля за деятельностью компании.
На данный момент участие в СРО для малого бизнеса действительно очень дорого. Но, думаю, этот вопрос будет решен со временим и взносы для малого бизнеса в СРО уменьшатся.
Что касается малого бизнеса в России - как раз в нашем центре мы знаем очень много о нем - с 2001 года мы провели 7 раундов опроса малого бизнеса в 20 регионах России. С результатами можно ознакомиться http://www.cefir.ru/monitoring/
Конечно, мы не спрашивали представителей малого бизнеса о том, ради чего живут и работают, и на что надеятся, но думаю, здесь то с общечеловеческими ценностями все в порядке.
В Европе большое количество программ господдержки малого бизнеса. Сюда входит и субсидирование процентных платежей. Более того, существуют значительные ограничения для крупного бизнеса - в определенных отраслях для участия в государственных программах закупок обязательным условием является создание определенной доли конечного продукта малыми предприятиями. В этих условиях большой бизнес сам помогает малым предприятиям и инвестировать, и получать кредиты. А участие малых предприятий в таких программах, в свою очередь, дает сигнал и банкам.
Вот такая ситуация.
Я, кстати, не согласна с мнением Никиты о роли крупных сетей в подавлении малого бизнеса. На Западе уже давно существуют огромные сети, а доля малого бизнеса тоже велика в экономике. Более того, есть исследования относительно того, как крупные международные сети позволяют небольшим производителям становиться экспортерами - такую роль, например, сеть WalMart сыграла в Китае, позволив выйти большому количеству китайских фирм на мировые рынки.
В Европе и США доля сетей выше, чем в России (у нас сети-то тоже недопразвиты, на самом деле), но есть множество иных каналов розничного сбыта. А у нас местные и региональные власти искусственно создают препятствия для торговли.
При нашей обеспеченности населения торговыми площадями по сравнению с Западом нужно, наоборот, разрешить всем торговать везде, где только можно: у нас на душу населения приходится 0,18 кв.м. ВСЕХ торговых площадей, а, например, в США - 1,8 кв.м. ТОЛЬКО СТАЦИОНАРНЫХ площадей, то есть объектов недвижимости. А в крупных городах Европы и США - свыше 2 кв.м. на душу населения.
Но в сбыте эта продукуция задействована только на 15%. О чем это говорит? О том, что производственный потенциал мелких хозяйств (если говорить о сельском хозяйстве) очень высок. НО НЕКУДА СБЫВАТЬ. Банально некуда сбывать. Именно это является предметом доклада Комиссии ОПОРЫ РОССИИ по по мелкорозничной и ярмарочной торговле - см. здесь: http://www.profpred.ru/docs/union/
Суть позиции ОПОРЫ РОССИИ - мы считаем, что мелкое производство в России не развивается из-за того, что отсутствует сбытовая инфраструктура - а именно отсутствует возможность сбывать мелкие партии товара в розницу. Для этого мы предлагаем развивать мобильную, ярмарочную и нестационарную торговлю по европейскому образцу.
Если говорить именно о кредитах для малого бизнеса - то господдержка, в первую очередь, должна состоять в субсидировании процентных ставок.
Сегмент МСБ России слаб, подвержен рискам, в том числе, связанным с неэффективным управлением данной отраслью со стороны регуляторов.
Для примера, новый закон о страховых взносах заставит МСП с 2011 г. платить налог в сумме всех страховых взносов для предпринимателей, применяющих УСН и ЕНДВ, составляющий 34 % от ФОР против 14% сейчас. Планируемые правительством меры поддержки, прежде всего, инновационных предприятий не компенсируют в данном случае, по моим предположениям и расчетам выпадающих доходов МСБ.
Во вторых, ставка на точечную поддержку в виде расширения кредитования МСБ при отсутствии масштабных госинвестиций, направленных на развитие в экономике реального спроса на их продукцию несет в себе риски формирования на сегменте МСП новых финансовых «пузырей». Особенно актуально это для сельского хозяйства, где при рентабельности розницы в 20%, рентабельность АПК составляет 3% - 5%. Для сравнения, даже с учетом государственных субсидий ставки по кредитам данному сектору не опускаются ниже 5%, что фактически вновь «загоняет» отрасль в «долговую петлю».
На мой взгляд, государству надо не создавать фонды, занимающиеся «точечными» инвестициями в рынок, а создавать крупными масштабными инвестициями спрос в реальных отраслях экономики, тогда и другие механизмы поддержки МСБ могут заработать. Но российский бюджет слаб даже при близких к рекордно высоким уровням ценам на нефть. Надежда на приход иностранных инвесторов в производственные сферы РФ без поддержки их государством мала на фоне глобальной конкуренции на международном рынке инвестиций. Государству необходимо менять свои принципы формирования бюджета, поскольку, к примеру дальнейший рост налогов может оказаться чрезмерно активным при реализации W-образного сценария развития экономики, а рост цен на сырье в отличие от периода бума, не сопровождаться низкой инфляцией.
Растущие шансы ускорения инфляции в российской, мировой экономике, а также отмеченная в одном из последних по времени публикации обзоров агентства S&P слабость пенсионной системы РФ, создают в ближайшие годы потенциал нового раунда роста дефицита российского бюджета даже в условиях стабильного повышения цен на нефть.
Однако, может быть, именно это и приведет все-таки к большей самоорганизации предпринимателей? Ведь, по логике вещей, уж если поднимать налоги, то поднимать их для всех налогоплательщиков, а сейчас это сделано только в отношении хозяйствующих субъектов?
Ведь, по сути, сделано так, чтобы основной удар пришелся именно по бизнесу, а не по самим гражданам-налогоплательщикам? Но я считаю, что это не вполне правильно, как это, может быть, не крамольно звучит. Давайте введем нормальный налог на имущество, чтобы владельцы квартир, земли, дач, машин и пр. платили реальные деньги. Давайте введем правило, согласно которому сами граждане будут платить подоходный налог (НДФЛ), сами заполнять декларации, стоять в очередях в налоговых органах и пр., а не предприятия за граждан.
Это было бы правильно. Но тогда граждане на своей шкуре ощутят, ЧТО ТАКОЕ НАШ ГОСАППАРАТ. И реакция может быть не очень веселая.
А сейчас власти пошли по простому пути - предприятия и предприниматели "не жужжат", не объединены, молчат - ну и платите.
Исходя из таких оценок при ВВП России в 2009 г. равном $1,23 трлн. объем только взяток чиновникам составит очень большую долю в Валовом Продукте МСБ: более 25%.Проблема в том, что нарушение законов в основном развивается там, где делаются «быстрые» деньги, где нет стремления бизнеса к долгосрочным инвестициям. Государству надо с помощью бюджетных вложений формировать такие структуры в экономике. «Точечная» поддержка МСБ, в их массе, не даст эффекта, тем более, что проводится она параллельно с фактическим ужесточением налоговой политики.