К.Соловейчик: "В 2011 году нам предстоит большая совместная работа по формированию Плана мероприятий на 2012-2015 годы. И здесь нам не обойтись без помощи и поддержки Общественного совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, объединяющего интересы наиболее значимых союзов и ассоциаций малого и среднего бизнеса".
Каковы основные итоги развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге в 2010 году?
- Самый главный итог состоит в том, что в ушедшем году в городе по-прежнему сохранилась устойчивая тенденция роста количества субъектов малого предпринимательства. Так, количество субъектов малого предпринимательства (СМП) за 10 месяцев 2010 года возросло на 32,8 тыс. и составило 309,2 тысяч. В этом сегменте экономики было занято порядка 1,5 млн. человек.
Если говорить об отраслевой структуре СМП, то она характеризовалась следующими цифрами.
1 место |
45% занимает оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и бытовых изделий. |
2 место |
20% операции с недвижимым имуществом и предоставление услуг |
3-4 места |
по 7% строительство и обрабатывающие производства |
Вот еще несколько показателей, характеризующих малый бизнес Санкт-Петербурга.
Оборот малых предприятий |
За 9 месяцев 2010 года 724 млрд. рублей или 25 % от общего оборота организаций Санкт-Петербурга. Увеличился на 15% по сравнению с тем же периодом 2009 года |
Инвестиции в основной капитал |
За 9 месяцев 2010 года составили 1801 млн. руб. |
Доля налоговых поступлений |
В 2010 году составила 25,78% |
Такая динамика развития малого бизнеса в городе в определенной степени обеспечивалась той поддержкой, которую оказывал город СМП путем реализации Плана мероприятий по поддержке и развитию малого предпринимательства на 2008-2011 годы, Программа «Открытое небо». В рамках Плана мероприятий были реализованы 16 специальных программ и порядка 20 мероприятий. Для этих целей из бюджета Санкт-Петербурга в 2010 году всего было выделено 899,6 млн. рублей. В том числе 621,6 млн. рублей из бюджета Санкт-Петербурга и 278 млн. рублей привлечено из федерального бюджета. Данные бюджетные средства были освоены в полном объеме.
- Расскажите поподробнее об этих программах и инфраструктуре поддержки малого бизнеса в Санкт-Петербурге?
- В 2010 году продолжил работу Фонд содействия кредитованию малого бизнеса, активы которого достигли 1,6 млрд. рублей.
Общий лимит предоставления поручительств Фонда установлен в размере 2 250 млн. рублей. В настоящее время Фондом заключено соглашение о сотрудничестве с 21 банком. За весь период деятельности Фонда заключено было заключено 758 договоров поручительства на общую сумму 2,4 млн. рублей. Это позволило СМП привлечь кредитных средств на общую сумму 5,5 млрд. рублей. Стоит особо отметить, что поручительствами Фонда в основном пользуются производственные предприятия (50%).
1 февраля 2010 года стартовала программа микрофинансирования. Фонд предоставляет микрозаймы субъектам малого предпринимательства
Условия: сумма от 50 до 600 тысяч рублей; срок предоставления от 3 до 12 месяцев. В период действия программы ставка по займам была снижена до 12% годовых, а срок рассмотрения заявки составлял 3-4 дня с момента подачи полного пакета документов. Всего выдано по данной программе 53 займа на общую сумму 20,0 млн. рублей.
Продолжена реализация 8 специальных программ, направленных на прямое субсидирование затрат субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность преимущественно в производственной сфере. За 2010 год с субъектами малого предпринимательства заключено 1031 договор на предоставление субсидий в размере 327 млн. рублей.
В рамках реализации специальной программы «Региональный университет малого бизнеса», реализуемой совместно с ГУ «Межрегиональный ресурсный центр», предусмотрено осуществление подготовки и переподготовки кадров для малого бизнеса. Действует 19 программ обучения, по которым прошли обучение около 1000 человек.
В 2010 году формирование программ обучения осуществлялось на принципиально новой основе – с учетом реальных потребностей на кадровом рынке и на основе заявок от союзов и ассоциаций, объединяющих субъектов малого предпринимательства по отраслевому принципу.
- А что делалось для продвижения продукции и услуг петербургских СМП на внешние рынки?
- В части повышения экспортной составляющей петербургских производителей совместно с Санкт-Петербургской торгово-промышленной палатой реализуется специальная программа «Выходим в регионы». Были организованы деловые миссии предпринимателей в города Воронеж, Омск, Тверь, Уфа, Ярославль, Нальчик, Черкесск.
Эффективно работает созданное петербургское представительство деловой информационной сети Евро Инфо Центров – «Евро Инфо Корреспондентский Центр Санкт-Петербург». Он обработал более 70 запросов Европейских компаний и предоставил контактную информацию о более 350 потенциальных партнерах из Санкт-Петербурга. Также были обработаны более 200 запросов компаний из регионов РФ и найдено более 850 потенциальных партнеров из Санкт-Петербурга.
Евро Инфо Центр Санкт-Петербург ведет индивидуальную работу с более чем 100 компаниями из Санкт-Петербурга, помогая им выходить на рынки РФ и ЕС. По запросу от партнерских организаций из Enterprise Europe Network, для европейских компаний проведен анализ конъюнктуры ряда отраслей и выполнен подбор партнеров по следующим направлениям производства: технические покрытия и сетки, ювелирная продукция, абразивные материалы, ремонт систем водоснабжения и водоотведения.
В качестве поддержки выхода на международные рынки, для компаний из Санкт-Петербурга, обратившихся за поддержкой в ЕИКЦ-Санкт-Петербург, проведен анализ рынков ряда отраслей. Выполнен подбор потенциальных партнеров по следующим направлениям производства: светодиодная осветительная техника, одежда.
- Одна из проблем для малого бизнеса – диктат монополистов…
- В этом плане имеются положительные сдвиги. Так Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению разработан Порядок присоединения теплопотребляющих установок объектов нового строительства и реконструкции к сетям централизованного теплоснабжения на территории Санкт-Петербурга, определяющий последовательность действий от даты подачи заявки на получение технических условий до заключения договора на теплоснабжение по постоянной схеме. Что позволяет минимизировать сроки и объём выполнения мероприятий с учетом баланса интересов сторон.
Порядок был разослан по всем подведомственным организациям с целью принятия его как руководящего документа при реализации мероприятий, связанным с устранением ограничений предпринимательской деятельности при взаимодействии с электро-, тепло-, водо- и газоснабжающими предприятиями.
Как Вы помните, на прошлом заседании Общественного совета Комитетом было высказано предложение к монополистам разработать административные регламенты предоставления услуг. В ходе работы выявилось наличие внутренних регламентов. В настоящее время ведется работа по их адаптации для последующего представления предпринимательскому сообществу.
Работа с монополистами по устранению ограничений предпринимательской деятельности будет продолжена и в 2011 году.
- Действие Плана мероприятий по поддержке и развитию малого предпринимательства на 2008-2011 годы, Программы «Открытое небо». Будет ли она продлена?
- В 2011 году нам предстоит большая совместная работа по формированию Плана мероприятий на 2012-2015 годы. И здесь нам не обойтись без помощи и поддержки Общественного совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, объединяющего интересы наиболее значимых союзов и ассоциаций малого и среднего бизнеса.
Теперь о приоритетах на 2011 год. В 2011 году продолжится реализация промышленно-инновационного сценария развития субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге. Этот сценарий развития соответствует приоритетам Минэкономразвития России и позволит привлечь в 2011 году не менее 500 млн. рублей из федерального бюджета.
Целью реализации промышленно-инновационного сценария должно стать увеличение доли СМП, осуществляющих деятельность в сфере производства и увеличение количества экспортно-ориентированных субъектов малого предпринимательства.
- И как эти цели планируется достигать?
- Путем реализации отдельных действующих мероприятий Плана, а также принципиально новых мероприятий и проектов которые мы предлагаем к обсуждению.
Один из таких проектов будет направлен на формирование условий для вхождения СМП в технологические цепочки крупных промышленных предприятий.
Здесь основным направлением государственной поддержки должно стать вовлечение СМП в процессы локализации действующих в Санкт-Петербурге иностранных предприятий, включая автогигантов.
Первый этап локализации на крупных автогигантах уже прошел. Второй этап более глубокой локализации ограничен незначительными объемами выпуска автомобилей (общий объем выпуска в 1 полугодии порядка 100 тыс. а/м).
Оборот малых производственных компаний СПб невелик, что не позволяет им конкурировать с крупными производителями автокомпонентов за рубежом. Однако локализация очень важна, так как привносит новые технологии и современные методы управления в копаниях. Нами разработана модель, предполагающая софинансирование НИОКР глобальных компаний, к примеру, таких как GM с обязательным привлечением СПб ВУЗов. На следующем этапе мы помогаем модернизировать производство для СПб производителей автокомпонентов, что впоследствии обеспечит сбыт их продукции во всех точках мира, где осуществляется сборка продукции GM.
Тем самым мы создаем экспортно-ориентированные компании, встраивая наших производителей в глобальную экономическую цепочку.
- Будет ли город содействовать привлечению СМП к реализации крупных федеральных проектов?
- Безусловно. И не только к федеральным проектам. Мы попытаемся вовлечь СМП в программы модернизации государственных корпораций и компаний с государственным участием.
Традиционно Санкт-Петербург является победителем конкурсов Минэкономразвития России на получение средств федерального бюджета на мероприятия по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса. Поэтому одним из ключевых приоритетов для нас было и остается конструктивное взаимодействие с Министерством с целью привлечения в Санкт-Петербург средств федерального бюджета и реализации в городе качественных проектов федерального уровня. Мы находимся в постоянном контакте с профильным департаментом Минэкономразвития России и постараемся обеспечить «параллельное» внедрение новых программ поддержки и мероприятий, как на региональном, так и на федеральном уровне.
В конце 2010 года с целью поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, Комитет принял участие в конкурсе, проведенном Минэкономразвития России, победа в котором позволила привлечь в 2011 году 240 млн. рублей из федерального бюджета при выделении на эти цели в текущем году 12,6 млн. рублей из бюджета Санкт-Петербурга. В 2010 году субсидии из бюджета Санкт-Петербурга получили 17 экспортно-ориентированных СМП на сумму 12,6 млн. рублей.
- Какие еще проекты планируется реализовать в 2011 году?
- Мы намерены осуществлять свою деятельность в тесном сотрудничестве с ключевыми институтами развития, такими как Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Московская межбанковская валютная биржа, Внешэкономбанк в сфере обеспечения непрерывного финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла.
Это позволит создать механизм постоянного обмена информацией между участниками при сопровождении и реализации инновационных проектов, а также обеспечить последовательную передачу проектов на сопровождение профильным институтам развития. Следующий год станет годом фактического начала работы созданного в 2010 году Фонда предпосевных инвестиций.
Развитие конкуренции является основой экономического роста и эффективности национальной экономики на макро - и микроуровне. При этом формирование и развитие конкуренции возможно лишь при условии создания благоприятной конкурентной среды. Что планируется сделать в этом направлении?
- Измеримым параметром, напрямую связанным с формированием условий для комфортного ведения бизнеса является снижение административных барьеров. Наш инструмент здесь - реализация Программы развития конкуренции в Санкт-Петербурге на 2010-2015 годы.
Комитетом подготовлена и утверждена Правительством Санкт-Петербурга Программа развития конкуренции, в которой, в том числе, предусмотрены мероприятия, направленные на выявление и устранение излишних административных барьеров для входа на рынки новых субъектов предпринимательства.
Реализация этих мероприятий позволит снизить показатели усредненных издержек бизнеса на взаимодействие с субъектами естественных монополий; сократить время, затрачиваемое на процедуры заключения договоров технологического присоединения; ограничить рост платы за технологическое присоединение; повысить долю государственных услуг, оказываемых субъектам предпринимательской деятельности по принципу «одного окна» через многофункциональные центры, а также повысит уровень информационной открытости исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере регулирования предпринимательской деятельности. С этой целью мы зарегистрировали МФЦ для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – государственное учреждение «Центр развития и поддержки предпринимательства».
Таким образом, реализация Программы развития конкуренции в Санкт-Петербурге на 2010-2015 годы позволит снизить административную нагрузку на предпринимательство Санкт-Петербурга и создать благоприятные условия ведения бизнеса.
Источник: http://www.osspb.ru/osnews/6701/