Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Как предпринимателю вести себя во время милицейской проверки

Владимир Туров, глава юридического треста "Туров и партнеры" (г. Балашиха, Московская область), утверждает, что не встречал ни одной милицейской проверки, целью которой было бы помочь предпринимателю устранить недостатки и улучшить свой бизнес. "Зато я наблюдал по меньшей мере 60 проверок за последние три года, целью которых было вымогательство взятки и, если не получается, любой ценой доказать неправоту предпринимателя, наказать его в соответствии с Административным или Уголовным кодексом", — говорит г-н Туров. Он описал газете "Ваше дело" примерную схему действий милиционеров и рассказал, как вести себя в случае неправомерной проверки. 

Как это происходит

Действуют проверяющие из отдела по экономическим или налоговым преступлениям примерно по следующей схеме.

1. Ошеломить предпринимателя своим появлением. Поймите эту простоту. Цель в том, чтобы ошеломить, привести предпринимателя в замешательство, заставить его нервничать и начать делать глупые ошибки. И предприниматель, не знающий технологии защиты, будет падать "ниже плинтуса" и точно станет делать глупые ошибки.

Часто начало этого процесса сопровождается видеосъемкой и приказом: "Всем оставаться на своих местах и ничего не трогать!" Также это сопровождается невнятным бормотанием, называемым "представиться в соответствии с законом", т. е. назвать должность, свои специальное звание и фамилию.

2. Тут же проверяющие начинают что-то говорить. Цель все та же — ошеломить, подавить, заставить нервничать, дергаться, делать ошибки. И не думайте, что это случайно. Они специально учатся этому. Создатель дианетики Хаббард написал, на мой взгляд, очень верную вещь: "Каждый раз, когда появляются такие агенты, они пытаются втянуть во все это как можно больше персонала. И треплются, треплются, угрожают и энтурбулируют". То есть взвинчивают ситуацию. Статья Хаббарда была написана в 1966 году.

Кстати, это не обязательно происходит шумно. Они научились заниматься подавлением со спокойной циничностью.

3. Далее начинается проверка документов. И цели все те же: найти хоть какие-то недостатки (или выдумать их, или притянуть их за уши) в документации и обрушить эти недостатки на предпринимателя, заставив его нервничать еще больше. Часто это сопровождается громким озвучиванием статей УК РФ, намеками на "долгие сроки" и прочей белибердой.

Уже на этом этапе, по мнению проверяющих, предприниматель должен стать более сговорчивым. В последнее время сотрудники правоохранительных органов, приходя на проверку, заранее имеют с собой список фирм, через которые предприниматель обналичивал деньги, либо перечень поставщиков, которые, возможно, являются неплательщиками налогов. И в этом случае идет предельно конкретный, откровенный разговор. Но цели все те же.

4. Если директор на этом этапе несговорчив, далее может быть проведен осмотр помещений.

5. Не договорились? Начинается осмотр ящиков столов, шкафов и т. д.

6. Затем личные вещи. Почему бы и нет, ведь закон разрешает. Тем более если есть "информация" о признаках готовящегося, или совершаемого, или совершенного преступления. Пойди разберись, откуда у них эта "информация".

7. Если предприниматель попался "тупой" и непонятливый, можно пойти дальше. Например, проверить легальность программного обеспечения и показать ему ст. 146 УК РФ. 

8. Или начать "душевно беседовать" один на один с рядовыми сотрудниками, объясняя им всю сложность их положения и предлагая по-хорошему и добровольно "сдать" директора. Тем более за это могут и от уголовной ответственности освободить. На этом этапе в первую очередь всегда идет подавление главного бухгалтера. Ему напоминают о детках, внуках, показывают УК, спрашивают, готов ли он за зарплату и своего руководителя отсидеть, — вариантов великое множество.

9. А затем проверить содержимое компьютеров на предмет наличия компрометирующих баз данных.

10. Если опять не договорились, изымаются документы, имеющие отношение к нарушению или возможному преступлению. Или документы изымаются просто так, просто по подозрению, что в них может содержаться информация о готовящемся или совершенном преступлении.

11. Изымаются компьютеры, в которых обнаружены нелегальные программы или компрометирующие файлы. И, естественно, все это сопровождается намеками на неприятности и (или) прямыми угрозами наказания. Как верно заметил один высокопоставленный сотрудник отдела по налоговым преступлениям, "в нашем городе нет предпринимателей, которые бы не занимались "обналичкой" или как-то по-другому не нарушали бы Уголовный кодекс". 

Существует много оттенков поведения проверяющих, но все они укладываются в выше приведенную схему.

А как должно быть?

В случае проверки обычно, если есть такая возможность, милиционеры проводят контрольную закупку. Основанием для ее проведения являются п. 4 ст. 6 и ст. 8 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" ("Об ОРД"). При этом нужно помнить, что контрольная закупка производится только на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и только если свободная реализация предметов, веществ, продукции запрещена или оборот которых ограничен (ст. 8 ФЗ "Об ОРД").

Контрольная закупка относится к оперативно-розыскным мероприятиям и проводится при наличии у проверяющих сведений о "признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния , если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела".

В моей практике не было ни одного случая, когда проверяющие имели бы при себе постановление на проведение контрольной закупки. Этот пункт хронически нарушается.

Сразу после контрольной закупки милиционеры обязаны предъявить свои удостоверения и постановление, о котором я сказал выше. По результатам закупки они обязаны составить протокол. Это правило также хронически нарушается.

Далее (или сразу минуя контрольную закупку) сотрудники ОБЭП имеют право провести проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия. И так как п.п. 25 и 35 ст. 11 ФЗ "О милиции" отменены, то проверку будут проводить на основании ст. 7 п. 2, п.п. 1. ФЗ "Об ОРД" или п. 33 ст. 11 ФЗ "О милиции", действуя вместе с налоговиками.

Основное нарушение, которое здесь допускают милиционеры, заключается в том, что они, начав проверку, ссылаются на оперативную информацию и отказываются назвать ее источник. Если это так, то вам поможет справиться с этой ситуацией
ст. 5 ФЗ "Об "ОРД". 

Как с ними разговаривать

Столкнувшись с любой проверкой милиции (особенно если вы не нарушали УК РФ, в частности статьи 199; 199.1; 198; 146; 173; 204; 291; 304, или если вы уверены, что у милиции нет и не будет доказательств ваших нарушений), действуйте следующим образом.

1. Скажите милиционерам, что вы не нарушали и не нарушаете Уголовный кодекс и вы считаете, что проверяющие своими действиями и подозрениями нарушают ваши конституционные права и свободы, и на этом основании предложите им не проводить оперативно-розыскные мероприятия.

2. Если проверка продолжится, скажите, что вы будете жаловаться на их действия в прокуратуру и в вышестоящий милицейский орган.

3. Если проверка продолжается, садитесь и тут же пишите жалобу.

4. Проверка продолжается? Скажите, что будете жаловаться в суд и через суд потребуете раскрыть источники их информации о ваших "нарушениях".

По моим данным, полученным от самих сотрудников милиции, у них в части "протоколирования" и систематизации данных от источников информации наблюдается бардак, и часто они не могут документально подтвердить источники информации. А это означает грубое нарушение ими ФЗ "Об ОРД" и, если вы будете настойчивы, выигрыш дела для вас.

И еще советы директору

Никогда не оправдывайтесь. Не работает. У людей принято: оправдывается, значит, виноват.

Не скатывайтесь до разговора "стимул — реакция", разговора, построенного на взаимном обвинении, типа "дурак — сам дурак". Не работает, сделаете себе только хуже.

Никогда не делайте проверяющих неправыми. Помните, каждый из нас, не говоря уже о проверяющих, всегда стремится быть правым. При этом не имеет никакого значения, есть ли в этой правоте хоть толика правды. Сделайте проверяющих "правыми", предоставьте им бытийность проверяющих, и навязчивая правота, обвиняющая вас во всех смертных грехах, начнет сходить на нет. Общайтесь примерно так: "Понял. С нами все ясно. А что правильного в том, что вы, не имея понятых, осматриваете помещение?" Или: "Что хорошего в том, что вы угрожаете нам Уголовным кодексом?"

Постарайтесь не оставлять проверяющих один на один с вашими сотрудниками. Тут без комментариев, мало ли что скажет ваш сотрудник, находясь под прессом давления со стороны проверяющих.

Указывая на недостатки проверяющих, оперируйте фактами, не обесценивая самого человека, его должность и т. д.

Не используйте обобщения, обвиняя систему в целом, типа: "Все вы — коррупционеры". В этом случае система просто будет сплачиваться против вас. Ваша цель — сделать противника более покладистым, заставив его работать на себя, а не вызывать в свой адрес бурю негатива. Если кто-то из проверяющих ведет себя прилично и строго соблюдает закон, скажите ему, что он — молодец, и тут же укажите на того, кто ведет себя не совсем адекватно. Вы таким образом разрушите единение проверяющих между собой. Как-то во время проверки один старший лейтенант попросил кофе. Я ему ответил: "Вашему коллеге кофе дадим, он ведет себя очень прилично, а вам нет, вы хамите и угрожаете. Вы не получите кофе". И так оно и было.

Не врите. Научитесь говорить приемлемую правду; часть правды; научитесь отвечать, не отвечая, давая уклончивые ответы. Например, вопрос: "Это стул?". Ответ: "Я видел такие в магазине".

Не отказывайтесь от подписания актов, протоколов и т. д. Наоборот, используйте все возможности, чтобы вписать в эти документы все свои несогласия и замечания. Если вам показалось, что намекали на взятку, так и напишите: "Мне показалось…." Пусть потом у прокурора оправдываются и объясняются.

Во время общения с проверяющими нужно игнорировать любой антагонизм, подавление и оценки. Давайте подтверждение только положительному. Например, милиционер говорит главному бухгалтеру: "Да, Надежда Николаевна! Доигрались. У вас есть дети? Двое маленьких! У-у-у! В ближайшую пятилетку расти будут без вас. Вернетесь из мест не столь отдаленных, они уже будут взрослыми". Ответ бухгалтера: "Да, у меня хорошие дети. А что за документ вы взяли на моем столе без моего разрешения?"

В ходе проверки не бравируйте своими связями. Если они у вас есть и вы уверены, что ваш звонок "другу" все решит, то, не говоря ничего проверяющим, сделайте звонок "другу" и просто дайте трубку старшему из милиционеров.

Как получить отсрочку

Если после проверки вам назначили дату рассмотрения вашего административного дела на ближайшие дни и вы не успеваете хорошо подготовиться, то составьте любую жалобу на имя начальника проверяющего органа. В жалобе выразите свое несогласие с результатами контрольного мероприятия и попросите перенести рассмотрение дела на более поздний срок. Вам обязаны дать время до двух недель.

Справка

Владимир Туров - специалист по налоговому планированию, построению индивидуальных налоговых схем и холдингов, оптимизации финансовых потоков.

В 1996–2000 годах Владимир Туров работал замглавы Балашихинского района, ранее являлся помощником депутата Госдумы РФ. С медалью окончил Новосибирское высшее военное командное училище МВД СССР, получил высшее образование в Российской академии им. Плеханова, а в 2006 году обучался по программе под эгидой Центра гражданских инициатив и Конгресса США.

Юридический трест "Туров и партнеры" был учрежден Владимиром Туровым в 2003 году.

 

Источник: http://altapress.ru/story/61890/

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости