Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Михаил Смирнов, генеральный директор консалтинговой компании «Финист». Малому бизнесу, разумеется, нужна поддержка. Часть первая

28 февраля состоится 5 Всероссийский Форум «Малое и среднее предпринимательство. Государственная (федеральная и региональная) поддержка сектора. Финансирование. Контроль (надзор), административные барьеры», одним из основных организаторов которого является НИСИПП. С просьбой рассказать о своем видении проблем малого и среднего предпринимательства, и того, какую пользу могут почерпнуть для себя участники форума, мы обратились к Михаилу Смирнову. На форуме он будет исполнять обязанности модератора одного из» круглых столов».

- Михаил Алексеевич, Вы – глава консалтинговой компании, специалист во вполне определенном сегменте рынка.

- Да, компания занимается консалтингом и исследованиями и для банков, и для бизнеса, поэтому ситуацию, связанную с кредитованием малого и среднего бизнеса мы отслеживаем то, что называется с двух сторон.

- И как, по-вашему мнению, мнению человека, исследующего очень важные для отечественных предпринимателей моменты, какова сейчас ситуация в стране с малым и средним бизнесом?
Не секрет, что целый ряд экспертов утверждает, что, если банки и крупные компании получили в период кризиса реальную помощь от государства, то малому и среднему бизнесу досталось только повышение ЕСН, переименованного в страховой взнос, и более ничего.

- Такая проблема присутствует. Даже из того, что было запланировано в качестве поддержки малого бизнеса, до него дошло немногое.
Если говорить о состоянии малого бизнеса, то мы должны отметить, что на большинстве товарных рынков наблюдается стагнация. Быстрого роста нет, и, в лучшем случае, удается сохранить то, что было до кризиса. Те компании, с которыми мы сталкиваемся, и которые могут рапортовать об увеличении продаж, добиваются положительного результата за счет тех, кто с рынка уходит. И то это возможно на самых стабильных рынка, где есть, например, в достаточном количестве государственные закупки, где существует какой-то экспорт. А на рынках, зависящих целиком от внутреннего спроса, где таких поддерживающих факторов нет, и эти рынки просели очень сильно. Конъюнктура для малого бизнеса сложилась не очень благоприятная.
Еще один момент, неблагоприятно влияющий на ситуацию: те компании, что занимают сейчас места уходящих с рынка конкурентов, очень часто растут благодаря не совсем рыночным факторам.

- Поддержка отдельных чиновников и сотрудников правоохранительных структур.

- Да. Благодаря административным рычагам аффилированные компании получают, например, доступ к банковскому финансированию. В итоге, на региональных рынках появляются некие довольно крупные игроки, отбирающие долю рынка у независимых компаний. Конкуренция не растет, а падает. Наконец, настораживает то, что нет тенденции к диверсификации экономики. В докризисный период худо-бедно, но возможности для роста у малых компаний были. Появлялись новые ниши в сфере услуг, строительстве и так далее. Сегодня этих возможностей намного меньше. Более того, происходит упрощение экономики: технологические цепочки стали короче, а потому мест для малых компаний, тем более новых, уже нет.
Простой пример: была компания, занимавшаяся поставками изделий из дерева. Занималась она чисто производственными вопросами, а теперь стала брать на себя еще и транспортные услуги, стала финансировать лесозаготовки, занялась маркетингом и продвижением продукции в других регионах. То есть она «закрыла» десяток малых компаний. Собственников компании тоже можно понять - в царившей кризисной неразберихе для компании было важно контролировать все процессы от получения сырья до продажи своего товара конечному покупателю. И она начинала все это контролировать, вытесняя смежников. Компания становится довольно крупной компанией, хотя не факт, что достаточно устойчивой в долгосрочной перспективе. А поскольку эта компания далеко не одинока в своих устремлениях, сложилась ситуация, при которой на рынке появляются новые холдинговые структуры, которые, конечно, сужают дорогу малому бизнесу.

- Хорошо. Но Вы говорили и еще об одном важном факторе – отношениях бизнеса и банков.

- В той ситуации, которая была обрисована, эти отношения тоже получают определенную специфику. Банки вынуждены учитывать тот момент, что малый бизнес, не имеющий поддержки, о которой было сказано, не имеет и перспектив роста. Есть опасения, что его вообще могут вытеснить с рынка другие компании, занимающие более сильную рыночную позицию. Уверенности в том, что завтра не появятся рейдеры или просто конкуренты с административным рычагом, нет. В этой ситуации банкиры говорят: мы готовы кредитовать малый бизнес, но кто даст гарантии, что наши деньги не пропадут.

- Никто таких гарантий не даст, если конкретная фирма не связана с конкретными госорганами.

- В том-то и дело. Поэтому, когда заявляют, что банки де получили деньги, но не отдали их малому бизнесу, нужно учесть то, что деньги банкам дали не совсем бесплатно, поэтому и отдать их безвозмездно они не могут. А потом банки только ведь часть инфраструктуры поддержки. Например, банк выдал кредит, а госорганы не субсидируют в обещанном объеме процентную ставку, то предприниматель попадает в процентную ловушку, и теряет 3, 4, 5% от запланированной рентабельности.

- И такие деньги ему уже куда меньше нужны.

- Да, деньги оказываются «горячими».
И надо сказать еще об одном факторе: не такие уж большие средства выделяются у нас в стране на поддержку предпринимательства. И их достаточно легко разделить среди «своих». Если бы средств было больше, кому-нибудь досталось и «на стороне». И если сравнивать Россию и развитые страны, то эффективность поддержки бизнеса там заключается также и в том, что масштабы ее совершенно иные.
Если вернуться к взаимодействию бизнеса и банков, то последние, чтобы обезопасить себя, должны повышать требования к залогу. В итоге, брать кредит под 13%, как предлагает Сбербанк, могут позволить себе единицы. Остальные разводят руками и говорят: кредит под 20% мы позволить себе не можем, а для кредита под 13% у нас нет необходимой залоговой массы.
Анализируя перспективы на 2011 год, мы поняли, что ставки навряд ли будут снижаться. Не будут снижены и требования к заемщикам. Большинство малых компаний рискует остаться без кредитов, поскольку банкам в нынешних условиях нужны надежные заемщики с хорошими залогами и на небольшой срок – максимум 18 месяцев. Думаю, что банки самостоятельно ситуацию изменить не смогут, необходима поддержка государства. Не прямая – деньгами, а косвенная через страхование и гарантирование. Масштабы прямой поддержки в нынешних условиях наращивать не нужно.

Окончание следует.

Беседовал Владимир Володин

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости