Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Сергей Мухортов: "У нас очень красивая бизнес-идея"

Зачастую мы мало что знаем о собственном крае и тех серьезных идеях и начинаниях, которые реализуются на нашей земле. Критика программы "Алтайское Приобье" справедлива лишь в той части, что о ней мало информации. Да, в Минрегионе совсем недавно представили 12 инвестпроектов, которые получили одобрение. Но что это за планы? Кто их готов реализовать? Как они взаимосвязаны? Газета "Ваше дело" начинает цикл публикаций, посвященных ключевым инвестиционным и инновационным проектам Алтайского края. О них расскажут сами предприниматели. И первый из этого списка — Сергей Мухортов, генеральный директор научно-производственной фирмы "Алтайский букет".

Сергей Мухортов может часами рассказывать о своем бизнесе. Причем, настолько упоительно, что невольно начинаешь верить в целительную силу меда, трав и облепихи. Фото: Дмитрий Кудрявцев.
Завод нужно строить

— Сергей Алексеевич, инвестпроект вашей компании был представлен в рамках "Алтайского Приобья" в Минрегионе. Формат мероприятия предполагал достаточно сухое описание проекта — "Развитие предприятия по производству функциональных продуктов питания и натуральной косметики на основе возобновляемого природного сырья Алтая". Не могли бы вы более подробно рассказать о нем?

— Суть его заключается в создании современного заготовительно-перерабатывающего комплекса, который позволит существенно увеличить объемы производимой нами продукции. При этом продукция, о которой идет речь, производится из натурального возобновляемого сырья. Мы подвергаем переработке только то, что можно посадить, вырастить, собрать, а на следующий год опять посадить. Вообще, наша сырьевая база состоит из трех главных компонентов. Во-первых, многочисленные посевные травы, которые мы уже давно выращиваем и перерабатываем. Во-вторых, продукция пчеловодства, причем не только мед, но и перга, прополис, маточное молочко и т. д. И третий компонент — плодово-ягодное сырье: яблоки-полукультурки, жимолость, облепиха, черноплодная рябина, малина, калина и т. д.

Откуда возникла идея? Мы долго к ней шли. Ценой серьезных затрат проводили маркетинговые исследования, изготавливали опытные образцы продукции, прорабатывали каналы сбыта. И вот недавно поняли: спрос на нашу продукцию уже превышает предложение. Превышает в разы! Отсюда возникла необходимость усилить производство, чтобы выйти на серьезные сбытовые рынки и закрепиться на них.

— А "усилить" — это во сколько раз?

— Сегодня совокупный объем производства компании составляет порядка 500–600 тонн высокорентабельной инновационной продукции в год. В рамках проекта планируем построить завод, увеличить объемы производства в 15–20 раз и довести выпуск готовой продукции до 10 тыс. тонн в год.

— Давайте, Сергей Алексеевич, все-таки уточним этапы инвестиционного проекта…

— Общая стоимость составляет 1,2 млрд. рублей, срок его реализации — пять лет. В проект входит строительство завода, о котором я уже сказал, а также возведение четырех мини-заводов в различных районах края, где будут размещены площадки для подготовки и хранения сырья. Каждый из этих мини-заводов будет оснащен современным холодильным оборудованием для заморозки сырья и непосредственной работы с ним. Главное производственное предприятие будет находиться в Новоалтайске. Его площадь составит 15 тыс. кв. метров. Здесь также разместится холодильное помещение для хранения порядка 5 тыс. тонн замороженной продукции.

Главный завод мы планируем построить в две очереди. Ввод в эксплуатацию первой назначен на конец 2012 года (уже тогда мы сможем увеличить объем выпускаемой продукции как минимум в 10 раз), вторая очередь будет сдана в 2015 году.

— Если не секрет, какие источники финансирования вы используете для реализации этого плана?

— Порядка 20% от стоимости проекта составляют собственные средства предприятия. Часть из них уже инвестирована: закуплено оборудование, заложены плантации, разработана продукция, изготовлена упаковка, зарегистрированы торговые марки. Остальное будем дополнять в ходе реализации бизнес-плана.

Но большая часть проекта будет осуществляться на заемные ресурсы. С банками мы сейчас ведем активный диалог. Есть два федеральных банка, которые нас хорошо понимают, им нравится наша идея. Последние переговоры прошли недавно в Красноярске во время экономического форума. Речь шла о проектном финансировании. Проблема в том, что для получения столь крупного кредита необходимо иметь соответствующее залоговое имущество. У нас его, конечно, не хватает. Но я думаю, найдем компромисс.

— Что вы можете сказать об окупаемости проекта?

— Согласно бизнес-плану простой срок окупаемости проекта составит четыре года. Но я думаю, наши вложения окупятся гораздо раньше, ведь уже к 2014 году мы сможем производить продукции на 2 млрд. рублей в год.

— Что вам дает положительное решение Минрегиона?

— Многое. Во-первых, это признание нашей компании как одной из лучших в крае. Теперь наша задача — поддержать лидерство, взять этот флаг и идти с ним вперед и вперед. Во-вторых, с такой поддержкой нам гораздо проще вести диалог с кредитными организациями. Важно и то, что это решение дает нам полное право на различные формы поддержки малого и среднего бизнеса. Некоторыми из них мы уже пользуемся — субсидирование части банковской процентной ставки, залоговые формы и т. д. И нас в этом здорово поддерживает краевая администрация. Вообще сам факт принятия программы "Алтайское Приобье" — это большая победа Алтайского края, и вклад в разработку этой программы Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, компании ASBA-консалтинг, Управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности и лично губернатора невозможно переоценить.

Думай о сырье!

— Сергей Алексеевич, давайте немного критически подойдем к оценке проекта. Неужели у вашей продукции не найдется конкурентов на всем пространстве России?

— Мы работаем на рынке функциональных продуктов питания — производим натуральные пищевые продукты с полезными для здоровья функциями. На этом рынке игроков не так много и в основном — зарубежные производители. Как вы знаете, степень доверия к импортной продукции у потребителя разная. На мой взгляд, у алтайской продукции рейтинг выше. Кроме того, импортная продукция дороже. Поэтому, я считаю, у нас есть все предпосылки успешно реализовать проект.

— Но ваши потенциальные конкуренты тоже могут задуматься о сырье, его на Алтае хватает. Насколько с этой точки зрения ваш проект защищен от рисков?

— Если речь идет об облепихе, то далеко не каждый сможет с нею работать. Это, пожалуй, одна из главных причин, по которой переработчиков облепихи в России немного. Облепиха — очень капризная ягода, сложная в переработке, да и заготавливать ее нелегко. Мы же занимаемся этой культурой долгие годы, имеем огромный опыт и уникальные технологии культивации, сбора и переработки этой ягоды. Без них бизнес на облепихе выстроить сложно.

Что же касается действительно качественного сырья, пригодного для производства продукции, подобной нашей, то на самом деле его не так много, как кажется. В производстве мы используем исключительно сортовую облепиху. Она обладает улучшенными вкусовыми качествами и во многом превосходит по своим свойствам дикую ягоду. Если говорить о пчелопродуктах, то их объемы в крае (впрочем, как и в России в целом) тоже сравнительно невелики. Однако мы к решению проблемы дефицита сырья серьезно подошли еще полтора-два года назад. Примерно в это время мы начали анализировать свои возможности как в плане медово-пчелиной продукции, так и в части плодово-ягодных культур. И за это время уже многое сделано.

Например, с целью обеспечения достаточных объемов пчелосырья нами была разработана технология так называемого "необслуживаемого улья". При минимальных усилиях со стороны человека эта технология пчеловождения позволяет получать значительное количество меда и других ценных продуктов пчеловодства — прополиса, пчелиной обножки, перги и т. д. В крае выращивается огромное количество гречихи, рапса, подсолнечника и других энтомофильных культур, которым для плодоношения пчелоопыление просто необходимо. И многие прогрессивные фермеры давно поняли, что, поставив на своих полях определенное количество ульев, они увеличивают урожайность возделываемых культур как минимум на 40–50%. Технология "необслуживаемого улья" стала для многих из них оптимальным решением. Опробовав ее в прошлом сезоне, все они теперь планируют повторить успешный опыт. Есть и множество новых желающих. Таким образом, выстраивается долгосрочное плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество: фермеры получают прирост урожая, мы — необходимое количество пчелосырья.

— А по другим сырьевым направлениям?

— О заготовке трав мы задумались еще раньше, ведь их переработкой наша компания занимается с момента своего создания. Все бальзамы производства компании "Алтайский букет" содержат в своем составе экстракты множества лекарственных трав. И мы 10 лет назад прекрасно понимали, что рано или поздно не сможем, например, купить золотой корень в необходимом количестве и по адекватной цене. Именно поэтому совместно с одним из моих партнеров создали компанию в Горном Алтае, которая сегодня занимается как сбором дикоросов, так и культивацией лекарственных растений, таких, например, как левзея сафлоровидная (маралий корень — один из ключевых эндемиков Алтайского края). Кроме того, три года назад в Ребрихинском районе мы заложили собственные плантации эхинацеи, тысячелистника, ромашки лекарственной.

"Дракон на пороге"

— И все-таки, Сергей Алексе­евич, кто же ваш основной потенциальный конкурент?

— В России таких предприятий, на мой взгляд, сегодня нет. Но теоретическая угроза конкуренции существует. И это Китай. Буквально на днях я закончил чтение шикарной книги М. Цзена и П. Дж. Вильямсона "Дракон на пороге". Речь в ней идет о том, как китайские компании поглощают лидеров мировой экономики. После этой книги я еще раз убедился в мысли, что приход китайцев к нам неизбежен. К этому нужно готовиться. Нужно иметь козырные карты, чтобы конкурировать с Китаем. Если их нет — мы просто развалимся. А способы конкуренции могут быть разными, например альянс. Дело в том, что китайцам очень интересна наша продукция. Особенно медово-фруктовые композиции и продукты из облепихи. Китайцы предлагают нам создать совместное производство: мы даем им свои технологии, они нам — свои. И нам это тоже интересно! Прошло уже два раунда переговоров, не за горами третий. В этом году в Китае пройдет пятая всемирная конференция по облепихе — возможно, там все и обсудим.

— И когда вы планируете создать совместное предприятие?

— В любом случае только после реализации инвестпроекта. К тому же с китайскими партнерами необходимо договориться о главном — о разделении рынков сбыта. А этот вопрос пока не решен.

—  В названии вашей компании присутствует слово "научная". Что оно значит?

— Наша компания совсем недавно переехала в собственное красивое трехэтажное офисное здание. А раньше мы располагались в здании Алтайского государственного медуниверситета, и вся наша деятельность была тесно связана с этим вузом. Я являюсь сотрудником кафедры АГМУ, дружу со многими академиками, профессорами и авторами некоторых продуктов, присутствующих в нашем ассортименте. Сейчас у нас намечается очень интересное сотрудничество с алтайскими вузами. В планах — создание научно-производственного объединения, куда, с одной стороны, войдут ученые с их разработками и исследованиями, с другой — мы со своей производственной площадкой. Они готовы делиться с нами знаниями, а мы — претворять их идеи в жизнь. Таким образом, объединив научные возможности и возможности бизнеса, мы создаем инновационную площадку.

О чем еще рассказал собеседник

О большой проблеме

— Одна из главных проблем для реализации проекта — нехватка специалистов. Это просто, извините за выражение, офигенная проблема в Алтайском крае! Для реализации проекта нужны грамотные технологи, строители, электрики, наконец! А их нет. Даже директора будущего завода я вынужден был пригласить из Новосибирска, потому что в Барнауле подходящего кандидата не нашлось.

О мировом рынке

— Мы уже начали заниматься экспортом продукции, но пока в небольших масштабах. Для экспорта нужны серьезные производственные объемы. С появлением завода эта проблема решится. А пока крупные дистрибьюторы, с которыми мы сотрудничаем, говорят примерно так: "Вся ваша продукция, Сергей Алексеевич, нам очень интересна. Но можете вы нам хотя бы вагон "Голденмикса" поставлять в месяц?" Приходится отвечать: "Нет, завод нужно строить".

О важном подарке

— Руководитель Сбербанка России Герман Греф на одной из последних встреч сделал нашей компании ценный подарок — собрание изданий "Библиотека Сбербанка". Среди всех книг он выделил одну — "От хорошего к великому" Джима Коллинза. Вручая ее, Герман Оскарович сказал: "Я считаю, у вас есть все основания стать великой компанией".

Кто такой Сергей Мухортов

Родился 11 июля 1960 года в Новоалтайске в семье рабочих. Имеет два высших образования — медицинское (в 1987 году с отличием окончил Алтайский государственный медицинский институт) и экономическое (в 2002 также с отличием — Всероссийский заочный финансово-экономический институт). В 1997 году защитил диссертацию кандидата медицинских наук.

В 1997 году Сергей Мухортов создает научно-производственную фирму "Алтайский букет". В 2005 году учреждено еще одно предприятие — "АлтайБрэнд", которое сегодня успешно занимается производством и реализацией имиджевых подарочных наборов и сувенирной продукции. В настоящее время Сергей Алексеевич продолжает совмещать руководство двумя компаниями и работу доцента кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии АГМУ. Под руководством г-на Мухортова НПФ "Алтайский букет" дважды становился лучшей фирмой Барнаула — по итогам 2002 и 2009 годов.

Сергей Алексеевич женат. Супруга — Елена Михайловна Мухортова — врач-косметолог медицинского центра "ЛегеАртис". Сын Антон — менеджер в компании "АлтайБрэнд".

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости