Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Александр Иоффе, Президент Всероссийского общественного объединения «Российская Ассоциация развития малого предпринимательства»: Предприниматели должны отстаивать свои интересы. Часть вторая

По материалам выступлений и интервью на 5-м Всероссийском Форуме «Малое и среднее предпринимательство. Государственная (федеральная и региональная) поддержка сектора. Финансирование. Контроль (надзор), административные барьеры».

За те 20 лет, что я занимаюсь бизнесом и лоббированием интересов малого и среднего предпринимательства, мне приходилось участвовать не в одной сотне различных конференций, круглых столов и других мероприятий, связанных с развитием малого и среднего бизнеса. И почти на каждом таком собрании поднимаются две волнующие бизнес темы. Одна из них звучит так: не надо помогать малому бизнесу – надо не мешать ему. Вторая тема звучит с точностью до наоборот: какую помощь может оказать нам, предпринимателям, государство. Мы нуждаемся в кредитах, в каком-то имуществе, в содействии государства.
В этом противоречии давно пора разобраться, тем более, что, на самом деле, никакого противоречия здесь нет. Уже давно тот момент, который характеризуется словом «не мешать» уже нигде в мире не существует. И точно также нигде не существует той патерналистской системы, при которой государство ведет бизнес за ручку, оберегая от различных неприятностей. Во всем мире действуют смешанные модели. Посмотрите на такие высокоразвитые страны, как США или страны ЕС, исповедующие либеральные принципы. Там бизнесу не мешают действовать, ликвидируя препятствия для эффективного ведения бизнеса. Там снимаются лишние административные барьеры, резко ограничивается количество различных проверок. Делают то, что входит в понятие «не мешать». Тем не менее, даже там государство совместно вместе с бизнес-сообществом выделяет огромные организационные и финансовые ресурсы для того, чтобы бизнес продолжал развиваться.
Специфика малого и среднего бизнеса заключается в том, что его очень много. Миллионы и десятки миллионов субъектов малого и среднего предпринимательства. Причем речь идет о самых разных секторах экономики – от торговых точек до предприятий, занимающихся космическими технологиями. И работают на разных предприятиях от одного до нескольких сотен человек. Поэтому у разных представителей малого и среднего бизнеса могут быть абсолютно разные потребности.
Точно также разнятся и потребности тех, кто только начинает вести свой бизнес, и тех, кто уже успел развиться. Начинающему необходим стартовый капитал и какие-то консультации по предстоящей работе. Предприятию же, которое вышло на определенные объемы, это все уже не нужно, ему необходимо искать новые рынки сбыта, ему нужны новые идеи, нужно внедрение инноваций.
Поэтому необходимо сочетание помощи, выражающейся, с одной стороны, в снижении административных барьеров, с другой стороны, - в сдерживании аппетитов естественных монополий. Ведь не секрет, что чудовищный рост стоимости энергоносителей и ЖКХ совсем не способствует развитию малого бизнеса. Сегодня увеличение ЕСН и безудержный рост тарифов – серьезнейшие факторы на пути развития малого и среднего бизнеса.
К тому же существует и такой фактор, как административный ресурс. Это – безусловное нарушение конкуренции, и бизнесу оно мешает. Конечно, тот бизнес, который получает привилегии, находится в неконкурентной среде. Административный ресурс ставит его в преимущественное положение по отношению к тем, кто не может использовать подобную помощь. И это очень серьезные вопросы, связанные с принципом «не мешать». Разумеется, устранить это удастся нескоро, предстоит огромное количество работы, но по этому пути надо идти.
Развитие и обновление бизнеса происходит постоянно: кто-то решил начать свое дело, кто-то развился и перешел на другую ступень, кто-то разорился, кто-то свой бизнес продал. И все это продолжается, на смену одним людям приходят другие, как и должно быть в нормальной жизни. И государство должно быть заинтересовано в такой нормальной жизни бизнеса, хотя бы потому, что это – прекрасное средство от безработицы. А ведь страна заинтересована и в том, чтобы производилось больше хороших товаров, оказывалось больше различных услуг, чтобы развивались рынки.
И в этом смысле процессы, которые идут у нас сегодня, не вызывают большого оптимизма. Давайте посмотрим на статистику: с 1994 года, когда в России работало порядка 950 тысяч малых предприятий, до сегодняшнего дня, когда их миллион 150 тысяч, мы наблюдаем очень медленный рост. Он составляет крайне небольшую величину.
При этом не надо забывать: количество таких предприятий должно бы составлять минимум 5 – 6, а лучше – 10 миллионов. Для справки: в США их около 25 миллионов. Понятно, что для такого рывка нужны серьезные государственные решения. Нужна не просто поддержка того, что уже есть сейчас, нужна мощная государственная политика, которая должна охватывать многие сферы, связанные с повседневной работой предпринимателя налоговой политикой, административными барьерами, с прямой финансовой помощью как работающим, так и начинающим малым предприятиям. И скажу сразу: те ресурсы, которые сейчас выделяются в помощь малому предпринимательству и на федеральном, и на региональном уровне, мне представляются явно недостаточными. Тем более, что неблагоприятная для бизнеса ситуация в плане административных барьеров должна компенсироваться более серьезными вложениями государства в поддержку бизнеса.
Поэтому я считаю, что задача общества и государства принять мощную программу поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Иначе у нас никогда не будет, как в Польше, где около 50 – 60% населения занято в малом и среднем бизнесе и на малых предприятиях производится около половины всей продукции.
Но без вливания серьезных ресурсов, облегчения доступа к помещениям, особенно – производственным помещениям, ряда других мер, мы этого не добьемся. И никакой инновационный бизнес в условиях той налоговой политики, которая проводится у нас, тоже не разовьется. Повышение ЕСН и ряд других мер правительства показывают: мы хотим роста малого бизнеса, но двигаемся в противоположном направлении.
Здесь много спрашивали о социальном налоге, переведенном ныне в разряд обязательных страховых взносов. Мы, по-моему, еще не осознали за всей этой историей с социальным налогом. Предприниматели ведь будут с этим бороться, и средств у них достаточно: здесь убавить цифры, там вывести кого-то за рамки штатного расписания. Мы очень хотели быть прозрачными, вести честный бизнес, платить налоги. Но это у нас не получается. Нас постоянно толкают в другую сторону. Мы так и остаемся на крючке различных проверяющих органов. Это создает, сами понимаете, какие перспективы для честного отношения к делу. Я думаю, что общественным организациям предпринимателей надо много работать, чтобы исправлять такое положение.
В последнее время у нас стала популярной тема инноваций в малом и среднем бизнесе. Но ведь повышение социального налога более всего бьет по тем предприятиям, у кого высокая официальная заработная плата. Ведь у инновационных предприятий, где одна из основных работ – думать, основные деньги как раз идут на зарплаты думающим людям. И вот возьмем компанию, занимающуюся АйТи технологиями. Мы знаем, что в таких компаниях обычно работает 10 – 20 человек, но им приходится писать, что у них 50 – 60 работников.
Бизнес должен оказывать сопротивление административному нажиму. Но, увы, он оказывает его довольно слабо. Есть общественные организации, которые это сопротивление оказывают: Торгово-промышленная палата РФ, ряд других, но на них власти обратили не очень большое внимание: так, сделали какие-то поблажки. Снизили в ряде случаев ЕСН с 34, до 24%.
И здесь надо сказать о еще одном вопросе, который задают предприниматели, о вопросе деятельности их общественных объединений. Наши объединения, которые работают, которые лоббируют интересы предпринимателей, к сожалению, малочисленны. Лишь малая часть предпринимателей объединена и солидарно действует в рамках этих объединений. Так ассоциация, которую я возглавляю, насчитывает 100 тысяч из миллиона с лишним предпринимателей.
Если бы была организация, включавшая в себя миллион предпринимателей, готовых в едином порыве защищать свои права, наверное, на них обратили бы внимание. Сейчас же сложилась ситуация парадоксальная: различных ассоциаций много, но именно поэтому в них народ не вступает. Получается порочный круг: если организация малочисленная, то зачем власть предержащим уделять ей большое внимание. Вполне можно сделать вид, что к этим организациям прислушиваются, а тем временем идти своим путем.
Второй момент: нет бюрократической процедуры согласования интересов бизнеса, общества и государства. Представители общества и бизнеса сейчас столь малочисленны, что с ними можно делать все, что угодно. Если же обязанность власти согласовывать свои действия с ними были бы прописаны законодательно, это могло бы серьезно повлиять на подготовку и принятие тех или иных документов, тех или иных законопроектов. И это стало бы очень серьезным шагом вперед.
Мой опыт работы в Совете при правительстве Москвы говорит о том, что таким образом можно добиваться вполне определенных успехов. Можно добиться того, чтобы касающиеся малого и среднего бизнеса предложения в обязательном порядке рассматривались таким Советом. Конечно, не все органы власти на это идут, но у нас, например, это была очень серьезная работа. Она не носила публичный характер, но приносила свои плоды.
И я считаю, что обсуждение с бизнесом касающихся его действий органов власти совершенно необходимо. И, надо помнить, что такие механизмы есть в других странах. Это – не наше изобретение.
Я думаю, что бизнесу надо участвовать в политической деятельности, бизнесу придется в итоге стать основой какой-либо партии, которая должна защищать его интересы.

Материал подготовил Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости