Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

«Важна связь образования с наукой и производством»

Интервью участника XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества — директора Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования ВШЭ Татьяны Абанкиной.

— Что на этой конференции вас интересует больше всего? Какие доклады вы бы выделили на секции, посвященной образованию?

— Действительно, и на этой конференции, как и на предыдущих, работает секция по образованию. Там запланировано несколько заседаний и несколько круглых столов. Начну с круглых столов, потому что они посвящены актуальным проблемам. Прежде всего, это обсуждение программы развития образования Москвы на 2012-2016 годы. Сейчас готовится новая программа столичного образования, и эксперты ВШЭ тоже принимают участие в анализе ситуации с московским образованием и в разработке перспектив и стратегий развития этого образования. Все желающие приглашаются к обсуждению. Кроме того, в ВШЭ работают экспертные группы по подготовке Стратегии-2020, одна из таких групп — это «Новая школа-2020». Руководители круглого стола Исак Фрумин и Анатолий Каспржак тоже приглашают всех на обсуждение перспектив развития школы до 2020 года. Мне кажется, что это важная и интересная тема. Хотелось бы, чтобы намечаемые перспективы были связаны как с развитием школы, так и вообще с развитием пространства детства, с сохранением и развитием здоровья школьников, с тем, чему и как учить, как реагировать на изменения в демографической ситуации, в системах расселения, и каковы здесь наши риски, перспективы и возможности.

— С чем связано выделение московского образования в отдельную сессию на конференции?

— Столичное образование очень важно для всей страны. Сейчас подводятся итоги развития столичного образования за последние 5 лет и разрабатывается программа на перспективу 2012–2016 годов. Я думаю, это может быть связано и со сменой руководителей департамента образования Москвы, с тем, что Москва ставит новые задачи повышения качества образования, чтобы Москва стала не только лидером российского образования, но и лидером мирового уровня в развитии образовательных систем.

— Каковы основные проблемы московского образования в настоящее время?

— Я думаю, сегодня Москва является лидером по целому ряду направлений. В Москве работают сильные школы, интересные педагоги, есть коллективы, которые показывают очень хорошие результаты, в том числе не только в учебных достижениях, но и во внеучебных. Вместе с тем, сохраняется очень большая неравномерность в развитии системы. Сохраняются слабые школы, и сегодня стоит задача ликвидировать эти зоны неблагополучия в московском образовании. Кроме того, стоит задача подготовки инновационного поколения Москвы, то есть плеяды молодых людей, которые были бы и мотивационно, и квалификационно подготовлены к решению задач, стоящих перед Москвой, прежде всего в развитии инновационного сектора экономики Москвы. И в этом смысле важна связь образования с наукой и производством. Стоит задача сделать открытые производственные площадки для того, чтобы школьники и студенты могли бы гораздо теснее сотрудничать с экономикой, с предприятиями, научными коллективами. Очень важно сегодня обеспечить развитие не только образования, но и вообще пространства развития.

— На этой конференции пройдет презентация результатов вашего совместного исследования с китайскими коллегами по стратегиям российских и китайских школьников и студентов…

— Да, в прошлом году мы провели исследование образовательных, карьерных и миграционных стратегий сельских школьников. Исследование было проведено по одной и той же методологии с использованием одинаковых анкет школьников и их родителей в трех регионах РФ и в трех провинциях Китая. И сегодня мы можем говорить о том, чтобы сравнить результаты и продолжить исследования в других развивающихся странах — Индии и Казахстане. К нам приехали китайские коллеги Дзянь Сяо Янь и Бинь Хоан, чтобы рассказать о своих результатах. Мы предварительно говорим: наши сельские школьники ориентируются прежде всего на вузы, на переезд в региональные столицы. Профессии, которые они выбирают, к сожалению, мало связаны с сельским хозяйством, школьники ориентируются на то, чтобы стать врачами, учителями, юристами, экономистами, работать в IT. В Китае тоже выбирают такие профессии, но ориентация на профессиональное техническое образование в Китае существенно выше, чем в России. Мы постараемся это сравнить.

— Вы участвуете в работе экспертной группы «Новая школа» по Стратегии-2020. Не могли бы вы рассказать о результатах этой деятельности на настоящий момент?

— Обсуждены основные вызовы, стоящие перед системой образования, которые связаны не только с самой школой, но которые влияют на школу. Это те изменения, которые происходят в демографии, в системе расселения, изменения, связанные с семьей, с информационным миром, который сегодня много обрушивает на школьников, с другими возможностями получения образования. Обсуждены и проблемы, связанные с обеспечением здоровья, с тем, что образование должно быть социальным лифтом, который обеспечивает успешную профессиональную стратегию и жизненные перспективы.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости