«Используемые нанопрепараты являются суперпрочными и значительно увеличивают текучесть чернил. Если печатающие головы слегка забиты и обычные чернила не проходят через сопла голов, то чернила на наночастицах идеально проходят через сопла и очищают их, не повреждая голову…» — так в своих маркетинговых материалах группа компаний САН из Новосибирска объясняет преимущества нанотехнологий.
«Слегка забитые головы» вызывают сложные ассоциации. Конечно, это профессиональное выражение, ведь САН подчеркивает, что специализируется на принтерах, использующих сверхъяркие ультрафиолетовые светодиоды на основе гетероструктур нитрида галлия, и чернилах с наноразмерными пигментами. Но в той фразе видятся не одни лишь технические смыслы. Ведь головы бывают не только у принтеров. Причина успеха САН — это именно головы их сотрудников, не забитые стереотипами и комплексами.
Один из примеров интеллектуальной свободы не так давно прогремел на всю страну. Есть такая телепрограмма «Прожекторперисхилтон». В ее передаче телеведущие обсуждали статью о достижениях наноиндустрии. В тексте была фраза: «показали „нанопринтер с наночернилами, который может печатать на невозможных поверхностях“». Ведущие принялись рассуждать на тему, какими могут быть «невозможные поверхности», и что теперь можно будет писать на воде, как раньше вилами.
Сотрудники компании САН тоже люди и тоже смотрят телепередачи. Шутку звезд экрана они восприняли как руководство к действию. И вскоре на одной из выставок публика увидела блюдце с водой. Хитрый агрегат наносил на водную гладь сложную многоцветную картинку. «За счет межфазного натяжения на границе раздела жидкостей еще жидкие наночернила удерживаются тонкой пленкой на поверхности воды» — поясняют разработчики. Эта «шутка» произвела ошеломляющий эффект на посетителей крупнейшей выставки по цифровой печати FESPA в США. Посетители не верили, что такое возможно, и просили повторить опыт снова и снова. После этого появилось предложение выдвинуть компанию САН на Игнобелевскую премию (это такая пародия на Нобелевку).
— Если бы вам такую премию присудили, вы бы обиделись? — спрашиваю у генерального директора компании Натальи Стасюк.
— Совсем не обиделись бы, — отвечает Наталья. — Мы не боимся выглядеть «несерьезно». Вот недавно на выставке мы украсили наш стенд желтыми надписями на черном фоне: «ультрафиолетовые лампы — это озон, озон — это рак, рак — это смерть». Дело в том, что в большинстве аналогичных принтеров для отвердения чернил используют УФ-лампы, которые считаются экологически опасными. А у нас — светодиоды, которые не вредят здоровью. Возможно, такой маркетинговый ход выглядит агрессивно, но мы не боимся привлекать к себе внимание. Страх — это та тема, о которой всегда хочется говорить, но всегда смущаешься.
— У вас два высших образования — юридическое и экономическое. То есть, вы — чистый гуманитарий. Вам не страшно руководить инженерами, химиками, физиками, программистами и прочими технарями?
— Нет, не страшно, — улыбается Наталья, — Понимаете, мы занимаемся настолько новой для всего мира темой, что даже специалисты сталкиваются со многими проблемами впервые. Хоть я совсем не химик, но вполне могу сказать: «А давайте попробуем это…». Например, так было, когда обсуждалась возможность использования графена при создании солнечных батарей.
Сейчас это одна из самых перспективных разработок: пленку, преобразующую солнечный свет в электричество, будут наносить с помощью специальных принтеров. Но пока идут эксперименты, САН совершенствует свою инновационную систему печати, осваивая все новые поверхности и активно продвигая свою продукцию не только в Россию, но и за рубеж. Ее экспансию поддержали РОСНАНО и банк «УРАЛСИБ», инвестировав в проектную компанию «САН-НСК». Маркетинговое исследование потенциала рынка показало, что продукция САН опережает своих конкурентов на два года.
Приобретение нового оборудования позволило ее удешевить, улучшить качество и выйти с большими объемами на международные рынки. Сейчас САН срочно набирает сервисных инженеров для работы на территории дилеров компании — в Японии, Кореи, Индии, ОАЭ, Турции, странах Европы. Лидерство российской компании на мировых рынках укрепляется.